Зло физическое (порождаемое природой) | Зло моральное (порождаемое людьми) |
Стихийные разрушения и уничтожения, космические катастрофы, землетрясение, ураганы, тайфуны, засуха, наводнения, лесные пожары, болезни, смерти и т.д. | Убийство,агрессивность,терроризм,злоб-ность,насилие,порочность,вредные привычки,зависть,месть,подлость,воровство,ложь,предательство,трусость,рабство,взяточничество,невежество,тунеядство,и т. д. |
- Как вы понимаете утверждение, что зло губит душу, способствует моральной деградации (разрушению) личности?
- Чем вы будете руководствоваться, пытаясь отличить добро от зла?
Чтобы вы почувствовали, как трудно порой бывает понять, где добро, где зло, прочитайте одну старинную повесть.
3. Работа с текстом. Отрывок из драмыМ. Ю. Лермонтова «Испанцы».
(Дидактический материал № 1)
Это произошло давно, в средневековой Испании. Богатый человек нашел маленького бездомного мальчика, пожалел его взял к себе в замок. Мальчик стал приемным сыном этого человека и сводным братом его родной дочери. Дети выросли, горячо полюбили друг друга. Но отец, узнав об их чувствах, прогнал юношу из замка: ведь он был неровней его дочери по происхождению и богатству. А вскоре с девушкой случилась беда: ее выкрал итальянский монах-иезуит, старый развратник, пожелавший позабавиться с очередной своей жертвой. Бедная девушка была на грани безумия, день и ночь молила Бога спасти ее от унизительного бесчестия. А честь и достоинство ценились девушкой выше самой жизни.
|
|
Юноша, узнав, где находится возлюбленная, проник в домпохитителя, нашел ее, и они решили бежать, но были обнаружены и окружены. Положение их стало безнадежным. И тогда, чтобы спасти честь любимой, юноша закалывает ее кинжалом.Она умирает. Его хватают и ведут на казнь. В толпе одни называют его злодеем, а другие считают, что он поступил правильно - спас возлюбленную от бесчестия.
- Как оценить поступок юноши?
Мне понравился ваш ответ, точно и лаконично высказали ответ.
Мы не беремся судить. Мы только хотели показать, как порой бывает трудно разобраться, где добро, а где зло. Добро и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга. Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.
- А теперь друзья возьмемся за руки ты и я
- К солнышку потянулись,
- Друг другу улыбнулись
- Поприветствовали 1-ю команду, 2-ю, 3-ю, жюри
- Руки за спину, потянулись
- Кисти рук встряхнули.
- Прошу садиться.
Между прочим, если вы ежедневно сделаете лишь 1 доброе дело, то в течении 40 лет вы можете совершить 14600 добрых дел.
В обычной жизни человек может показывать себя с выгодной стороны, лицемерить, скрыть плохое отношение к человеку под маской доброты. Но есть такие критические ситуации, когда это невозможно и человек должен делать свой выбор.
|
|
Я хочу предложить вам несколько ситуаций. Давайте поразмышляем над ними и выскажем свое мнение. Отвечаем по попс-формуле.
Попс – формула используется при организации споров, дискуссий. Ученик высказывает:
П – позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения);
О – обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: Потому что…»);
П – пример («Я могу подтвердить это тем, что…»)
С – следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы)
Задание группам:
(Дидактический материал № 2)
I группа. В одной из московских школ писали сочинение о доброте. Александр Васильев изложил в нем свои соображения:
«В современном мире быть добрым - слишком большое удовольствие. Ведь жизнь - это борьба. Жизнь, по-моему, это забег на дальнюю дистанцию, и если будешь смотреть на цветы у обочины да говорить с каждым встречным о закате, то дело не будет сделано никогда».
Разделяете ли вы это мнение? Поясните свой ответ.
II группа. Одна девятиклассница написала в редакцию молодежной газеты письмо, в котором были такие слова: «Пока я не совершаю поступков, никто не замечает, какая я. Как же обратить на себя внимание? Как жить, чтобы каждый день был в радость, как с людьми ладить и чтобы они уважали меня?»
Как бы вы ответили на это письмо?
III группа. Прочитайте сказку Л. Н. Толстого «Белка и волк» и попробуйте сформулировать ее мораль.
«Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня. Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
IV группа. На молодежном диспуте прозвучал следующий вопрос «Может быть, правда, что честность, порядочность, деликатность в наше время никому не нужны, более того, обрекают на постоянную неудачу. Может быть, надо научиться хитрить, ловчить, обманывать, выхватывать удачу у других из-под носа - словом, приобрести все качества человека, «умеющего жить»?»
- Представьте себя участником диспута. Выскажитесь по этому поводу.
- Как вы считаете, по каким критериям (т.е. меркам) можно отличить моральное поведение от аморального?
Выводы:
Мера - гуманизм. Судят - по делам. Оценивают с точки зрения гуманизма, т.е. с точки зрения любви, уважения к человеку, с точки зрения общественных ценностей и идеалов.
Наличие или отсутствие гуманизма в реальных делах и поступках (а не на словах) - основной критерий морали, по которым можно различать добро и зло, моральное или аморальное поведение.