Заполнение таблицы

Зло физическое (порождаемое природой) Зло моральное (порождаемое людьми)
Стихийные разрушения и уничтожения, космические катастрофы, землетрясение, ураганы, тайфуны, засуха, наводнения, лесные пожары, болезни, смерти и т.д. Убийство,агрессивность,терроризм,злоб-ность,насилие,порочность,вредные привычки,зависть,месть,подлость,воровство,ложь,предательство,трусость,рабство,взяточничество,невежество,тунеядство,и т. д.

- Как вы понимаете утверждение, что зло губит душу, способствует моральной деградации (разрушению) личности?

- Чем вы будете руководствоваться, пытаясь отличить добро от зла?

Чтобы вы почувствовали, как трудно порой бывает понять, где добро, где зло, прочитайте одну старинную повесть.

3. Работа с текстом. Отрывок из дра­мыМ. Ю. Лермонтова «Испанцы».

(Дидактический материал № 1)

Это произошло давно, в средневековой Испании. Богатый человек нашел маленького бездомного мальчика, пожалел его взял к себе в замок. Мальчик стал приемным сыном этого человека и сводным братом его родной дочери. Дети выросли, горячо полюбили друг друга. Но отец, узнав об их чувствах, прогнал юношу из замка: ведь он был неровней его дочери по происхождению и богатству. А вскоре с девушкой случилась беда: ее выкрал итальянский монах-иезуит, старый развратник, по­желавший позабавиться с очередной своей жертвой. Бедная девушка была на грани безумия, день и ночь молила Бога спасти ее от унизительного бесчестия. А честь и достоинство ценились девушкой выше самой жизни.

Юноша, узнав, где находится возлюбленная, проник в домпохитителя, нашел ее, и они решили бежать, но были обнаружены и окружены. Положение их стало безнадежным. И тогда, чтобы спасти честь любимой, юноша закалывает ее кинжалом.Она умирает. Его хватают и ведут на казнь. В толпе одни называют его злодеем, а другие считают, что он поступил правильно - спас возлюбленную от бесчестия.

- Как оценить поступок юноши?

Мне понравился ваш ответ, точно и лаконично высказали ответ.

Мы не беремся судить. Мы только хотели показать, как порой бывает трудно разобраться, где добро, а где зло. Добро и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга. Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.

- А теперь друзья возьмемся за руки ты и я

- К солнышку потянулись,

- Друг другу улыбнулись

- Поприветствовали 1-ю команду, 2-ю, 3-ю, жюри

- Руки за спину, потянулись

- Кисти рук встряхнули.

- Прошу садиться.

Между прочим, если вы ежедневно сделаете лишь 1 доброе дело, то в течении 40 лет вы можете совершить 14600 добрых дел.

В обычной жизни человек может показывать себя с выгодной стороны, лицемерить, скрыть плохое отношение к человеку под маской доброты. Но есть такие критические ситуации, когда это невозможно и человек должен делать свой выбор.

Я хочу предложить вам несколько ситуаций. Давайте поразмышляем над ними и выскажем свое мнение. Отвечаем по попс-формуле.

Попс – формула используется при организации споров, дискуссий. Ученик высказывает:

П – позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения);

О – обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: Потому что…»);

П – пример («Я могу подтвердить это тем, что…»)

С – следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы)

Задание группам:

(Дидактический материал № 2)

I группа. В одной из московских школ писали сочинение о доброте. Александр Васильев изложил в нем свои соображения:

«В современном мире быть добрым - слишком большое удовольст­вие. Ведь жизнь - это борьба. Жизнь, по-моему, это забег на дальнюю дистанцию, и если будешь смотреть на цветы у обочины да говорить с каждым встречным о закате, то дело не будет сделано никогда».

Разделяете ли вы это мнение? Поясните свой ответ.

II группа. Одна девятиклассница написала в редакцию молодежной газеты письмо, в котором были такие слова: «Пока я не совершаю поступ­ков, никто не замечает, какая я. Как же обратить на себя внимание? Как жить, чтобы каждый день был в радость, как с людьми ладить и чтобы они уважали меня?»

Как бы вы ответили на это письмо?

III группа. Прочитайте сказку Л. Н. Толстого «Белка и волк» и по­пробуйте сформулировать ее мораль.

«Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня. Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы ве­селы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

IV группа. На молодежном диспуте прозвучал следующий вопрос «Может быть, правда, что честность, порядочность, деликатность в наше время никому не нужны, более того, обрекают на постоянную неудачу. Может быть, надо научиться хитрить, ловчить, обманывать, выхватывать удачу у других из-под носа - словом, приобрести все качества человека, «умеющего жить»?»

- Представьте себя участником диспута. Выскажитесь по этому поводу.

- Как вы считаете, по каким критериям (т.е. меркам) можно отличить моральное поведение от аморального?

Выводы:

Мера - гуманизм. Судят - по делам. Оценивают с точки зрения гуманизма, т.е. с точки зрения любви, уважения к человеку, с точки зрения общественных ценностей и идеалов.

Наличие или отсутствие гуманизма в реальных делах и поступках (а не на словах) - основной критерий морали, по которым можно различать добро и зло, моральное или аморальное поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: