Игры и тренинги

Эта форма проведения занятий, пожалуй, требует особой уверенности в своих педагогических силах лектора, который в этот момент, собственно говоря, лектором быть перестает. Он становиться тренером. Попробуем разобраться, в чем же разница. Главное, что отличает игровые методики – их непредсказуемость: одна и та же история, положенная в основу игры, может привести к абсолютно разным сценариям развития событий. И если при работе над заданием лектор может вмешаться в процесс обсуждения, «успокоить» страсти; то задача тренера, как правило, обратная: столкнуть интересы, чтобы максимально четко ребята увидели противоречивость обсуждаемой проблемы. И здесь действительно очень важно проконтролировать, чтобы ребята играли, но не заигрывались; а «победители» не переигрывали перед «побежденными». Ведь в играх и тренингах нет проигравших; эта уникальная форма работы просто позволяет действительно эффективно «включить» аудиторию в проблему.

1. Игра «Равные права»[3]

В игре используются две стопки карт: красных втрое больше, чем белых. На красных картах указаны характеристики, а на белых – права (перечни характеристик и прав приводятся ниже, их можно продолжить) (Карточки с характеристиками правами размещены на диске)

Перечень характеристик: Техническое образование, экономическое образование, философское образование, экологическое образование, опыт руководящей работы, опыт работы в торговле, очень большое состояние, опыт улаживания конфликтов, физическая сила, славная родословная, обилие друзей, приятная внешность, неспособность что-либо понимать, знание 10 иностранных языков, природный ум, основное общее образование, отсутствие совести, эгоизм, совестливость, ответственность, карьеризм, склонность к употреблению алкоголя в больших дозах, возраст 6 лет, возраст 15 лет, возраст 20 лет, возраст 50 лет, возраст 90 лет, провалы в памяти, забывчивость, злобность, ненависть к людям.

Перечень прав: Право совершать крупные сделки от своего лица, право совершать крупные сделки от лица предприятия, право совершать крупные сделки от лица государства, право принимать решение о начале войны, право на недорогое государственное жилище, право на бесплатный проезд в городском транспорте, право штрафовать водителей за нарушение правил дорожного движения.

Правила игры: каждый ученик вытягивает «вслепую» три красные карточки и одну белую. Он кладет их на лист бумаги с вымышленным именем человека, обладающего этими свойствами и имеющим это право. Если попадаются абсурдные сочетания карт (например, возраст 15лет, возраст 29 лет, возраст 50 лет), карты тянутся заново. Ученик старается сообразить, к каким негативным или благим последствиям может привести человека с такими свойствами обладание этими правами. Он излагает свои соображения другим участникам.

Ученики выступают по очереди (по кругу). За двух минутное сообщение игроку дается 10 очков. За дополнение- 5 очков. Одновременно играют 5 человек, остальные – зрители.

Игра завершается через 12 кругов – после того, как каждый сделал по ходу. После этого в обсуждение включаются остальные ученики.

Вообразив, что люди с названными характеристиками обитают в крохотном городе-государстве, ученики фантазируют, как могли бы развиваться события в этом государстве.

Им нужно придумать средства, которые могут защитить общество от неприятных событий в результате попадания определенных прав в недостойные руки.

Все обсуждают, если права, которые нельзя предоставлять всем в равной мере. Ищут примеры прав, которыми обладают не все жители России, а лишь занимающие определенные должности или имеющие специальную подготовку.

2. Пантомима о правах человека[4]

Для игры необходимо подготовить текст статей на карточках, на основе которых группы будут представлять пантомимы. Для этих целей подходят ст.5,12,14,16,17,18,19,20,24 и 26 Всеобщей декларации прав человека.

Порядок выполнения:

1. Разделите участников на небольшие группы. Каждой группе дается статья из Всеобщей декларации прав человека. Задание – подготовить пантомиму (немую сценку), показывающую нарушение данной статьи. Важно, чтобы группы не знали, у какой группы какая статья. Если есть возможность, можно предложить репетировать пантомимы группам в разных помещениях. (15-20 минут)

2. Все участники садятся полукругом, чтобы каждый из них мог видеть все, что происходит «на сцене». Участники должны т иметь на руках экземпляры Всеобщей декларации прав человека.

3. Первая группа выступает со своей пантомимой, а остальные участники пытаются угадать, о какой статье Декларации идет речь. Те, кто думает, что знает ответ, поднимают руку, но ничего не говорят. Ведущий подчеркивает, что группа должна доиграть пантомиму до конца, чтобы ее не прервали…

4. Далее руководитель выбирает одного человека, который зачитывает соответствующую статью Всеобщей декларации, о которой, по его мнению, и была пантомима. Если группа говорит, что ответ неверный, спрашивают другого участника. После того, как оглашен правильный ответ, следующие группы выступают со своими пантомимами.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: