Искуство и погребения

Искусство, зародившееся еще в мустье, расцветает в позднем палеолите. Оно представлено скульптурой, графикой и живописью. Из бивней мамонта, костей животных, сланца вырезали фигурки людей и животных; получил развитие орнамент, нанесенный на скульптурные изделия, украшения и бытовые предметы.

И скульптуре и рисункам присущ реализм — человек хорошо знал окружающую его фауну. Однако это был первобытный реализм. Статуэтки женщин реалистичны в изображении черт зрелой женщины — матери. Лицо, руки, ноги интересовали первобытного художника меньше, и на статуэтках они изображены схематично. На головках зверей особенно тщательно изображались глаза и уши. Наиболее реалистична была живопись, так как тонкая растушовка красками имела большие возможности, чем резьба по кости или камню. Но в живописи уже встречаются схематические изображения полулюдей-полуживотных, свидетельствующие о развитии абстрактных представлений.

Палеолитическое искусство проистекало из производственной деятельности людей. Изображалось то, что было полезно коллективу, чего люди более всего желали. Поэтому часты изображения мамонта — основного и наиболее желанного объекта охоты. Зверей почитали, над их фигурками совершали какие-то обряды, чтобы обеспечить успех охоты. О том, что первобытное искусство было тесно связано с магией, говорит, например, живопись Пиренейских пещер. На многих фигурках животных нарисованы вонзившиеся в них копья: живопись должна была обеспечить успех реальной охоты.

Почитались не только звери, бывшие объектами охоты, но и хищники, может быть, за их охотничьи качества. В глазах первобытного человека они могли играть роль покровителей охоты. В изображениях птиц, рыб и змей видят зачаток мифологии, основу представлений о стихиях, окружавших человека.

Простые и обыденные занятия не нашли отражения в искусстве и, видимо, заклинаний не требовали. Так, несмотря на то, что доля растительной пищи в питании первобытного человека была велика, в искусстве палеолита нет сцен собирательства. Нет и сцен рыбной ловли, вероятно, потому, что она хоть и требовала труда и искусства, но еще не составляла важной части хозяйства, как в последующее время.

Примитивный культ зверей, охотничья магия может быть явилась основой, на которой впоследствии вырастет тотемизм и иные сложные формы почитания животных.

Важное место среди палеолитических скульптур занимают фигурки людей с подчеркнутыми признаками женского пола. Иногда на этих фигурках обозначены украшения, в очень редких случаях — одежда. Лицо гладкое, как бы стертое. Женщина с пышными формами, обнаженная, стоит, опустив руки на выпуклый живот. Полагают, что изображали беременных женщин. Естественно, что центральным образом палеолитического искусства была продолжательница человеческого рода — женщина-мать. Ведь в раннем родовом обществе счет родства шел по материнской линии, род был материнским. Женщина была хозяйкой дома и пользовалась не меньшими, чем у мужчин, правами.

Фигурки женщин находят в тайничках, у родового очага. Места находок женских статуэток позволяют предположить, что каждая семья стремилась иметь изображение своей покровительницы. Видимо, нередко эти статуэтки делались не очень умело и получались весьма схематичными. Некоторые фигурки из стоянки Мальта имеют в ногах отверстие для шнурка: изображения домашних покровительниц носили с собой, например, на охоту, но почему-то вверх ногами.

На стоянке Дольни Вестоницы в ЧССР были найдены фигурки женщины и зверей из глины. Они, вряд ли умышленно, были обожжены и поэтому дошли до нас. Находки таких глиняных фигурок могут и не повториться: до открытия обжига глины было еще далеко. Но они свидетельствуют о том, что человек хорошо знал пластические свойства глины, пытался приспособить ее для своих нужд. Качество обжига настолько хорошее, что его случайности верится с трудом, но он все же случаен.

Живопись появляется в конце позднего палеолита. Она встречается на скалах и выполнена минеральными красками. Здесь изображены мамонты, зубры, кабаны, олени, лошади. Рисунки делались в глубине пещер, и, чтобы их нанести на стену, приходилось пользоваться лампами, известными археологически. Они представляли собой углубленные каменные плошки (была освоена техника пикетажа — точечного долбления камня), в которые наливался жир и клался фитиль.

Процесс рисования был священнодействием: над рисунками производились магические акты. Поэтому пещеры с росписями считают родовыми святилищами. Возможно, что такие заклинания произносили не только под темными сводами пещер, но следов святилищ палеолита, расположенных на открытом воздухе, пока не нашли.

ПОГРЕБЕНИЯ Позднепалеолитические погребения встречаются чаще захоронений предшествующих эпох, но тем не менее они очень редки: по всему миру их насчитывается всего несколько десятков. Они дают нам ценнейшие антропологические сведения. Позднепалеолитические погребения дают материал не только для антропологических выводов, но и для изучения погребального обряда, отражающего идеологические представления соответствующего общества, а погребальный инвентарь дает возможность полнее изучить хозяйство, искусство, быт и некоторые другие стороны жизни.Около Владимира раскопана стоянка Сунгирь, относящаяся ко времени позднего палеолита (около 20 000 лет тому назад). На ней найдены очаги, видимо, были и жилища, но их следов найти не удалось. Обнаружены кремневые орудия обычных типов. Весьма интересны вырезанные из бивня мамонта фигурки лошадей, украшенные двумя линиями орнамента, каждая из которых состоит из 20 точек, сгруппированных по пять. Это совпадение объясняют не случайностью, а тем, что Позднепалеолитические люди знали элементы счета.

На этой же стоянке найдено погребение мужчины, содержавшее большое количество украшений, представленных ожерельем бус из бивня мамонта (их 3500) и просверленных зубов песца, а также пластинками, тоже из бивня мамонта. В трех метрах от этой могилы располагалась другая, где главным было погребение двух детей: девочки 7 лет и мальчика 12 лет, положенных голова к голове, а ногами в противоположные стороны. Костяки густо посыпаны охрой. Украшений здесь еще больше, чем в первой могиле. Бусы такие же, как у мужчины. Расположены бусы рядами, видимо, они были нашиты на головной убор и одежду. Думают, что одежда и шапка были меховые. Под подбородками детей найдены костяные булавки, которыми застегивалась верхняя одежда. На пальцы надеты костяные перстни.

Особенно замечательно оружие: кинжалы и копья, короткие и длинные, всего 16 предметов. Копья сделаны из искусно расщепленного и выпрямленного бивня мамонта, причем одно достигало 242 см длины. Они обструганы и имеют очень острые концы: оружие было настоящим, а не игрушечным. Дети, видимо, уже принимали участие в охоте. На груди мальчика лежал амулет — одна из описанных лошадок.

На некоторых позднепалеолитических стоянках найдены вещи, пришедшие туда издалека, вероятно, путем многократного обмена. Это, например, кусок обсидиана на Тельмановской стоянке, куда он мог проникнуть только из дальних стран.

кістяних та рогових виробів – молотки і рога оленя. Знайдена схематизована жіноча статуетка, підвіски. Виявлена велика кількість кісток мамонтів, значно менше решток північного оленя, бізона, вівцебика, коня, ведмедя, песця, вовка. Стоянка датується близько 13 тис. років тому.

Общая характеристика эпохи мезолита (мой вариант)

(Надин вариант)

В 1869 г. Г. де Мортилье считал, что вслед за палеолитом непосредственно следует неолит. Несколько позже Е. Картальяк заметил, что если принять точку зрения Мортилье, то между палеолитом и неолитом существует хиатус - как будто бы Европейский континент продолжительное время был не населенным. Однако уже к этому времени накопились факты, позволяющие заполнить видимый хиатус. В конце 70-х годов шведский ученый Торелл назвал переходную к неолиту эпоху " мезолитом ", или "средним каменным веком". Постепенно этот термин утвердился, хотя точное определение понятия до сих пор не дано1. С точки зрения развития материальной культуры мезолит был прямым продолжением палеолита, однако в то же время это эпоха начала производящего хозяйства2, что в свою очередь сближает мезолит с последующей, неолитической эпохой. Поэтому некоторые археологи избегают термина " мезолит " и относят раннемезолитические памятники к эпохе эпипалеолита, а позднемезолитические - к протонеолиту, или, как выше было сказано, объединяют верхний палеолит и мезолит в эпоху миолита. Мезолит Европы датируется приблизительно IX-VI тысячелетиями до н.э., мезолит Ближнего Востока - X-VII тысячелетиями до н. э.

Начало мезолита совпадает с началом отступления ледников и с установлением в общем современного климата. По мере отступления ледника менялись климат и растительность. В конце ледникового периода климат был субарктический, значительная часть Северной Европы была еще покрыта тундровой растительностью. Постепенно ледники отступили к северу и открыли современное Балтийское море3. По данным пыльцевого и радиокарбонного анализов и другим, для Севера и Северо-Запада Европы установлены следующие климатические периоды:

Конечно, точность этой абсолютной датировки весьма относительна и условна4, а еще более условно соотнесение с этими климатическими периодами соответствующих археологических эпох. Следует помнить также, что термины "бореальный", "атлантический" дают характеристику климата Дании, Швеции, они менее применимы, скажем, к Швейцарии и теряют всякий смысл по отношению к средиземноморским странам.

С концом ледниковой эпохи в Южной и Центральной Европе исчез северный олень. Основной добычей охотника стали лось, благородный олень, зубр, кабан, косуля, а также мелкие животные и водоплавающая птица. Большое значение приобретает рыболовство. Вообще условия существования маленьких охотничье-рыболовческих обществ эпохи мезолита требовали мобилизации всех возможностей, чтобы прокормиться. Они пробиваются к побережью морей, где собирают съедобных моллюсков. Раковинные кучи встречаются на португальском, североиспанском, западнофранцузском побережьях и даже в Англии и в Прибалтике.

Лук и стрелы с каменным наконечником, гарпун с одним или двумя рядами зубьев позволяли охотиться на разнообразных зверей, характерных для лесов умеренного пояса. Для рыбной ловли применялись сети, плетенные из ивняка, с деревянными поплавками и каменными грузилами. Изготавливались лодки, выдолбленные из целого дерева (моноксилы). В Перте (Шотландия) в мезолитическом слое найдена лодка из ствола ели, изготовленная с помощью выжигания внутренней части огнем. В Голландии в Пессе (область Дренте) найден мезолитический моноксил длиной 3 м, датированный по радиокарбону VI тысячелетием до н. э. В торфянике Холмгарда (остров Зеландия) уцелело деревянное весло. Не исключено, что были лодки с деревянным каркасом, обтянутым кожей.

Большое значение в хозяйстве северных племен охотников и рыболовов имело собирание дикорастущих съедобных растений, корней и трав. Редкое население Европы располагалось на водных протоках, и остатки поселений часто находят на дюнах.

Хижины мезолитических охотников представляли собой легкие постройки, часто овальные и слегка углубленные, однако в качестве жилищ использовались и пещеры, и скальные навесы. Что касается одомашнивания животных, то единственное, несомненно прирученное в Европе в эпоху мезолита (в VIII тысячелетии до н. э.) животное - собака. Вряд ли приручение произошло с целью использования в пищу ее мяса. Вероятно, с самого начала собаку рассматривали как помощника на охоте. Было ли одомашнивание животных характерной чертой мезолитических обществ, не установлено5. В неолите известны одомашненные рогатый скот и свиньи. Учитывая длительность процесса, в течение которого происходят значительные изменения в скелете животных, позволяющих отличить диких животных от домашних, можно предположить, что начало одомашнивания относится к мезолиту. Дикий рогатый скот распространен в Евразии - от Британии до Северной Африки и к северу от Гималаев до Тихого океана, свинья в диком виде тоже известна в большей части Европы. Это позволяет предполагать, что одомашнивание этих животных могло происходить и в Европе.

Неолитические земледельческо-скотоводческие и мезолитические охотничье-рыболовческие племена существовали в течение тысячелетий. Циркумполярная зона или Центральная Азия создают классические условия для консервации отсталых типов общества. Еще во II тысячелетии до н. э. у различных консервативных обществ севера Европы и Азии, куда не проникало земледелие, сохранялись традиции мезолитических охотников и рыболовов.


Мезолитическая техника изготовления орудия

Мезолитические орудия по-прежнему изготовлялись преимущественно из камня, но это были главным образом так называемые микролиты, мелкие острия и пластины чаще всего геометрических форм, иногда с ретушью по краю, употребляемые для составных орудий или в качестве наконечников стрел. Наряду с микролитами распространились крупные каменные рубящие орудия типа топоров или тесел.

Одежда мезолитических племен Европы варьировалась в зависимости от области и времени года. Нет никаких доказательств существования ткачества. На восточноиспанских наскальных рисунках (см. ниже) изображены мужские фигуры - обнаженные, в набедренных повязках или коротких брюках. Женщины носили колоколовидные юбки, их руки и верхняя часть тела были обнажены. Однако судить по этим рисункам о мезолитической одежде вообще нельзя. Во-первых, рисунки плохо датированы и, возможно, часть из них относится к более позднему времени; во-вторых, несомненно, так одеваться можно было только на юге. Северный климат требовал более совершенной одежды, сшитой из шкур.

Имеются некоторые признаки того, что мезолитический человек использовал свое оружие не только для охоты, но и для военных целей. На тех же испанских наскальных рисунках изображены столкновения лучников, в могильниках найдены скелеты со следами насильственной смерти. Возможно, однако, что убийства произошли не во время военных действий, а были ритуальными.

В целом мезолитические культуры Европы представляют дальнейшее развитие верхнепалеолитических традиций специализированного хозяйства высших охотников. В новых природных условиях, связанных с климатическими изменениями, изменением растительности и животного мира, старые средства производства уже не могли удовлетворить все возрастающее население. Большинство мезолитических культур (кроме таких, как маглемозе и эртебoлле) производит впечатление дегенерировавших по сравнению с верхнепалеолитическими. Это привело некоторых ученых к заключению, что мезолитические культуры Европы якобы не имели достаточно данных, чтобы самостоятельно перейти от потребляющего хозяйства высших охотников к производящему скотоводческо-земледельческому, и что это произошло в результате внешних влияний и заимствований. Новейшие открытия опровергают это мнение. По крайней мере для юга Европы вполне возможно конвергентное развитие производящего хозяйства (см. главу IV "Неолит и энеолит").

Таковы некоторые общие черты мезолита. Однако в разных областях Европы развитие культуры в ту эпоху протекало весьма различно.

Несмотря на эти различия, можно наметить три общие фазы развития орудий в эпоху мезолита: 1) древняя фаза, в течение которой еще господствуют традиции верхнего палеолита; 2) средняя фаза, характеризующаяся развитием геометрических форм и микрорезцов; 3) конечная фаза, в течение которой продолжается существование геометрических микролитов, но развитие идет по пути "неолитизации".

Привожу таблицу эволюции эпипалеолитических культур Европы, составленную А. Ляминг-Эмперер6:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: