Различия в содержании и уровне партийности, свойственные творчеству писателей разных стран и эпох, возникают не сами по себе. Они определяются прежде всего разным состоянием национального общества в те или иные исторические эпохи, затем — вытекающими отсюда различиями в политической борьбе классов за те или иные пути национального развития и, наконец, — особенностями социального положения и участия в политической борьбе тех классов, общественными стремлениями которых вдохновляются писатели в своем мировоззрении и творчестве. Значит, партийность творчества писателя заключает в себе общественный смысл идейной направленности его произведений. Классовость же творчества — это та позиция писателя в противоречивом соотношении социальных сил, из которой вытекает идейная направленность его произведений.
Существенные различия в партийности мировоззрения и творчества писателей разных стран и эпох возникают не сами по себе. Они определяются разным состоянием всего национального общества в ту или иную историческую эпоху и разным положением социальных классов, идейные взгляды которых выражают в своем творчестве эти писатели.
Классовость литературы — это очень сложная методологическая проблема, которую литературоведение не сразу научилось правильно разрешать. И в русском литерату-
роведении, которое в этом отношении идет впереди других, в первый период усвоения и разработки истори-ко-материалистической методологии преобладало неправильное понимание этого вопроса. Оно получило в дальнейшем критическое название «вульгарной социологии». В 1910—1920-х годах это научное направление было особенно ярко представлено работами В. М. Фриче, П. С. Когана, В. Ф. Переверзева и многих других литературоведов.
Представители этого направления неправильно полагали, что художественная литература, как и другие виды искусства, является выражением социальной психологии отдельных классов или прослоек того или иного класса — классовых групп. Изучая особенности социальной психологии различных классов, чтобы объяснить этим особенности их художественного творчества, они рассматривали жизнь каждого класса, его общественное «бытие» изолированно от жизни других классов и тем самым — от жизни всего общества в целом. А в самом общественном бытии отдельных классов они сосредоточивали свое внимание, преимущественно или всецело, на их экономическом положении и стремились «вывести» из экономики класса его психологию, а из психологии — его художественную литературу. Если даже они и учитывали политическое положение класса, то все же рассматривали класс в его обособленном существовании и в его собственных, узких общественных интересах. Такое понимание не соответствует реальным отношениям социальной жизни.
Во-первых, классы не живут изолированно друг от друга, но занимают определенное место и играют определенную роль в жизни всего национального общества, в различных ее сторонах. Экономическое положение класса определяется его имущественными и производственными отношениями с другими классами, и такие отношения всегда заключают в себе те или иные противоречия, часто очень сильные и глубокие. Эти противоречия проявляются в правовой и политической борьбе классов, в организации господствующим классом государственной власти для защиты своих социальных интересов. Всем этим определяется не только психология класса, но и его идеология — его мировоззрение, общественные стремления и идеалы в их столкновении с мировоззрением и идеалами других классов.
Во-вторых, политическая и идейная борьба не только разъединяет классы, но и объединяет их в определенные
общественные движения и идейные течения. Политическая деятельность и идеи каждого общественного движения, а также деятельность и идеи государственной власти всегда или способствуют, или препятствуют развитию всего общества, его переходу на новую, более высокую ступень исторического развития. Бывают эпохи, когда государственная власть того или иного господствующего класса стоит во главе национального развития, вдохновляет его. В другие эпохи она оказывается силой, задерживающей развитие общества. Политическая и идейная борьба общественных движений и государственной власти имеет всегда, таким образом, или национал ь-н о-п рогрессивное, или национальн о-к о н-сервативное, а часто и реакционное значение. В каждую эпоху особенно большое, ведущее значение для всего общества получают прогрессивные идеи того или иного общественного движения.
В-третьих, художественная литература, как и другие виды искусства, всегда является выражением не просто психологии различных классов, но их психологии, пронизанной идеологическими взглядами и стремлениями определенных общественных движений, имеющими обобщающее значение. Отсюда и возникает у писателей интерес к определенным социальным характерам, их идейно-эмоциональное осмысление, представляющее собой тенденцию отдельных произведений, в которой и проявляется партийность миропонимания писателей.
Из всего этого следует, что для выяснения классовости творчества отдельных писателей и вытекающей отсюда его партийности историку литературы недостаточно учитывать только экономическое положение классов в ту или иную эпоху национального развития. Литературовед должен при этом исходить из понимания всего сложного переплета политической и идейной борьбы между различными общественными движениями, существующими в ту эпоху, и национально-прогрессивного или реакционного значения их общественных взглядов и идеалов. Особенности этих взглядов и идеалов всегда создаются не экономическим положением отдельных классов, как полагали представители «вульгарной социологии», а всем экономическим, политическим, идеологическим соотношением классовых сил, существующим в такой-то стране в такую-то эпоху.
Сторонники «вульгарной социологии» неубедительно разрешали вопрос о классовости творчества поэтов-декаб-
ристов и других литературных представителей дворянской революционности — Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, раннего Герцена. Враждебность этих писателей к деспотизму самодержавия и крепостничества, стремление к освобождению крестьян объяснялось ими экономическими и политическими интересами тех слоев дворянства, которые перешли в своих поместьях к капиталистическому предпринимательству и которых стесняли поэтому отношения крепостного права и защищавшая эти отношения самодержавная власть. Только поэтому будто бы все эти писатели и выступали против самодержавия и его приспешников.
На самом деле дворянское предпринимательство во времена Пушкина, Грибоедова, Рылеева было еще очень слабо развито. Протест этих писателей, против Фамусовых и скалозубов, против «аракчеевщины» и «светской черни» имел другое, более общее основание. Это было все растущее сознание того, что самодержавно-крепостнический строй уже стал преградой развития всего русского общества, что он невыносимо угнетает передовые слои страны, жаждущие ее освобождения, и ее закрепощенные народные массы. Такое сознание особенно усилилось после победоносной Отечественной войны 1812 г. Тогда и стали возникать тайные общества.
Но в России тогда еще не было и не могло быть сознательного и последовательного антидворянского, д е-мократического движения. А представители дворянской революционности сами были выходцами из различных слоев дворянства и не могли пренебрегать интересами своего сословия, его земельной собственностью и государственной властью. Поэтому они колебались между идеалом либеральных реформ, освобождающих крестьян, но сохраняющих власть дворянства, и демократическим идеалом полной свободы народа. Они с сочувствием изображали передовую дворянскую молодежь (Чацкий, Онегин, Печорин) в конфликте с реакционным «обществом», ее романтические стремления к идеальной свободе (Алеко среди цыган, Мцыри в его мечтах о свободной и воинственной жизни среди горцев). Все это порождало, с одной стороны, ограниченность партийности мировоззрения и творчества писателей, связанных с движением дворянской революционности, а с другой стороны, удивительное богатство и разнообразие содержания и формы их творчества, особенно творчества Пушкина.
Выясняя классовость творчества писателей револю-
ционной демократии — Некрасова, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина, Помяловского, Успенского, Короленко и других — сторонники «вульгарно-социологической» методологии «выводили» особенности этого творчества из психологии разночинцев. В условиях начавшегося в России капиталистического развития разночинцы были новой культурной силой, идущей на смену дворянской интеллигенции. Выходцы из неимущих социальных низов, они будто бы только поэтому были враждебны всем основам жизни дворянского класса, всему его идеалистическому миропониманию. Благодаря своему демократизму, трезвости мысли и силе воли они стремились будто бы только к тому, чтобы проложить себе дорогу в жизни в борьбе с привилегированными слоями общества.
Такое объяснение также было односторонним и упрощенным. Среди разночинцев были люди с разными взглядами. Разночинцем был и Достоевский, но он, в зрелый период своего творчества, был враждебен революционной демократии с ее материалистическими убеждениями и идеалами крестьянских восстаний и прогрессивного общинного социализма. Некрасов, Чернышевский, Салтыков-Щедрин и другие были не просто разночинцами, но революционными демократами, сознававшими наступающий общий кризис всего самодержавно-помещичьего строя, вставшими на защиту народных масс и сумевшими взглянуть на всю общественную жизнь своего времени с точки зрения народных интересов.
Враждебность этих писателей к дворянству и царскому чиновничеству была не только узкоклассовой и психологической, но и национально-прогрессивной и идейной. Они видели в этих слоях общества угнетателей народа и показывали в своих произведениях паразитизм их жизни, нравственное вырождение, жестокость и тиранство по отношению к закабаленному крестьянству. Во всем этом у них не было колебаний, свойственных дворянским революционерам. Будущее России они представляли себе как полное освобождение крестьянства силой его революционных восстаний, что было тогда недостижимо из-за i политической и идейной незрелости народных масс. И их идеал всеобщего благосостояния народа, его коллективного, общинного свободного труда был утопией. Революционные демократы еще не умели разглядеть и до конца понять, к чему ведет начавшееся капиталистическое развитие России и какую новую социальную силу скоро проявит в себе рабочий класс, возникающий в результате такого
развития. Из всего этого и вытекала, с одной стороны, своя, особенная ограниченность и отвлеченность партийности мировоззрения и творчества писателей революционной демократии, а с другой стороны, сила разоблачения всего существующего правопорядка, которые они выражали в своих произведениях.
Таким образом, классовость творчества отдельного писателя или целой группы писателей необходимо объяснять не изолированным бытием какого-то отдельного класса или классовой группы и не вытекающей из него психологией, а всем взаимоотношением классов, существующим в определенную эпоху — их политической и идейной борьбой не только за свои узкоклассовые экономические интересы, но и за те или иные перспективы всего национального развития. Такое объяснение должно быть не исторически абстрактным, а конкретно-ис-торическим.
Без разрешения такой задачи нельзя понять ни партийности мировоззрения и творчества писателей, по-разному выражающейся в идейной направленности (тенденции) их произведений, ни содержания этих произведений как единства их тематики, проблематики и пафоса, а отсюда и особенностей их формы.
Путем конкретно-исторического выяснения классовости и партийности творчества всех более или менее значительных писателей различных эпох и национальных литератур можно ответить на важнейший для литературоведения научный вопрос. Это вопрос о закономерностях развития каждой национальной литературы в каждую историческую эпоху. Без этого невозможно понять национальное, а нередко и мировое значение крупнейших произведений разных национальных литератур.