Ритмика и фонетика художественной речи

Художественная речь отличается не только более зна­чительной эмоциональной выразительностью, эмфати-чностью, но и гораздо большим тяготением к ритмич­ности. Особенными свойствами ритма обладает речь стихотворная, но и речь нестихотворная, прозаическая, также нередко, в большей или меньшей степени, оказыва­ется ритмичной.

Ритм (гр. rhythmos — соразмерность, стройность) — это свойство движения, всегда происходящего, протекаю­щего во времени. Ритмично такое движение, которое, разделяясь на какие-то элементы, на какие-то свои «час­ти», обнаруживает равенство этих «частей» во в р е м е-н и. Так, ритмично биение сердца, если между его удара­ми проходит одинаковое время. Ритмична ходьба человека, если его шаги отделяются друг от друга одним и тем же промежутком времени. Ритмична физическая работа лю­дей, когда подъемы, опускания, удары находящихся в их руках инструментов чередуются равномерно. Создавая са­мые различные машины, люди и их заставляют работать ритмически.

Значит, ритм — это проявление организованности, упо­рядоченности движения. Поэтому ритмическое движение более легкое, оно требует меньшей затраты сил и приводит к гораздо лучшим результатам по сравнению с Движением беспорядочным, неритмичным. Кроме того, ритм движения


I


способствует координации усилий целого коллектива лю­дей, работающих сообща. Люди, несущие вместе тяжесть, стараются идти в ногу ритмичным шагом, а вытаскиваю­щие что-то тяжелое ритмически объединяют свои усилия (раз-два-взяли! е-щё-раз!»). Даже шагать вместе ритми­чно гораздо легче, чем вразброд: ритм марша организует и облегчает передвижение воинских или спортивных отря­дов («раз-два-трй!»).

Кроме того, ритм движения, как всякое другое внешнее проявление внутренней организованности жизни, произво­дит своей мерностью эстетическое впечатление на тех, кто может его воспринять и почувствовать. Ритми­чность действий — ходьбы, бега, работы, гимнастических упражнений и т. п. (в одиночку, коллективно) — доставля­ет самодовлеющее удовольствие, иногда даже наслаждение, и самим действующим, и тем, кто их наблюдает со сторо­ны. Ритм лежит в самой природе и органической, и куль­турной жизни людей. Поэтому организм, сознание челове­ка непосредственно и сочувственно откликаются на всякое проявление ритмичности.

Это не может не относиться и к человеческой речи. Речь тоже движение, протекающее во времени, и тоже мо­жет быть ритмически организованной. Наивысшую степень такой организованности заключают в себе стихи; но и про­за, в той или иной мере, может быть ритмичной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: