Художественная речь отличается не только более значительной эмоциональной выразительностью, эмфати-чностью, но и гораздо большим тяготением к ритмичности. Особенными свойствами ритма обладает речь стихотворная, но и речь нестихотворная, прозаическая, также нередко, в большей или меньшей степени, оказывается ритмичной.
Ритм (гр. rhythmos — соразмерность, стройность) — это свойство движения, всегда происходящего, протекающего во времени. Ритмично такое движение, которое, разделяясь на какие-то элементы, на какие-то свои «части», обнаруживает равенство этих «частей» во в р е м е-н и. Так, ритмично биение сердца, если между его ударами проходит одинаковое время. Ритмична ходьба человека, если его шаги отделяются друг от друга одним и тем же промежутком времени. Ритмична физическая работа людей, когда подъемы, опускания, удары находящихся в их руках инструментов чередуются равномерно. Создавая самые различные машины, люди и их заставляют работать ритмически.
Значит, ритм — это проявление организованности, упорядоченности движения. Поэтому ритмическое движение более легкое, оно требует меньшей затраты сил и приводит к гораздо лучшим результатам по сравнению с Движением беспорядочным, неритмичным. Кроме того, ритм движения
|
|
I
способствует координации усилий целого коллектива людей, работающих сообща. Люди, несущие вместе тяжесть, стараются идти в ногу ритмичным шагом, а вытаскивающие что-то тяжелое ритмически объединяют свои усилия (раз-два-взяли! е-щё-раз!»). Даже шагать вместе ритмично гораздо легче, чем вразброд: ритм марша организует и облегчает передвижение воинских или спортивных отрядов («раз-два-трй!»).
Кроме того, ритм движения, как всякое другое внешнее проявление внутренней организованности жизни, производит своей мерностью эстетическое впечатление на тех, кто может его воспринять и почувствовать. Ритмичность действий — ходьбы, бега, работы, гимнастических упражнений и т. п. (в одиночку, коллективно) — доставляет самодовлеющее удовольствие, иногда даже наслаждение, и самим действующим, и тем, кто их наблюдает со стороны. Ритм лежит в самой природе и органической, и культурной жизни людей. Поэтому организм, сознание человека непосредственно и сочувственно откликаются на всякое проявление ритмичности.
Это не может не относиться и к человеческой речи. Речь тоже движение, протекающее во времени, и тоже может быть ритмически организованной. Наивысшую степень такой организованности заключают в себе стихи; но и проза, в той или иной мере, может быть ритмичной.