На самом деле, в письменных источниках эти племена далеко не всегда обозначены под самоназванием. Византийские авторы степняков называли как угодно: скифами, бесами, кунами, сарматами - по античной традиции. Им не были понятны, какие этнические группы кочуют, тем более, каков характер их перемещений. Источники отражали ментальное отношение византийской цивилизации к этим местам, а в конкретных случаях - эпизоды внешнеполитической ситуации. Целый круг письменных источников говорит, что половцы выгнали из Причерноморья печенегов в самом конце одиннадцатого века. Об этом идет речь в классической книге академика Васильевского «Византия и печенеги». Считалось, раз печенегов выгнали, значит, наступила половецкая эпоха. Она действительно наступила...
Но Черняков-то нашел печенега!
Верно. Этот печенег жил в половецкую эпоху на этой территории. И погребен по своему, печенежскому обряду. Значит печенежское население здесь сохранялось. Более того, археологически печенежский обряд захоронения прослеживался вплоть до золотоордынской эпохи, – это четырнадцатый век. Таков изначальный смысл моей работы.
|
|
Значит, идея академика Рыбакова об автохтонном происхождении славян имела под собой основу.
При чем здесь славяне? Но раз ты уж задал этот вопрос, то я точно знаю, что никакой прямой преемственности от палеолита до Киевской Руси проследить не удалось. Да и сама затея идиотская. Ведь история развития каждого этноса индивидуальна и по-своему уникальна. В данном случае, с печенегами удалось лишь доказать их этническую обособленность в рамках иной культурной среды на протяжении многих веков на ограниченной территории. Оттого, что печенеги или половцы сохранялись на протяжении нескольких столетий в Причерноморье, они ни турками, и никем иным, не стали. Как не становятся цыгане русскими или, скажем, украинцами, немцами, итальянцами и прочими, хоть и бродят по миру не одну тысячу лет.