Интонационно-синтаксическая организация художественной речи. Основные фигуры поэтического синтаксиса. Поэзия и проза

Целый ряд оттенков вносит в художественную речь интонация. Интонационными средствами являются сила ударений, паузы, темп речи, повышение и понижение голоса, отчетливость, громкость, эмоциональность речи. Приблизительным отражением интонационных средств в письменном и печатном тексте является пунктуация – система знаков препинания. Величина фразы, ясность или запутанность ее построения, характер произнесения слов (вопросы, восклицания, спокойное повествование …) – все это является новым средством как характеристики языка персонажей, так и организации речи повествователя.

Сама синтаксическая структура строфы, короткие задыхающиеся фразы, неполные, оборванные предложения – все это определяет ту выразительность, которую мы придадим строфе при ее восприятии. В зависимости от интонационно-синтаксической организации речи меняется само представление о том или ином характере, изображаемом писателем.

Изобразительные средства в поэтическом синтаксисе называют фигурами поэтической речи.

Повтор – основная разновидность стилистических фигур прибавления.

Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах.

Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки

Многосоюзие (полисинтетон) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры.

Бессоюзие (асиндетон) – построение предложения, при ко­тором однородные члены или части сложного предложения свя­зываются без помощи союзов

Параллелизм – развернутое сопоставление двух явлений, дан­ное в сходных синтаксических конструкциях.

Перенос – несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей.

Инверсия – необычный порядок слов в предложении, прида­ющий фразе новый выразительный оттенок.

Антитеза – противопоставление образов и понятий.

Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости

Риторический вопрос – это такой вопрос, который ставится для привлечения внимания к какому-либо явлению, а не для получения на него ответа. Риторическое обращение тоже используется не для того, чтобы получить на него отклик, а чтобы обратить внимание на изображаемое.

Поэзия и проза. Первое отличие прозы от поэзии заключается в том, что изображает автор. В прозаическом произведении автор описывает то, что происходило и происходит сейчас. Автор поэтического произведения обладает большей свободой в том, что он изображает. Он может описывать не только то, что было и есть сейчас, но и что могло бы быть, т.е. волен давать своей фантазии практически неограниченное пространство для полета. Еще одним отличием прозы от поэзии будет разница в том, как автор описывает предмет. Если писатель предоставляет достаточно четкое понятие об изображаемом предмете, то поэт рисует перед читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, через которое мы получаем представлением об изображаемом. Отличие прозы от поэзии кроется и в самом языке. В поэзии язык — образный, в прозе — отвлеченный. Поэтическое слово более насыщенно и несет большую эмоциональную нагрузку. Прозаическое слово более сдержанно. Ему свойственен не столь сильный моралистический пафос, патетика и лиризм. К тому же поэзия обладает одним из самых сильных средств воздействия на читателя — ритмом. Прозаическому произведению это недоступно. Именно ритмическая организованность является неотъемлемым свойством поэзии. Исходя из этого, можно сделать вывод, что поэтическое слово более удалено и возвышенно от обыденной речи, нежели прозаический язык.

Ритм

(греч. ῥυθμός — размеренность, стройность, соразмерность, от ῥέω — теку) речевой — регуляр­ное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структури­ру­ю­щую, тексто­обра­зу­ю­щую и экспрессивно-эмоциональную функции. Ритм речевой — одно из проявле­ний фунда­мен­таль­ной закономерности природы, её ритмичности. Служит основой эстетической организации художе­ствен­но­го текста — стихотворного и прозаического. Наиболее ярко выражен в стихо­твор­ных текстах, наименее — в спонтанной диалогической речи.

Единицами ритма являются: в прозе — ритмическая группа, синтагма; в стихе — звук, слог, ритмическая группа, строка, строфа. Эти единицы образуют иерархическую систему. Основная единица — ритмическая группа, которая состоит, по крайней мере, из одного ударного слога и примы­ка­ю­щих к нему безударных слогов. Существуют сложные ритмические группы, в которых содержится два и более ударных слогов, несущих ударение разной степени. Ритмическая группа объединяется мелодическим движением. Ударные слова одной ритмической группы образуют тесное смысловое единство.

В формировании ритма участвуют все возможные языковые средства: звуковые, интонаци­он­ные, синтак­си­че­ские, лексико-семантические, например различного рода повторы, синтакси­че­ский парал­ле­лизм, регулярности воспроизведения интонационных модификаций (см. Интонация).

Особенности ритма в конкретном тексте подчинены его основной идее. Ритмические явления про­ис­хо­дят на фоне аритмических. В стихе ритм взаимосвязан с метром, но не идентичен ему. Речевой ритм мало изучен

Особенности стихотворной речи:

Ритмичность стиха - цикличное повторение разных элементов в одинаковых позициях, с тем чтобы приравнять неравное и раскрыть сходство в различном, или повторение одинакового, с тем чтобы раскрыть мнимый характер этой одинаковости, установить отличие в сходном.

Ритм в стихе является смыслоразличающим элементом, причем, входя в ритмическую структуру, смыслоразличительный характер приобретают и те языковые элементы, которые в обычном употреблении его не имеют. Важно и другое: стиховая структура выявляет не просто новые оттенки значений слов - она вскрывает диалектику понятий, ту внутреннюю противоречивость явлений жизни и языка, для обозначения которых обычный язык не имеет специальных средств.

20. Ритм стиха может быть реализован только в конкретной системе языка. Система стихосложения складывается из фонетических особенностей данного языка (ударение, слоги, интонация, звуки). Например, во французском и польском языках фиксированное слабое ударение не позволяет использовать его как ритмообразующий фактор. Все слоги приблизительно равны по длительности и ударению, поэтому фактором, который лег в основу стихосложения этих языков, стал слог (ритм в стихах обозначается равным количеством слогов). Это силлабическая система.
В древнегреческом языке звуки существенно различаются между собой по долготе - ритм задается чередованием кратких и долгих слогов - это метрическая (античная) система.
Русское стихосложение развивалось сложно, с "прыжками" от одной системы стихосложения к другой. Изначально русский народный стих зародился как тонический, интонационный ("Слово о полку Игореве", "Плач Ярославны"). Однако начиная с 15 века русские поэты применяют заимствованную из польского языка силлабическую систему стихосложения (Скоринин, Кубасов, Полоцкий, Кантемир). Такие стихи для русского уха звучали как проза, если их не читать нараспев, сгладив ударения. В 18 веке Ломоносов инициировал реформу русского стихосложения, положив начало силлабо-тоническому стиху. Державин и Пушкин способствовали возрождению исконного интонационного стихосложения, окончательно установив силлабо-тоническую систему, которая используется и по сей день.
Итак, все системы стихосложения разделяются на две основные категории — метрические (количественные, или квантитативные) и дисметрические (качественные, или квантитивные). Метрические системы стихосложения — античная, силлабо-тоническая, силлабическая, тактометрическая; общий признак их — строение стиха на принципе ритмических модификаций. Дисметрические системы — аллитерационный стих, акцентный стих (ударник), интонационно-фразовый (фразовик) и раёшный.

21. Народное стихосложение — один из наименее разработанных участков русского стиховедения. Относительно самых принципов его конструкции на протяжении XIX в. высказывались самые различные, исключающие друг друга предположения и догадки. Один из первых исследователей русского народного стихосложения —А. Х. Востоков, отмечая в нем «независимое существование двух разных мер, то есть пения и чтения», анализировал в нем только «вторую меру», то есть явления речевого ритма. При этом Востоков приходил к выводу, что в народном стихосложении «считаются не стопы, не слоги, а просодические периоды, то есть ударения».

Вместе с тем, наряду со стремлением уместить народный стих в рамках традиционных силлабо-тонических схем (Дубенский, Гильфердинг), делаются попытки отыскать в нем ритмические закономерности совершенно иного порядка. Так напр. А. А. Потебня выдвигает применительно к народному стихосложению, вместо повторяемости тех или иных фонических элементов, довольно неопределенно формулированные синтаксические соответствия (учение о «синтаксической стопе»).

С. Шафранов, а за ним и В. Брюсов, отказываясь видеть конструктивные признаки народного стиха в его тонической организации, ограничиваются регистрацией различных стилистических элементов (параллелизм членов, счет «значимых» выражений и образов), размещение которых признают для народной поэзии стихообразующим.

Наконец, неоднократно повторяются попытки (Вестфаль, Мельгунов, Корш) свести ритмику народного стиха к тем или иным музыкальным стандартам — древнегреческой стопе и даже западноевропейскому такту танцевального происхождения, без учета его речевого строения. Однако тактовые схемы оказываются, по заявлению музыкантов-этнографов, неприменимы к русской народной ритмике, за исключением плясовых песен, которые, в силу своих бытовых функций, являются аналогичными западным.

Таким образом, оставляя в стороне музыкальную основу народного стиха, приходится частично воспользоваться старыми определениями, разработанными Востоковым, который наиболее отчетливо формулировал отличительные признаки народного стиха.

Один из самых характерных видов русского народного стиха — былинный стих — состоит из трех «просодических периодов», то есть несет три главенствующих фразовых ударения, из которых первое чаще всего падает на третий слог стиха, а дальнейшие разделены слоговыми промежутками, колеблющимися от одного до трех слогов. Постоянным признаком былинного стиха является особое строение клаузулы — дактилической с факультативным полуударением на последнем слоге. Такая клаузула составляет внешнее отличие стиха собственно былин от позднейших т. н. «исторических песен», построенных на женских окончаниях.

На тех же принципах основаны и различные формы народной лирики, которые распадаются на ряд разновидностей, различающихся по числу фразовых ударений в стихе и по типу его окончаний (среди которых мужское неупотребительно). Это касается главным образом т. н. «протяжных» песен, так как плясовые, благодаря упорядоченности междуударных слоговых промежутков, нередко вплотную подходят к формам «литературного», силлабо-тонического стиха.

Литературные подражания народному стихосложению возникают еще в XVIII в. (Сумароков, Карамзин, Херасков), но ограничиваются введением дактилического окончания в четырехстопные хореические стихи. Только в «Добрыне» Н. А. Львова (1796) появляется существенное нововведение — сильная дактилическая цезура с характерным полуударением на последнем слоге полустишия, превращенная позднее Кольцовым в стиховой раздел. У Кольцова же впервые широко применяется типичный для народного стихосложения стык ударения на втором и третьем слогах («замена» первой стопы хорея ямбом), который отсутствует в песнях-романсах Нелединского-Мелецкого и Дельвига.

Высшей степени разнообразия, сближающего подражательные опыты с подлинным народным стихом, достигает Лермонтов в «Песне про купца Калашникова» иПушкин в «Сказке о попе…», стих которой явился своего рода мостом от оригинальной формы народного раешника к тоническому литературному стиху нового времени.

22) Силлабическая система стихосложения

Силлабический стих — это дошедший до нас отзвук переосмысленных средневековыми поэтами исторических, даже былинных речитативов и религиозного стиха. Система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. - одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как правило, это число было равно одиннадцати и тринадцати. Главное в силлабическом стихосложении — это чёткий порядок и количество слогов в стихе. Наиболее «удобными» для силлабического стихосложения являются языки, ударение в которых постоянно. Это группа романских языков, некоторых тюркских, а также большинства славянских: польского, чешского, русского. Количество слогов в русском силлабическом стихе варьировалось от восьмисложного стиха до тринадцатисложного. Авторство термина «силлабический стих» принадлежит самому крупному поэту второй половины семнадцатого века Симеону Полоцкому. главное правило силлабического стиха — равное количество слогов — даже невзирая на привычные ударения, применяется неукоснительно. Для сочетаний применяется разноударная рифма, то есть само ударение смещается. Если не оперировать смещением ударения, то стихотворение постепенно арифмуется, превращаясь в белый стих и далее в прозу.

23) СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - система стихосложения, в основе к-рой лежит выравненность числа слогов, количества и места распределения ударений в стихотворных строках. Система эта получает распространение в России с 30-х гг. 18 в., после появления работ В. К. Тредиаковского ("Новый и краткий способ к сложению российских стихов", 1735) и М. В. Ломоносова ("Письмо о правилах российского стихотворства", 1739).

Чередующиеся группы слогов единообразного строения (стопы), состоящие из одного ударного и одного или двух безударных, носят те же названия, что и аналогичные стопы в античном стихосложении. Так, двусложная стопа, в к-рой ударный слог предшествует безударному, носит название хорея а та, где ударный следует за безударным, - ямба в трехсложных размерах стопа с первым ударным называется дактилем, со вторым ударным - амфибрахием, с третьим ударным – анапестом.

Аналогия с античной метрикой заключается в том, что расположение ударных и безударных слогов в силлабо-тонических стопах совпадает с расположением долгих и кратких слогов в античных стопах.

Характерной особенностью силлабо-тонического стиха является наличие в нем своеобразной ритмической инерции. Она возникает в результате того, что основная схема распределения ударных и безударных слогов, лежащая в основе силлабо-тонического ритма, позволяет в об-щих чертах наперед определять ритмическое движение стиха. Но схема эта является лишь принципиальной основой организации силлабо-тонического стиха. Пропуск полагающихся по схеме ударений и появление сверхсхемных ударений делает стих ритмически многообразным.

24) ЯМБ - двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д. Самый употребительный из силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы), 5-стопный (лирика и драмы), вольный разностопный.
ХОРЕЙ - двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге, а в строчке в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д.. Наиболее употребительные размеры силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, 5-стопный.
ДАКТИЛЬ - трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге, а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д. Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный, 4- и 3-стопный.
АМФИБРАХИЙ -трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге, а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д. Наиболее употребительные размеры силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный и 3-стопный.
АНАПЕСТ трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге, а в стихе в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д. Наиболее часто употребительны размеры силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный.

Спонде́й -стопа, состоящая в из двух долгих слогов. В квалитативной силлаботонике спондей трактуется как ямбическая стопа со сверхсхемным ударением; в такой спондеической стопе возникают два силовых ударения подряд.

Если проще, то спондей - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

Пример

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

(А. С. Пушкин)

Пирри́хий (греч. πυρρίχιος) представляет собою стопу, состоящую из двух кратких слогов U U. Пиррихий встречается либо в логаэдических размерах, либо в случае стяжения.

В русском стиховедении при помощи пиррихия пытались подкрепить слабость стопной теории, рассматривая его как стопу из двух безударных слогов, замещающую ямбические или хореические стопы (ипостас, например, В. Брюсова), что однако противоречило принципиальным установкам стопной теории, рассматривавшей стопу как сочетание ударного слога с безударными, а строку как закономерное чередование одинаковых стоп. В связи с отказом современного стиховедения от теории стоп[1] отпадает и понятие пиррихий для русского стиха.

Пример

Три девицы под окн ом
Пряли поздно вечер ком…
(А.С. Пушкин)

Вспомогательные ритмические элементы стиха. Одним из ритмических элементов силлабо-тонического стиха является то или иное количество стоп в стихе. В зависимости от различного количества стоп ритмический строй стихов, основанных на одних и тех же размерах, меняется, звучит по-разному.
Другим вспомогательным ритмическим элементом стиха является клаузула — окончание стиха, начиная с последнего ударного слога в данном стихе. Клаузулы обычно состоят из одного, двуз или трех слогов.
Односложные клаузулы называются мужскими, двусложсложные - женскими, трехсложные - дактилическими. Более многосложные клаузулы (их называют гипердактилическими) встречаются очень редко.
Сочетания клаузул бывают самыми различными. Могут сочетаться мужские с женскими или дактилическими, женские с мужскими или дактилическими. Стихи, написанные одним размером, имеющие к тому же и одинаковое количество стоп, звучат по-разному, если клаузулы в них неоднородны.
Пушкинский «Узник» и лермонтовские «Три пальмы» написаны четырехстопным амфибрахием. Но в «Узнике» клаузулы всех стихов мужские, а в «Трех пальмах» мужские клаузулы двух первых стихов сменяются женскими в двух последних.
Ритмику стихов характеризуют и ритмические словоразделы. Об одном из них — цезуре, делящей многостопный стих на два ритмически равных друг другу полустишия, уже говорилось при характеристике гекзаметра. Теперь надо указать на обязательные в любых стихотворных произведениях междустрочные ритмические словоразделы. Обязательные потому, что интонационное отделение одной строки от другой является общим законом стихового ритма. Нужно учесть, что ритмические словоразделы могут совпадать, но могут и не совпадать с синтаксическими словоразделами. Совпадения наиболее часты в лирических стихотворениях, в которых каждая строка представляет более или менее законченное поэтическое выражение определенного переживания.
Например, у Кольцова:
Надо мною буря выла,
Гром на небе грохотал,
Слабый ум судьба страшила,
Холод в душу проникал.

Ри́фма — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство. В отличие от аллитерации и ассонанса(которые могут возникать в любом месте текста), рифма определяется позиционно (положением в конце стиха, захватывающим клаузулу). Звуковой состав рифмы — или, вернее сказать, характер созвучия, необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась как рифма, — различен в разных языках и в разное время

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:

· мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть»:

Оборвана цепь жизни молодой, Окончен путь, бил час, пора домой, Пора туда, где будущего нет, Ни прошлого, ни вечности, ни лет.

· женская рифма, где ударение падает на предпоследний слог. Например, именно такой тип используется в отрывке из поэмы А. С. Пушкина «Жених»:

Везде сребро да злато, Всё светло и богато.

· дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1-я и 3-я строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2-я и 4-я являются ещё одним примером мужской рифмовки:

Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избёнки леса, Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса.

· гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных. Примером может служить строкаВ. Я. Брюсова:

От луны лучи протягиваются, К сердцу иглами притрагиваются…

Звуковые повторы — так называют в художественной речи повторения сходных звуковых сочетаний в словах, которые писатель использует в стихе или — реже — в прозе для придания ей большей выразительности. Таким повторением созвучия (см. Внутренняя рифма, Рифма,Ассонанс, Аллитерация) поэт как бы выделяет слова, имеющие особое значение в стихе, подчёркивает их смысл, нарастание интонаций.

Бесцельное, неоправданное художественным замыслом нагромождение звуковых повторов в стихе приводит к пустой игре звуками в поэзии, к формализму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: