Сказочная проза

Жанровый состав сказочной прозы: сказки, анекдоты. Установка на развлекательность, вымысел как основной жанровый признак сказки.

Тема 8. Русский животный эпос и сказки о животных

Сказки о животных в системе животного эпоса. Исторические корни сказок о животных. Тотемные мифы. Герои-трикстеры в мифах. Основные персонажи сказок о животных, их типология, связь с мифологическими образами животных в древней русской культуре. Характер условности. Специфика комизма. Вариативность жанровой формы. Сюжеты и устойчивые мотивы сказок о животных, принцип контаминации мотивов. Кумулятивная сказка. Пространственно-временная организация, связь с русским бытом. Повествовательная структура, диалогичность. Дидактичность сказки о животных. Сказка и басня.

Тема 9. Структура и семантика волшебной сказки

Волшебная сказка. Фантастичность как основной жанровый признак. Инвариантная модель волшебной сказки. Категория мотива. Типы сюжетов, указатели сказочных сюжетов. Контаминация сюжетов. Типология персонажей волшебной сказки по их функции. Повествовательные формулы, их типы.

Жанровое содержание волшебной сказки. Сказка и героический миф, обряд инициации. Исторические корни волшебной сказки. Герой сказки, типология персонажей с исторической точки зрения. Юнгианская интерпретация волшебной сказки.

Бытование. Время и характер исполнения сказок. Связь с обрядовой культурой. Бытование волшебной сказки на территории Западной Сибири (по материалам собраний П.А. Городцова и Н.Е. Ончукова).

Тема 10. Русская бытовая сказка. Образ дурака в русском фольклоре

Бытовая сказка как пародийный вариант волшебной сказки. Мир, вывернутый наизнанку. Отражение обрядовых мотивов в сюжетах бытовой сказки. Типология сюжетов. Система персонажей. Анекдотические сказки. Образ дурака в бытовой анекдотической сказке. Философия глупости в русской традиционной культуре. Сказки-новеллы.

Сказка и другие жанры народной прозы. Легендарные сказки. Авантюрные сказки.

История собирания и изучения русской сказки. Исполнитель сказки, влияние личности на повествование и сюжет. Возможности интерпретации сюжета при исполнении.

Тема 11. Несказочная проза: жанровый состав

Жанровая специфика несказочной прозы: установка на достоверность, связь текста с речевой ситуацией, неустойчивость поэтической формы. Принципы типологии несказочной прозы.

Предания: общая характеристика жанра. Историчность и художественный вымысел. Персонажи и сюжеты преданий. Основные тематические циклы преданий: исторические и топонимические. Разновидности исторических преданий: о справедливом царе, о предводителях народных движений и др. Топонимические предания, их связь с историей. Принципы классификации преданий (В.К. Соколова, Н.А. Криничная). Были, бывальщины, их место в системе традиционных жанров фольклора.

Былички (демонологические, суеверные рассказы). Демонологические персонажи в русском фольклоре: структурная модель. Типология быличек по персонажам и мотивам.

Легенды. Христианские верования как доминанта жанрового содержания, взаимодействие христианских и языческих представлений. Классификация легенд по персонажам и темам.

Фабулаты, мемораты, слухи и толки.

Современная городская несказочная проза.

Тема 12. Паремии: пословицы, поговорки, загадки

Паремиологические исследования. Определение паремии.

Пословицы и поговорки. История собирания и изучения. Определения жанра. Генезис пословицы. Национальная специфика. Структурные особенности пословичных типов: клишированность, сентенциозность, афористичность. Форма и смысл. Связь с речевой ситуацией. Классификации пословиц: тематическая и структурная. Стиль пословиц и поговорок.

Загадки. Генезис жанра, связь с мифологией. Загадка в обрядовой культуре. Загадка и другие жанры фольклора. Тематический диапазон загадок. Образная система, метафорический строй. Национальный мир в загадке, связь с бытом. Смысловая структура загадки. Классификация загадок: различие тематической и структурно-смысловой классификации.

Тема 13. Русский героический эпос

История собирания и изучения русских героических песен. Классические сборники былин. Русский стихотворный эпос в сопоставлении с мировым.

Проблема историзма русских былин. Историческая периодизация. Историческая школа русской фольклористики об исторических корнях жанра. Былина и миф. Мифологическая интерпретация персонажей, сюжетов и мотивов русского героического эпоса.

Циклы былин. Понятие «цикл». Территориально-географические циклы. Объединение былин вокруг главного персонажа. Сюжеты и устойчивые мотивы былин.

Художественный мир былин киевского цикла. Хронотоп эпоса: устремленность к сакральному центру, символичность, иерархичность. Топография былины. М.М. Бахтин о характере эпического времени. Система персонажей, их иерархия. Эпический этикет. Конфликт православия и язычества в художественном мире былин.

Стиль песенного эпоса: драматизация повествования, динамизм. Повествовательные формулы, общие места былинного стиля. Ретардация, система повторов. Поэтическая образность. Особенности былинного стиха.

Тема 14. Историческая песня

Историческая песня и былина, проблема их жанрового разграничения. Конкретный историзм как основной жанровый признак исторической песни. Интерпретация русской истории в исторической песне, значение этической оценки в отношении к прошлому. Художественная условность в исторической песне. Разнообразие жанровой формы исторических песен, их соотношение с другими песенными жанрами фольклора.

Циклы исторических песен: ранние исторические песни («Авдотья Рязаночка», «Щелкан Дудентьевич»), песни об Иване Грозном, песни о Ермаке, песни о Смутном времени, песни о Степане Разине, о Петровском времени, о Пугачевском восстании, исторические песни XIX-XX вв. Воинские песни. Бытование исторических песен в нашем крае (по записям П.А. Городцова).

Тема 15. Баллады

Жанровое содержание баллады – мир страстей, трактуемый трагически. Место баллады в системе песенных жанров, лиро-эпический характер жанра. Сюжетный состав русских народных баллад. Типология баллад. Мифологические образы и мотивы в русских балладах. Сюжеты, связанные с запретом на инцест. Проблематичность разграничения любовной, семейной и социальной баллады.

Художественный мир баллады. Структура сюжета: таинственность, напряженность развития действия, драматизм, умолчание. Категории трагического и ужасного в балладе.

Баллада и жестокий романс, их генетическое родство и различие.

Тема 16. Духовный стих

Бытование духовного стиха, исполнители. Калики перехожие. Изучение духовного стиха в фольклористике XIX-XX вв. Значение книжной словесности для формирования духовных песен. Апокрифический характер жанра. Основные сюжеты духовных стихов: космогонические, ветхозаветные, евангельские, житийные, дидактические. Общефольклорные сюжеты и мотивы в духовных стихах.

Эпические, лиро-эпические и лирические духовные песни. Композиционные формы. Духовный стих и молитва. Современное бытование жанра. Духовный стих в авторском творчестве.

Тема 17. Русская лирическая песня

Внутрижанровая типология лирической песни: песни проголосные, игровые; протяжные, полупротяжные, частые; мужского, женского исполнения; традиционные любовные и семейные, бурлацкие, ямщицкие и чумацкие, разбойничьи, тюремные, солдатские. Специфика выражения переживания в народной лирике, его опосредованный характер.

Повествовательный характер, мотивы, сюжеты и сюжетные ситуации в лирической песне. Символичность пространства-времени. Бессюжетная лирика. «Персонажи» лирической песни, их дифференциация по признакам женский – мужской, старый – молодой, высокий – низкий. Проблема лирического героя. Мифологические корни поэтической образности в лирической песне, система символики. Тропы (эпитет, метафора). Основные композиционные приемы: повтор, параллелизм, ассоциативное сцепление образов, цепочная структура, ступенчатое сужение образа. Повествовательная композиция (монолог, диалог).

Тема 18. Частушка как малый лирический жанр

Частушка – лирический жанр позднетрадиционного фольклора. Специфика выражения переживаний в форме частушки (объективация переживания). Генезис частушки (историческая связь с культурой скоморохов, плясовой песней). Тематическая свобода частушки. Типы (подвиды) частушек: четырехстрочные, двухстрочные «страдания», «яблочко», «Семеновна». Припевки и приговорки, небылицы и нескладухи. Циклы частушек. Поэтическая образность (символика), изменение ее семантики в процессе бытования жанра. Основные композиционные приемы. Интонационный строй и ритмика частушки. Особенности исполнения частушки. Связь с другими жанрами фольклора.

Тема 19. Народный театр

Игровое начало в фольклоре, значение игровой формы при исполнении фольклорного произведения, драматизация как компонент стиля. Народный театр и ритуальная культура: ряжение, праздничные игрища, праздничные шествия.

Кукольный театр. Вертеп, его связь со святочной культурой (обряд хождения со звездой). Пещное действо. Форма марионеточного театра, сюжеты вертепных представлений. Раек – панорамный театр ярмарочной площади. Функции раешника. Особенности раешного стиха. Театр Петрушки. Сюжеты и мотивы. Персонажи, их соотношение с персонажами европейского кукольного театра. Петрушка как тип фольклорного «озорника», разрушителя.

Театр актеров. Одноактные сатирические драмы. Соотношение сюжетов сатирических драм с праздничными играми («Пахомушка» – игра в свадьбу, «Маврух» – игра в покойника и др.). Героико-романтические драмы «Царь Максимилиан», «Лодка». Генезис и структура сюжетов. Система персонажей. Юмористические приемы в стиле народной драмы.

Эстетика народного театра. Пространственно-временная организация. Зрители и актеры. Принцип узнаваемости. Принцип занимательности. Динамичность действия. Характер условности народного театра. Юмористические средства в стиле народной драмы.

Тема 20. Детский фольклор

Система жанров детского фольклора. Генетический принцип классификации детского фольклора: поэзия взрослых для детей; произведения усвоенные детьми из фольклора взрослых; собственно творчество детей. Поэзия пестования, бытовой фольклор, потешный фольклор, игровой фольклор. Поэтика жанров детского фольклора. Специфика их бытования.

Тема 21. Современный фольклор. Фольклор и постфольклор

Историческая динамика фольклора. Специфика современного фольклора, жанровый состав (дембельский альбом, девичьи альбомы, «анкеты» и др. Постфольклор и массовая культура, постфольклор и традиционный фольклор. Посвятительная обрядность в системе городских сообществ. Роль словесного текста в новой обрядности. Значение литературных текстов для современного фольклора. Постфольклор в Интернете.

Тема 22. Литература и фольклор

Оппозиция литературы и фольклора. Категория неосознанного – осознанного авторства (М.И. Стеблин-Каменский). Синкретизм народной культуры и секуляризация авторского творчества.

Пути взаимодействия фольклора и литературы. Принцип замещения и вытеснения жанров. Фольклорные образы, сюжеты, мотивы в произведениях авторского творчества. Стилизация, заимствование, ориентация на народную эстетику. Первичный и вторичный фольклоризм литературы. Влияние письменной словесности на устное народное творчество.

Рефлексия процесса взаимодействия литературы и фольклора в эстетике, литературоведении и фольклористике.

Тема 23. Школы русской фольклористики. История собирания и исследования русского фольклора

Ранние сведения о русском фольклоре. Собирание и изучение устного народного творчества в XVIII в. Значение фольклора для исторических, этнографических исследований, в трудах по эстетике. Сборники фольклорных произведений XVIII в. «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым…»: историческое и научное значение сборника. Фольклор в оценке русских литераторов XIX в.

Научное собирание и изучение русского фольклора. Сборники И.М. Снегирева, И.П. Сахарова, деятельность П.В. Киреевского, В.И. Даля. Значение Императорского Русского географического общества для фольклористики.

Школы русской фольклористики. Мифологическая школа. Труды Ф.И. Буслаева. «Младшие» мифологи: принципы сравнительно-исторического изучения мифологии и фольклора. Деятельность А.Н. Афанасьева, его теоретические взгляды. Теория мифа в работах А.А. Потебни. Школа заимствования, теоретические принципы школы в работах А.Н. Веселовского. Веселовский как создатель исторической поэтики в русской филологии. Историческая школа. Система взглядов на фольклор В.Ф. Миллера. Развитие идей исторической школы в работах Б.А. Рыбакова. Структурные исследования фольклора. Значение трудов В.Я. Проппа для современных исследований в области семиотики фольклора.

Планы лабораторных занятий.

Занятие 1. Анализ статьи А.Н. Веселовского «Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов»

Вопросы для обсуждения

1. Теоретические взгляды А.Н. Веселовского.

2. «Три главы из исторической поэтики» А.Н. Веселовского: общая характеристика работы.

3. История жанров в статье А.Н. Веселовского «Синкретизм…»

4. История текста в статье А.Н. Веселовского «Синкретизм…»

5. Категория автора в истории русского словесности.

Практическое задание

Составить аннотацию работы А.Н. Веселовского (3 – 4 предложения), указав задачи статьи, пути решения задач и основной вывод.

Сделать краткий конспект работы, указав проблемы, которые решаются в каждой главе.

Сообщения по биографии А.Н. Веселовского.

Литература

Веселовский А.Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003. С. 545-559 (В издании: Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике. М., 1986. С. 50 – 64. Далее страницы по этому изданию приведены в скобках). Более полный вариант статьи: Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С. 155 – 246.

Веселовский А.Н. От певца к поэту // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С. 246 – 268. Сообщение.

Жирмунский В.М. Историческая поэтика А.Н. Веселовского // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1940.

Жирмунский В.М. Сравнительно-историческое изучение фольклора // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003. С. 48-52. Сообщение.

Мелетинский Е.А. «Историческая поэтика» А.Н. Веселовского и проблема происхождения повествовательной литературы // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М., 1986. С. 25 – 52. Сообщение.

Занятие 2. Русская мифология

Вопросы для обсуждения

1. Пути реконструкции русских мифов: миф и язык, миф и обряд, миф и материальная культура, археологические данные, миф в произведениях древнерусской литературы.

2. Образ мира в русской мифологии: мировое древо, мировое яйцо.

3. Пантеон славянских богов.

4. Мифологический код в произведениях фольклора.

Практическое задание

Реконструировать мифологическую семантику символа (предметного, вербального, акционального). Материал предлагается на занятии.

Литература (основная)

Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1994. С. 450–456 (конспект).

Рыбаков Б.А. Языческая реформа Владимира // Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988. С. 412–454

Славянская мифология:. Энциклопедический словарь. М., 1995.

Дополнительная литература

Славянский и балканский фольклор: Семантика и прагматика текста. М., 2006.

Капица Ф. Славянские традиционные верования и ритуалы: Справочник. М., 2003.

Криничная Н. Русская мифология: Мир образов фольклора. М., 2004.

Занятие 3. Мифологические мотивы в невербальной культуре русского народа.

Вопросы для обсуждения

1. Дом как система языческой символики.

2. Структура традиционного народного костюма. Семантика и функции.

3. Мотивы народной вышивки.

4. Обереги.

5. Символика пищи в традиционной культуре.

Практическое задание

Подготовить реферат или иллюстрации по одному из приведенных вопросов.

Литература

Лотман Ю.М. О роли типологических символов в истории культуры // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003. С. 92-94.

Богуславская И.Я. Русская вышивка. М., 1972.

Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. М., 1978.

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.

Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.

Рыбаков Б.А. Дом в системе языческого мировоззрения // Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988. С. 460 – 517.

Рыбаков Б.А. Народные обереги // Там же. С. 518 – 556.

Лаврентьева Л.С. Символические функции еды в обрядах // Этнография и фольклор. М., 1990. С. 37 – 47.

Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Символический язык вещей: веник (метла) в славянских обрядах и верованиях // Символический язык народной культуры. Балканские чтения. 2. М., 1993.

Рыбаков Б.А. Русские вышивки и мифология // Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994. С. 471 – 527.

Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Кунсткамера. СПб., 1995.

Толстой Н.И. Символика предметов и действий // Толстой Н.И. Язык и народная культура. М., 1995. С. 151 – 244.

Занятие 4. Календарная обрядовая поэзия

Вопросы для обсуждения

1. Предметный, акциональный и вербальный код в языке обряда. Место и функции поэтического текста в обряде.

2. Циклы календарной обрядовой поэзии: зимний, весенне-летний, осенний. Структура времени в традиционной культуре.

3. Жанровый состав календарной обрядовой поэзии: песни (ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые), заклички.

4. Поэтика календарной песни.

5. Календарные обряды Тобольской губернии (по записям этнографов рубежа XIX – XX вв.).

Практическое задание

Характеристика поэтического строя календарной песни (по выбору).

Литература

Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003. С. 34-36.

Афанасьев А.Н. Народные праздники // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003. С. 74-86 (135 – 147).

Чичеров В.И. Новогодние песни-заклятья урожая и благополучия семьи (русские колядки и их типы) // Там же. С. 94-102 (152 – 160).

Колпакова Н.П. Песни заклинательные // Там же. С. 102-110 (160 – 169).

Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1982 (или другое издание).

Толстой Н.И. Из грамматики славянских обрядов // Толстой Н.И. Язык и народная культура. М., 1995. С. 63 – 77.

Скалозубов Н. Народный календарь // Обряды, обычаи, поверья: Сб. статей / Сост. Ю.Л. Мандрики, предисл. Н.А. Рогачевой. Тюмень, 1996. С. 215 – 226.

Городцов П. Праздники и обряды крестьян Тюменского уезда // Там же. С. 227 – 287.

Агапкина Г. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002.

Занятие 5. Мифология смерти и структура похоронного обряда

Вопросы для обсуждения

1. Архаичные представления о смерти у славян, культ предков.

2. Персонификация смерти: антропоморфные, зооморфные, антропозооморфные, нулевоморфные образы.

3. Пространственно-временная локализация мира мертвых.

4. Языческие боги – покровители мертвых. Образы смерти в разных жанрах русского фольклора (заговоры, былины, сказки, несказочная проза, паремии, лирическаие песни).

5. Исторические формы захоронения у славян. Структура и функции похоронного обряда. Предметный, акциональный и вербальный код похоронной обрядности.

6. Похоронные причитания. Связанность ритуального текста, инвариантная структура и импровизационность причитаний. Система символов. Композиция причитаний, ее обусловленность семантикой похоронного обряда.

Литература

Обрядовая поэзия / Сост., подг. Текстов, комментарий, словарь Ю.Г. Круглова. Кн. 3. Причитания. М., 2000.

Базанов В.Г. О социально-эстетической природе причитаний // Русская литература. 1964. № 4. С. 77 – 104.

Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.

Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд / Отв. ред. Вяч. Вс. Иванов, Л.Г. Невская. М., 1990.

Соболев А.Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям (Литературно-исторический опыт исследования древнерусского народного миросозерцания). СПб., 1999.

Занятие 6. Русская свадьба

Вопросы для обсуждения

1. Историческое содержание и историческая изменчивость свадебной обрядности. Свадебный обряд и обряд инициации, их историческая преемственность. Связь свадебной обрядности с календарными мифами.

2. Вариативность и инвариантная структура свадебного обряда. Драматургия русской свадьбы: этапы, персонажи. Символическое значение ритуальных действий.

3. Предметная символика свадьбы. Западносибирские варианты русской свадьбы (по материалам этнографов конца XIX- начала XX вв.).

4. Свадебная поэзия: жанровый состав. Свадебные причитания (композиция, символика, функции). Приговоры дружки и молитвы-обереги. Магическая функция слова в обряде. Свадебные песни, их жанровые разновидности.

Литература

Лирика русской свадьбы / Изд. подгот. Н.П. Колпакова. Л., 1973.

Русская свадебная поэзия Сибири / Вступ. ст., сост. и прим. Р.П. Потаниной. Новосибирск, 1984.

Обряды, обычаи, поверья: Сб. статей / Сост. Ю.Л. Мандрики, предисл. Н.А. Рогачевой. Тюменгь, 1996.

Обрядовая поэзия / Сост., подг. Текстов, коммент., словарь Ю.Г. Круглова. Кн. 2. Семейно-бытовой фольклор. М., 1997.

Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы / Под ред. К.В. Чистова, Т.А. Бернштам. Л., 1978.

Занятие 7. Бытовая магия. Заговоры

Вопросы для обсуждения

1. Мифологизация болезней и эмоциональных состояний в традиционной культуре. Отражение мифологического сознания в заговоре, мифологические мотивы и образы в заговорном тексте.

2. Функции заговоров, сфера их применения. Разновидности заговоров.

3. Заговор как синтетическое произведение, связанность заговорного текста. Композиция, многообразие форм заговоров, характер и значение заговорных формул. Система устойчивых мотивов и образов.

4. Заговоры в произведениях других жанров русского фольклора (былина, сказка). Заговор и молитва, их сходство и различие.

Литература

Русские заговоры / Сост., предисл. и примеч. Н.И. Савушкиной. М., 1993.

Обереги и заклинания русского народа / Сост. М.И. и А.М. Песковы. М., 1993.

Русские заговоры и заклинания / Под ред. В.П. Аникина. М., 1998.

Астахова А.М. Художественный образ и мировоззренческий элемент в заговорах. М., 1964.

Елеонская Е.Н. Сказки, заговор и колдовство в России. М., 1994.

Познанский Н.Ф. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. М., 1995 (переиздание).

Кляус В.Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян. М., 1997.

Занятие 8. Русская волшебная сказка.

Вопросы для обсуждения

1. Сюжеты и мотивы волшебной сказки.

2. Инвариантная модель волшебной сказки.

3. Пространственно-временная организация волшебной сказки.

4. Система персонажей, их функции, генезис.

5. Повествовательные формулы волшебной сказки.

6. Сказка и миф. Сказка и обряд. Проблема истолкования сказочного сюжета.

Практическое задание

Анализ структуры и семантики сказки «Финист – Ясный сокол».

Литература

Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003. С. 168-173.

Пропп В.Я. Морфология сказки // Там же. С. 215-223 (228 – 235).

Мелетинский Е.М. Происхождение сказок о младшем брате и их роль в формировании сказочного эпоса // Там же. С. 223-228 (236 – 244).

Аникин В.П. Волшебная сказка «Царевна лягушка» // Там же. С. 235-246 (250 – 261).

Трубецкой Е.Н. Христианское в русской народной сказке // Там же. С. 198-201.

Ильин И.А. Русская душа в своих сказках и легендах // Там же. С. 201-208.

Лихачев Д.С. Замкнутое время сказки // Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 т. Л., 1987. Т. I. С. 507 – 511.

Лихачев Д.С. Художественное пространство сказки // Там же. С. 630 – 634.

Мелетинский Е.М. Миф и сказка // Этнография и фольклор. М., 1970. С. 132 – 149.

Структура волшебной сказки. М., 2001.

Занятие 9. Русская бытовая сказка. Образ дурака в русском фольклоре

Вопросы для обсуждения

1. Бытовая сказка как пародийный вариант волшебной сказки. Мир, вывернутый наизнанку.

2. Отражение обрядовых мотивов в сюжетах бытовой сказки.

3. Типология сюжетов. Система персонажей.

4. Анекдотические сказки.

5. Образ дурака в бытовой анекдотической сказке. Философия глупости в русской традиционной культуре. Сказки-новеллы.

Литература

Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 т. (любое издание).

Сказки / Сост., вступ. ст. и примеч. Ю.Г. Круглова. М., 1988. Кн. I; М., 1989. Кн. II, III. (Библиотека русского фольклора).

Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., 1958.

Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М., 1963.

Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.

Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1984.

Ильин И.А. Духовный смысл сказки // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М., 1997. Т. 6. Кн. II. С. 259 – 273.

Занятие 10. Несказочная проза: жанровый состав

Вопросы для обсуждения

1. Жанровая специфика несказочной прозы. Принципы типологии несказочной прозы.

2. Предания: общая характеристика жанра. Персонажи и сюжеты преданий. Основные тематические циклы преданий: исторические и топонимические. Принципы классификации преданий (В.К. Соколова, Н.А. Криничная).

3. Былички (демонологические, суеверные рассказы). Демонологические персонажи в русском фольклоре: структурная модель. Типология быличек по персонажам и мотивам.

4. Легенды. Христианские верования как доминанта жанрового содержания, взаимодействие христианских и языческих представлений. Классификация легенд по персонажам и темам.

5. Фабулаты, мемораты, слухи и толки.

6. Современная городская несказочная проза.

Практическое задание

Контрольная работа по теме «Демонологические персонажи русского фольклора».

Литература

Народные русские легенды, собранные А.Н. Афанасьевым. (Любое издание).

Народная проза / Сост. С.Н. Азбелев. М., 1992.

Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003 (Раздел «Несказочная проза». С. 253-296).

Дополнительная

Чистов К.В. К вопросу о принципах классификации жанров устной народной прозы. М., 1964.

Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII – XIX вв. М., 1967.

Соколова В.К. Русские исторические предания. М., 1970.

Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.

Криничная Н.А. Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса и структуры. Л., 1987.

Власова М. Новая Абевега русских суеверий. Иллюстрированный словарь. СПб., 1995.

Занятие 11. Русский героический эпос

Вопросы для обсуждения

1. Проблема классификации былинного эпоса. Циклы русских былин.

2. Система персонажей русского эпоса.

3. Сюжеты и мотивы героических былин.

4. Особенности композиции былин. Пространственно-временная организация.

5. Поэтический стиль русского героического эпоса (ретардация, повторы, гиперболизм, параллелизм, тропы, уменьшительно-ласкательные формы).

6. Былинный стих (характер тонического былинного стиха, анафора, стык, рифмоиды).

Практическое задание

Анализ структуры былины «Дюк Степанович»

Литература

Гильфердинг А.Ф. Олонецкая губерния и ее народные рапсоды // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003. С. 306-314.

Миллер В.Ф. Русская былина, ее слагатели и исполнители // Там же. С. 314-322.

Миллер В.Ф. Очерк истории русского былинного эпоса // Там же. С. 322-336.

Скафтымов А.П. Архитектоническое соотношение внутреннего состава былин о богатырских подвигах // Там же. С. 337-347 (307 – 317).

Пропп В.Я. Русский героический эпос. Введение // Там же. С. 359-368 (328 – 337).

Лихачев Д.С. Эпическое время былин // Там же. С. 371-378 (344 – 352).

Путилов Б.Н. Историзм былинного эпоса и проблема исторической эволюции жанра // Там же. С. 379-385.

Селиванов Ф.М. Поэтика былин. Ч. 1. Система изобразительно-выразительных средств. М., 1977; Русский эпос. М., 1988.

Фроянов И.Я ., Юдин Ю.И.Исторические реалии в былине о Дюке // Русская литература. 1990. № 2.С. 3 – 32.

Николаев О.Р., Тихомиров Б.Н. Эпическое православие и русская культура (материалы и постановка проблемы) // Русская литература. 1993. № 1, 2.

Занятие 12. Историческая песня

Вопросы для обсуждения

1. Историческая песня и былина, проблема их жанрового разграничения.

2. Художественная условность в исторической песне. Разнообразие жанровой формы исторических песен, их соотношение с другими песенными жанрами фольклора.

3. Циклы исторических песен: ранние исторические песни («Авдотья Рязаночка», «Щелкан Дудентьевич»), песни об Иване Грозном, песни о Ермаке, песни о Смутном времени, песни о Степане Разине, о Петровском времени, о Пугачевском восстании, исторические песни XIX-XX вв. Воинские песни.

4. Бытование исторических песен в нашем крае (по записям П.А. Городцова).

Литература

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник: Для высших учебных заведений. 3 изд. М., 2001. С. 249-267. Отчет по читательским дневникам.

Русская историческая песня / Вступ. статья, подг. Текста и примеч. Л.И. емельянова. Л., 1987.

Путилов Б.Н. Русский историко-песенный фольклор XIII – XVI вв. М.; Л., 1960.

Соколова В.К. Русские исторические песни XVI – XVIII вв. М., 1960.

Криничная Н.А. Народные исторические песни начала XVII века. Л., 1974.

Занятие 13. Русская лирическая песня

Вопросы для обсуждения

1. Проблема жанровой классификации народных лирических песен.

2. Специфика выражения переживания в народной лирике. Персонажи лирической песни. Вопрос о лирической герое.

3. Повествовательная и образная композиция народной лирической песни. Образный параллелизм, его виды и функции. Ступенчатое сужение образа. Цепочная структура.

4. Символика народной песни.

5. Мифологические мотивы в народной лирической песне.

Практическое задание

Анализ композиции и стиля любовной лирической песни (на выбор)

Литература

Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003. С. 400-411 (364 – 375).

Лазутин С.Г. Композиция русской народной лирической песни // Там же. С. 441-450 (380 – 393).

Новикова А.М. О строфической композиции традиционных лирических песен // Там же. С. 450-455 (389 – 393).

Соколов Б.М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора // Там же. С. 435-441.

Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М.; Л., 1962. С. 18 – 26.

Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. Л., 1978.

Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики (Исследование по эстетике устно-поэтического канона). Л., 1989.

Демина Л.В. Русские народные песни Тюменской области. Тюмень, 1991.

Занятие 14. Песни-романсы

Вопросы для обсуждения

1. Генезис жанра. Влияние письменной словесности, лирической народной песни народной баллады на становление жанра.

2. Проблема жанрового определения: «вирши», «романс», «городской романс», «жестокий романс», «песня-романс».

3. Типология народного романса.

4. Сюжеты и мотивы. Композиционные особенности романса.

5. Персонажи.

6. Устойчивые образы, повествовательные формулы в стиле народного романса.

Практическое задание

Записать текст городского романса. Дать характеристику жанрового содержания и поэтики текста.

Литература

Русский жестокий романс / Сост. В.Г. Смолицкий, Н.В. Михайлова. М., 1994.

Современная баллада и жестокий романс / Сост. С. Адоньева, Н. Герасимова. СПб., 1996.

Городские песни, баллады и романсы / Сост., подг. текста и комментарии А.В. Кулагиной, Ф.М. Селиванова. М., 1999.

Петровский М. «Езда в остров любви», или Что есть русский романс // Вопросы литературы. 1984. № 5.

Померанцева Э.В. Баллада и жестокий романс // Русский фольклор. Л., 1974. Т. XIV.

Гудошников Я.И. Русский городской романс: Учеб. Пособие. Тамбов, 1990.

Костюхин Е.А. Жестокий романс в контексте русской культуры // Русская литература. 1998. № 3. С. 83 – 97.

Занятие 15. Русский детский фольклор

Вопросы для обсуждения

1. История собирания и изучения русского детского фольклора.

2. Специфика детского фольклора, его функции, бытование.

3. Проблема классификации жанров детского фольклора. Иерархия жанров.

4. Жанровая поэтика произведений детского фольклора.

Практическое задание

Сделать записи 2-3 текстов детского фольклора. Определить жанр. Проанализировать поэтический строй одного текста.

Литература

Детский поэтический фольклор. Антология / Сост. А.Н. Мартынова. СПб., 1997.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1970.

Мартынова А.Н. Отражение действительности в крестьянской колыбельной песне // Русский фольклор. Вып. XV. Л., 1975. С. 145 – 155.

Виноградов Г.С. Детский фольклор // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003. С. 527-542 (435 – 449).

Виноградов Г.С. Народная педагогика. Отрывки и наброски // Виноградов Г.С. «Страна детей». Избранные труды по этнографии детства. СПб., 1999.

Чередникова М.П. Современная детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995.

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник: Для высших учебных заведений. 3 изд. М., 2001. С. 338-354.

Занятие 16. Современный фольклор

Вопросы для обсуждения

1. Специфика современного фольклора. Понятие «постфольклор».

2. Жанры современного фольклора.

3. Особенности бытования произведений современного фольклора. Понятие «субкультурной традиции».

Литература

Современный городской фольклор. М., 2003.

Адоньева С.Б. Категория ненастоящего времени: Антропологические очерки. СПб., 2001.

Шмелева Е., Шмелев А. Русский анекдот: Текст и речевой жанр. М., 2002.

Занятие 17-18. Традиции фольклора в произведениях русских писателей

Сообщения по темам учебно-исследовательских работ

Примерная тематика

1. Фольклорные сюжеты и мотивы в сказках А.С. Пушкина (по одному произведению).

2. Жанр баллады в творчестве русских поэтов (по произведениям одного автора XIX – XX вв.).

3. Структура мифологического персонажа в произведениях Н.В. Гоголя (по одному произведению).

4. Трансформации фольклорного жанра в произведениях Н.А. Некрасова (на примере одного жанра).

5. Мифологические персонажи в пьесе Н.А. Островского «Снегурочка» (на примере одного персонажа).

6. Народные праздники в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

7. Мифологические персонажи в сказках А.М. Ремезова, Ф.К. Сологуба (структура одного образа).

8. Сюжетные мотивы народной драмы «Лодка» в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

9. Календарные обряды в книге И.С. Шмелева «Лето Господне».

10. Сказочные сюжеты в «фольклорных» поэмах М.И. Цветаевой (по одному произведению).

11. Фольклорные и мифологические персонажи в повести А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

12. Фольклорные мотивы в поэзии В. Высоцкого.

13. Фольклорные мотивы в русской рок-поэзии (по творчеству одного поэта).

14. Фольклорные мотивы в текстах поэтов-концептуалистов (по творчеству одного поэта).

Другие темы или варианты предложенных тем утверждаются по согласованию с преподавателем.

Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

7.1 На самостоятельное изучение выносятся следующие темы.

1) Загадки (по материалам, предложенным в списке литературы). Форма отчетности – конспект статей в хрестоматии: Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003 (Раздел «Загадки». С. 118-132). Тест.

2) Пословицы и поговорки (по материалам, предложенным в списке литературы). Форма отчетности – конспект статей в хрестоматии: Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003 (Раздел «Пословицы и поговорки». С. 133-166). Тест.

3) Духовный стих (по материалам, предложенным в списке литературы). Форма отчетности – конспект статей в хрестоматии: Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003 (Раздел «Духовные стихи». С. 411-429).

4) Баллады (по материалам, предложенным в списке литературы). Форма отчетности – конспект статей в хрестоматии: Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003 (Раздел «Баллады». С. 429-435). Собеседование по читательским дневникам.

5) Частушки (по материалам, предложенным в списке литературы). Форма отчетности – конспект статей в хрестоматии: Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003 (Раздел «Частушки». С. 459-475). Собеседование по читательским дневникам.

6) Народный театр (по материалам, предложенным в списке литературы). Форма отчетности – конспект статей в хрестоматии: Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003 (Раздел «Народный театр». С. 476-526). Собеседование по читательским дневникам.

7.2 Самостоятельная работа (тема № 4). Составить таблицу «Система жанров русского фольклора».

7.3 Контрольная работа (темы № 5,8). Проанализировать текст одной календарной и семейно-бытовой обрядовой песни по плану

1) Указать связь произведения с обрядом (мотивировать).

2) Определить жанр, мотивировать определение.

3) Форма исполнения.

4) Образная композиция. Семантика поэтических образов и мотивов.

5) Речевая композиция.

6) Поэтический синтаксис.

Литература

1). См. разделы «Свадебный обряд» и «Календарный обряд».

2). Кравцов Н.И. Фольклорное произведение как художественное целое // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003. С. 37-44.

7.4 Самостоятельная работа (тема № 19-21). Сделать запись текста городского романса, произведения детского фольклора, городской несказочной прозы. Показать место произведения в системе фольклорных жанров.

Составить паспорт текста, который должен содержать следующие сведения об исполнителе: а) фамилия, имя, отчество; б) год рождения; в) место рождения; г) социальное положение; д) профессия; е) грамотность; ж) в каких местах и как долго проживал до приезда в Тюмень; з) с какого времени проживает в Тюмени; и) место работы, если исполнитель – пенсионер, указать, с какого года на пенсии; к) от кого перенял произведение; л) охарактеризовать ситуацию исполнения; м) место, где произведена запись; н) фамилия, инициалы собирателя; о) дата записи.

Литература

1). Азбелев С.Н. Основные понятия текстологии в применении к фольклорному материалу // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003. С. 55-57.

2). Гацак В.М. Текстологическое постижение многомерности фольклора // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003. С. 58-60.

7.5 Коллоквиум

1. Тема 3. Этнография и фольклор. Презентация материалов по теме «Невербальная культура»

2. Тема 21. Постфольклор. Презентация материалов по современной городской субкультуре.

Письменная работа по одной из тем раздела «Литература и фольклор». Работа должна включать самостоятельно подготовленный список литературы по теме, краткую характеристику истории вопроса, самостоятельный анализ заданной проблемы.

7.6 Тесты

1. Терминология по темам 2, 4, 23.

2. Персонажи русских былин (тема 14).

3. Итоговое тестирование Примерные варианты заданий:

Вариант 1

1. Определите жанр приведенного текста (мотивируйте ответ):

1) Сидит кисурка

В печурке,

Ей теплешенько,

Горячешенько!

Кому вынется,

Тому сбудется,

Не минуется!

2) - А мы просо сеяли, сеяли.

- А мы просо вытопчим, вытопчим.

- А чем вы вытопчите, вытопчите?

- А мы коней выпустим, выпустим…

3) Мне на зорьке было слышно:

Мил страдает, я не вышла.

4) У нашей невесты рубаха бела,

У вашего жениха короста съела!

Наша невеста как сыр с-под масла,

У вас жених как черт с-под прясла!

Наша невеста как луг зеленый,

У вашего жениха весь рот малёный!

2. Назовите жанр, в котором встречаются устойчивые выражения:

1) «Растет не по дням, а по часам»;

2) «седелышко черкасское», «почестен пир».

3. Назовите жанр, композиционный прием и его функцию:

1) Высота ли высота поднебесная,

Глубока глубота акиян-море,

Широко раздолье по всей земли,

Глубоки омоты Непроския,

Чуден крест Леванидовской…

2) Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

3) Сотворись мои слова медным звоном,

Золотым ключом,

Камень никто не раздавит,

Мое слово никто не переставит.

4. Впишите эпитет (в соответствии с былинной традицией):

1) калика ______________

2) дорога_______________

3) Владимир____________

4) силушка_____________

5. Охарактеризуйте поэтические особенности текста (назовите жанр):

1) Под дугами, дугами, дугами ходят яблочки с кругами (Брови и глаза)

2) Счастье вольная пташка: где захотела, там и села.

6. Приведите русские эквиваленты английских пословиц:

1) No great loss without some small gain (Каждая большая потеря сопровождается большой выгодой).

2) No man is infallible (Никто не застрахован от ошибок).

3) One cannot put back the clock (Нельзя перевести часы назад).

4) One good turn deserves another (Доброе дело заслуживает в ответ такого же доброго дела).

7. Назовите жанры русского стихотворного эпоса.

8. Укажите значение терминов:

1) меморат

2) духовный стих

3) мотив

4) параллелизм

5) анимизм

Вариант 2

1. Определите жанр приведенного текста (мотивируйте ответ):

1) – Жаворонки, перепелушки,

Птички ласточки,

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам:

На жердочке, на бороздочке…

2) Заинька, перевернись!

Серенький, перевернись!

Заинька, попляши!

Серенький, попляши!

3) Давай, милка, пострадаем,

Какова любовь, узнаем.

4) Со вьюном я хожу,

С зеленым я хожу,

Я хожу, хожу, хожу,

Не знаю, куда вьюна положить?..

2. Назовите жанры фольклора, возникшие на основе книжной культуры (имитационный фольклор).

3.Назовите жанр, композиционный прием и его функцию:

1) Благословите, братцы, старину сказать,

Как бы старину стародавную,

Как бы в стары годы, прежния,

Во те времена первоначальныя…

2) Господь с вами милостивым духом. Аминь!

3) Было это дело на море, на окияне; на острове Кидане стоит древо золотые макоуки, по этому древу ходит кот Баюн, – вверх идет песню поет, а вниз идет сказки сказывает».

4. Впишите пропущенные эпитеты

Ай, ______ поля были ко Опскову.

А _______ раздольица ко Киеву,

А ________ горы Сорочинскии,

А церковно-то строенье в ________ Москве,

Колокольней-то звон да в Новее-городе,

Ай, ________ калачики валдайские…

5. Охарактеризуйте поэтические особенности текста (определите жанр):

1) Под мостом, мостищем, под соболем, соболищем два соболька разыгрались (Лоб, брови, глаза)

2) За ветром в поле не угоняешься, а с бранчливой кумой не напрощаешься.

6. Приведите русские эквиваленты английских пословиц:

1) No great loss without some small gain (Каждая большая потеря сопровождается большой выгодой).

2) No man is infallible (Никто не застрахован от ошибок).

3) One cannot put back the clock (Нельзя перевести часы назад).

4) One good turn deserves another (Доброе дело заслуживает в ответ такого же доброго дела).

7. Назовите виды кукольного народного театра.

8. Укажите значение терминов

1) кумуляция

2) паремия

3) синкретизм

4) фабулат

5) инициация

Вариант 3

1. Определите жанр приведенного текста (мотивируйте ответ):

1) У нашей невесты рубаха бела,

У вашего жениха короста съела!

Наша невеста как сыр с-под масла,

У вас жених как черт с-под прясла!

Наша невеста как луг зеленый,

У вашего жениха весь рот малёный!

2) Со вьюном я хожу,

С зеленым я хожу,

Я хожу, хожу, хожу,

Не знаю, куда вьюна положить?..

3) Уж и што такой за месяц:

Колды светит, колды нет;

Уж и што такой за милой:

Колды любит, колды нет.

2. Назовите жанр, в котором встречаются устойчивые выражения:

1) «Растет не по дням, а по часам»;

2) «седелышко черкасское», «почестен пир».

3. Назовите жанр, композиционный прием и его функцию:

1) У них-то ведь пошел да как почестной пир,

А у них-то ведь я на пиру там был,

А вино-то ведь да зелено я пил,

А ковшик-то попал как розный мне,

А губы у меня рознее ведь,

А по усам текло, а в рот не попало ведь.

2) Встану я перекрестясь, пойду помолясь

Из дверей в двери, из ворот в ворота,

Пойду в чистое поле, на восточную сторону.

3)Как по лугу, по лужечку вода поливат,

По зеленому лужечку золота струя бежит,

Что и струинька за струинькой, бела лебедь плывет…

4. Охарактеризуйте поэтические особенности текста (назовите жанр):

1) Два моря, два горя на крутых горах на дуге висят.

2) Бела береза, да деготь черен.

5. Приведите русские эквиваленты английских пословиц:

1) No great loss without some small gain (Каждая большая потеря сопровождается большой выгодой).

2) No man is infallible (Никто не застрахован от ошибок).

3) One cannot put back the clock (Нельзя перевести часы назад).

4) One good turn deserves another (Доброе дело заслуживает в ответ такого же доброго дела).

6. Укажите значение терминов

1) кумуляция

2) паремия

3) синкретизм

4) фабулат

5) инициация

7.7 Тематика эссе

Тема 6. Мифология смерти и ритуальная структура сюжета (на материале фильма Дж. Джармуша «Мертвец»)

Тема 18. «Безблагодатный мир» жестокого романса

7.8 Тематика рефератов

См. материалы к практическим занятиям № 3, 21, 22.

7.9 Контрольные вопросы

1. Специфика фольклора.

2. Происхождение фольклора.

3. Фольклор и мифология.

4. Стадии исторического развития народной культуры.

5. Многослойность фольклорного произведения.

6. Предметная символика в традиционной культуре: дом, вещи, пища.

7. Система жанров русского фольклора.

8. Трудовые (рабочие) песни.

9. Заговоры: особенности бытования, функции.

10. Поэтика заговора.

11. Функции и эстетика народных праздников.

12. Ритуал и миф.

13. Ритуальный текст, его специфика.

14. Структура и семантика календарных обрядов.

15. Система жанров календарной поэзии.

16. Мифология смерти, ее отражение в русском фольклоре.

17. Структура и семантика похоронной обрядности.

18. Причитания, их виды. Поэтика причитаний.

19. Драматургия свадебного обряда.

20. Историческое и мифологическое значение русской свадьбы.

21. Система жанров свадебной поэзии.

22. Инвариантная модель русской волшебной сказки.

23. Историческое и психологическое содержание волшебной сказки. Сказка и миф.

24. Бытовая сказка, ее разновидности. Пародийное содержание бытовой сказки.

25. Сказка о животных, ее связь с мифологическими представлениями древних славян. Поэтика кумулятивной сказки.

26. Русская демонология. Структурно-функциональная модель мифологического образа.

27. Быличка: поэтика жанра. Особенности бытования. Черты былички в современной городской несказочной прозе.

28. Исторические предания, их виды. Бытование исторических преданий на территории Тобольской губернии.

29. Легендарная проза. Типология и поэтика жанра.

30. Смысл и поэтика загадки.

31. Структура и смысл пословицы и поговорки.

32. Историзм былин.

33. Циклизация былин.

34. Сюжетный состав былин киевского и новгородского циклов.

35. Система персонажей героического эпоса.

36. Художественный мир русских былин.

37. Особенности былинного повествования. Былинный стих.

38. Исторические песни, специфика их жанрового содержания. Типология исторических песен.

39. Народная баллада. Основные сюжеты и образы.

40. Русский духовный стих. Соотношение эпического и лирического начал. Структура художественного мира духовных стихов.

41. Народная лирическая песня, ее типология.

42. Поэтический строй русской народной лирики.

43. Народный романс. Основные сюжеты, мотивы, образы.

44. Частушка: общая характеристика жанрового содержания и поэтики.

45. Виды народного кукольного театра.

46. Ярмарочный фольклор.

47. Народная драма. Основные жанры. Поэтика драм «Лодка» и «Царь Максимилиан».

48. Система жанров детского фольклора.

49. Современный фольклор и постфольклор.

50. Литература и фольклор: пути взаимодействия.

51. Мифологическая школа русской фольклористики.

52. Историческая школа русской фольклористики.

53. «Историческая поэтика» А.Н. Веселовского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: