Глава 14. Общая характеристика информационной безопасности

1. Понятие информационной безопасности

Национальная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности - единая государственная политика, система мер экономического, политического, правотворческого (иного) характера, адекватного угрозам жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Охрана безопасности - непосредственное воздействие на объект охраны.

Защита безопасности - совокупность обеспечения и охраны мер безопасности.

Информационная безопасность - состояние защищенности национальных интересов страны (национальные интересы страны - жизненно важные интересы, основанные на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз.

Основные направления защиты информационной сферы.

1. Защита интересов личности, общества и государства от воздействия вредной, недоброкачественной информации. Такую защиту обеспечивают институты: СМИ, документированной и др. информации.

2. Защита информации, информационных ресурсов и информационной системы от неправомерного воздействия в различных ситуациях. Такую защиту обеспечивают:

- институт государственной тайны;

- персональных данных.

3. Защита информационных прав и свобод (институт интеллектуальной собственности).
Главной задачей информационной безопасности является обеспечение баланса интересов

общества, государства и человека. Этот баланс должен быть адекватен целям по безопасности страны в целом. Обеспечение информационной безопасности должно быть ориентировано на специфику информационной среды, определяемой социальной структурой.

В центре внимания обеспечения информационной безопасности должна находиться информационная среда органов государственной власти.

В контексте процесса глобализации необходимо обеспечить постоянный анализ изменений политики, законодательства других стран.

Последняя задача - это учет выполнения факторов в процессе расширения правового внимания РФ в мирном информационном пространстве, включая сотрудничество в рамках СНГ, и практики использования Интернета.

2. Национальные интересы РФ в информационной сфере и их обеспечение

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной


инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ. Национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

На основе национальных интересов РФ в информационной сфере формируются стратегические и текущ ие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя соблюд ение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национал ьных интересов РФ в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее прод укцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Четвертая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

3. Источники угроз информационной безопасности РФ

Источники угроз информационной безопасности РФ подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся:

- деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов РФ в информационной сфере;


- стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;

- обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;

- деятельность международных террористических организаций;

- увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их
возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных
технологий;

- деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;

- разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

К внутренним источникам относятся:

- критическое состояние отечественных отраслей промышленности;

- неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;

- недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ;

- недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;

- неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный
контроль за развитием информационного рынка России;

- недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной
безопасности РФ;

- недостаточная экономическая мощь государства;

- снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;

- недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов РФ в информировании общества о своей деятельности, в
разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и
развитии системы доступа к ним граждан;

- отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства,
образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.

4. Государственная политика в сфере информационной безопасности

Государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ основывается на следующих основных принципах:

- соблюдение Конституции РФ, законод ательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности РФ;

- открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством РФ;

- правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне
зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на
конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и
распространение информации любым законным способом;

- приоритетное развитие отечественных современных информационных и
телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных
обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к
глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов РФ.


Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности РФ:

- проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационной
безопасности РФ, разрабатывает меры по ее обеспечению;

- организует работу законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти РФ по реализации комплекса мер, направленных на пред отвращение,
отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности РФ;

- поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации;

- осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации;

- проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории РФ и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов;

- способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым
информационным ресурсам, глобальным информационным сетям;

- формулирует и реализует государственную информационную политику России;

- организует разработку федеральной программы обеспечения информационной
безопасности РФ, объединяющей усилия государственных и негосударственных организаций в
данной области;

- способствует интернационализации глобальных информационных сетей и систем, а также
вхождению России в мировое информационное сообщество на условиях равноправного
партнерства.

Совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ.

Это предполагает:

- оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных
правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования;

- создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной
безопасности;

- определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства РФ в данной сфере;

- создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности РФ, а также о последствиях их осуществления;

- разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;

- разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в Уголовный, Гражданский, Административный и Трудовой кодексы, в законодательство РФ о государственной службе;

- совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности РФ.

Правовое обеспечение информационной безопасности РФ должно базироваться прежде всего на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.

Соблюдение принципа законности требует от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ при решении возникающих в информационной сфере конфликтов неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере.

Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.


Разработка механизмов правового обеспечения информационной безопасности РФ включает в себя мероприятия по информатизации правовой сферы в целом.

В целях выявления и согласования интересов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и других субъектов отношений в информационной сфере, выработки необходимых решений государство поддерживает формирование общественных советов, комитетов и комиссий с широким представительством общественных объединений и содействует организации их эффективной работы.

5. Обеспечение информационной безопасности

Предметная область обеспечения информационной безопасности - это круг правоотношений, который определяет правовое пол ожение различных субъектов и объектов в сфере информационных коммуникационных технологий - комплекса (совокупность элементов инфраструктуры, на основе которой формируется технологическая база информационных систем стран, участвующих в глобальном информационном пространстве). К объектам правового регулирования обеспечения информационной безопасности относятся:

- правовой режим различных элементов информационных коммуникационных технологий;

- определение правового статуса субъектов с учетом их специальной информационной среды;

- правовое обеспечение специальных субъектов, осуществляющих деятельность в сф ере обеспечения информационной безопасности.

Основные направления обеспечения информационной безопасности:

1) установление различных видов ограничений;

2) повышение значимости таких видов обеспечения информационной безопасности, как сертификация, лицензирование, в том числе и экспертиза деятельности;

3) установление процедур создания, получения и использования инфраструктуры с ограниченным доступом;

4) унификация подходов и стандартов к электронным документам;

5) заключение, установление режимов служебной информации.

Правовое регулирование обеспечения информационной безопасности должно осуществляться на различных уровнях, начиная с самого нижнего:

1) участие граждан в обеспечении информационной безопасности;

2) обеспечение информационной дисциплины в корпорациях;

3) организация подразделений информационной безопасности в органах государственной власти на всех уровнях;

4) установление процессуального законодательства на федеральном уровне;

5) установление стандартов, удостоверяющих техническую безопасность информационных систем;

6) создание системы органов власти в этой области;

7) выработка соглашений и условий международного сотрудничества и обеспечение
интересов РФ с учетом позиций национальной безопасности.

Вредная информация - информация, не являющаяся конфиденциальной, но обуславливающая необходимость охраны и защиты прав и законных интересов личности, общества и государства в силу возникновения вреда, который нанесет этим субъектам ее распространение.

Вредную информацию можно разделить на группы:

1) информация направлена на разжигание ненависти, вражды и насилия;

2) ложная информация (в том числе недоброкачественная, недобросовестная, ложная
реклама);

3) информация, содержащая посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию;

4) непристойная информация;

5) информация, оказывающая деструктивное воздействие на здоровье людей (в том числе технические устройства, действующие на психику людей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: