К литературе необходим исторический подход. Каждое определение должно быть адекватным всей эволюции определяемой формы.
Исторический взгляд на поэтику стал возможен после того, как литературный процесс приобрел глобальный характер и было выработано понятие всемирной литературы.
Отказ от ориентации на «идеальную» нормы стал возможен после того, как идея о едином и непрерывном эволюционном развитии уступила стадиальности литературы.
Каждая культура — открытое единство, которое при все своем своеобразии входит в единый процесс становления культуры человечества.
Точка опоры для компаративистики — изучение однотипных или близких по характеру литературных явлений у разных народов. Подобные художественные явления представляют собой синхроническую общность, не обязательно в хронологическом, но в историко-типологическом смысле.
Наиболее заметные изменения — смена актуальных проблем, идей и стилей — критика. У неё малый масштаб времени.
История литературы — масштаб крупнее, захватывает изменения такие как становление, развитие и смена больших стилей и направлений.
В масштабе мировой литературы какие-то её этапы могут быть представлены разными национальными литературами, в какой-то исторический момент полнее и глубже других выражающими тенденции развития искусства.
Историческая поэта — генезис и развитие эстетического объекта.
Три стадии развития мировой литературы:
1. Эпоха синкретизма — целостный взгляд на мир. Время выработки основных и первичных принципов художественного мышления.
2. Риторическая эпоха — появление первых поэтик и риторик. — эйдетическая поэтика — нерасчленённость идеи и образа.
3. Художественный образ приобретает собственную содержательность. Художественное слово получает модальность — выражает особого рода реальность.
Авторская позиция становится осознанно творческой и индивидуально неповторимой. Искусство перестаёт быть каноничным.