Пафос – “господствующий строй чувств” (по Шиллеру). Пафос связан с идеей, придает эмоциональную атмосферу и объединяет все уровни содержания.
По содержанию:
- положительный (автор приминает, восхищается).
- отрицательный (автор критикует, обличает).
Виды пафоса (по Поспелову):
· Героический. Предмет – героика самой действительности – деятельность людей, которые преодолевают стихию природы и т.д. (мифология Древней Греции, “Илиада”).
· Драматический. Драматизм возникает тогда, когда высоким стремлениям людей, а иногда и жизни грозит поражение или гибель (“Слово о полку Игореве”, “Анна Каренина”).
· Сентиментальный - это рефлексия умиленности, обращенная к отживающему, уходящему в прошлое укладу жизни с его простотой и нравственной неиспорченностью отношений и переживаний.
Пафос – риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью (разработана Аристотелем).
Пафос – высокое воодушевление художника постижением сущности изображаемой жизни, ее “истины”.
· Романтика. Рефлективная душевная восторженность, обращенная к тому или иному (возвышенному, “сверхличному”) идеалу и его воплощение (Тургенев “Дворянское гнездо”, Короленко “Соколинец”).
· Трагический. Трагическое положение заключается в противоречии и борьбе личных и “сверхличных” начал в сознании человека (Лермонтов “Мцыри”, Пушкин “Борис Годунов”, Блок “На поле Куликовом”).
· Сатирический. Наиболее сильное и резкое негодующе -насмешливое отрицание определенных сторон общественной жизни (Свифт “Путешествие Гулливера”, Гоголь “Петербургские истории”).
· Юмор. Это и есть смех над относительно безобидными комическими противоречиями, соединенный нередко с жалостью к людям, проявляющим эту комичность (Гоголь “Ревизор”, “Мертвые души”).