I. Персонажей различают по роли в тексте
- Главный герой
- Второстепенный персонаж
- Эпизодические персонажи н: старуха хлестова «горе от ума»
- Внесценические н: Княжна мария алексеевна
II. На отрицательных и положительных
В литературе реализма, которая открывает сложность характера, такая типология некорректна, не работает
(классицизм – милон, скотинин)
(романтизм - ларра и данко)
III. Индивидуальные (печерин) и коллективные (мать)
IV. По форме и по историческому критерию. Лидия Гинсбург.
a) Герой -маска – (его отличает неизменностьи отчетливое доминирование какого - либо качества) Персонажи классицизма
b) Герой - идея - (воплощение человеческого духа, идея свободы, эта идея определяет его судьбу) эпоха романтизма. Этот тип героя встречается и в более поздних произведениях Базаров, раскольников.
c) Социально - моральный тип. В таком персонаже моральные или человеческие качества изображаются в прямой их связи от соц. обстоятельств их жизни. Этот тип начинает оформляться в эпоху классицизма. Герой однолинеен. (н: бомарше «женитьба фигаро»
Но своего максимального развития этот тип героя достигает в лит -ре реализма. Н: маленький человек, помещики. (Н.В.Гоголь.)
d) Герой -характер. Характер - это совокупность человеческих свойств и качеств. (ТУРГЕНЕВСКИЕ ДЕВУШКИ)
e) Герой -символ. Литература символизма. Он дальнейшее развитие героя - идеи. Он не просто высказывает и следует какой -либо идее, он ее иллюстрирует (Христос и антихрист, сын Петра первого и Пётр первый)
f) Герой модернистской лит -ры. Поток сознания. Это герой который практически равный потоку сознания. Мы можем не знать его имени, биографии, мы просто вклиниваемся в текст.