Понятие о жанре: жанровое содержание и основные носители жанровой формы. Принципы классификации жанров

Важнейшим жанровым признаком произведений явля­ется его принадлежность к тому или иному литературному роду: выделяются эпические, драматические, лирические, лиро-эпические жанры. Внутри родов различаются виды — устойчивые формальные, композиционно-стилистические структуры, которые целесообразно назвать родовыми формами. Они дифференцируются в зависи­мости от организации речи в произведении — стихотворной или прозаической (в устном народном эпосе есть стихотворная форма — песня и прозаическая сказка; в литературном эпосе соответственно поэма и рассказ,

Вместе с тем понятие жанра не ограничивается рамками художественной литературы: любой текст, как и любое речевое произведение, как доказал М. Бахтин, относится к тому или иному жанру. Каждый жанр, со-гласно Ю. Лотману, характеризуется «набором конвенций», касающихся отношений между автором и адресатом данного текста35. Так, к примеру жанр доклада предполагает изложение инновационной информации, но при этом докладчик держит в уме образ аудитории, соответствующе уровню излагаемого материала. Жанр тоста – тоже имплицитно подразумевает определенную конвенцию, инспирированную не только самой ситуацией застолья, но и архаической «заклинательной» установкой на претворение слова в жизнь

Одно и то же жанровое содержание, указывал Г.Поспелов, вполне может воплотиться в разных жанровых формах. Так, на-5 пример, «произведение с национально историческим содержанием может быть по жанровой форме и сказкой (сказанием, сагой), и эпической песней или эпопеей, и рассказом, и повестью, и лирической медитацией, и балладой, и пьесой и т.п.» Он разграничил жанровые формы на «внешние («замкнутое композиционно-стилевое целое») и «внутренние» («специфически) жанровое содержание» как принцип «образного мышления и познавательной трактовки характеров»). Ученый построил классификацию, исходя из внутренней стороны жанров, и разделил их на три группы. Согласно этому делению, произведения национально-исторического жанрового содержания «познают жизнь в аспекте становления национальных обществ», нравоописательного (этологического) – «раскрывают состояние национального общества или какой-то его части», романические – осмысляют становление отдельных характеров. Исследователь также указал на существование четвертой группы жанров – мифологических, но отнес их к предыстории искусства, считая, что в новое время эти жанры не получили развития.

Понятие об литературном процессе. Факторы литературного развития и основные законы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: