Понятие о литературных родах. Основные принципы их разделения

Эпос лирика драма.

I Классификация Аристотеля:

Мимесис – подражание. По способу подражания:

Эпос (подражать можно, рассказывая о событиях, как о чем-то отдельном от себя. В эпосе есть несовпадение между субъектом и объектом).

Лирика (…оставаясь самим собой, не изменяя своего лица. В лирике нет дистанции между субъектом и объектом, т.к. нет внешнего мира. Отдельного от личности, сознание творца. Он дается в переживаниях и осмыслениях.)

Драма (действие. Драматург не описывает жизнь, а представляет и разыгрывает ее у нас на глазах).

II Классификация Гегеля. Описывает роды лит-ры с помощью философский категорий – объективное и субъективное.

Эпос - объективный род, на первом плане – события, а не личность автора.

Лирика - субъектный род, на первом плане – мысли и переживания субъекта.

Драма - синтетический род, т.к. объединяет признаки эпоса (событийность, косвенное выражение автора, признаки лирики), основное внимание к личности, характеру. Такую природу драмы он объясняет условиями возникновения драмы. Эпос à лирикаàдрама. Драма суммирует достижения эпоса и лирики.

III Классификация Белинского

Дополнительные критерии:

1. по содержанию: эпос - о событиях, лирика - о чувствах и мыслях, драма – человеческий характер.

2. по способу организации речи: лирика – монолог, драма – диалог, эпос – смешанный тип речи.

Все роды связаны, поэтому есть произведения, которые соединяют в себе признаки нескольких родов. Их называют межродовые формы. Самая распространенная – поэма.

Лирическая драма (Блок, Цветаева).

Внеродовые формы – очерк, эссе.

Родовые черты эпоса

Рода эпоса: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла.

Жанры: исторические, любовные, психологические и т.д.

В эпосе организующим началом произведения является повествование. В эпических произведениях глубоко значимо присутствие повествователя. Эпическая форма воспроизводит не только рассказываемое, но и рассказывающего. Она художественно запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, в конечном счете – склад ума и чувств повествующего.

Наиболее распространенная форма эпического повествования – рассказ от 3 лица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: