Гипербола и литота, оксюморон, метонимия, синекдоха

Оксюморон - стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации. Пр. «мертвые души». Между полярными вещами есть глубинная связь. Аполлон Григорьев – «безумное счастье страдания», «горькое веселье». Катулл – «любить ненавидя».

Гипербола – преувеличение с целью усиления выразительности и образности художественной речи. Характерна для устного народного творчества.

Пастернак – «и больше века длится день и не кончается». Худ.функция гиперболы – субъективность создаваемого образа, его нарочитая условность. Мир смещенных пропорций.

Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой. В литоте на основании какого-либо общего признака сопоставляются два разнородных явления, но этот признак представлен в явлении-средстве сопоставления в значительно меньшей степени, нежели в явлении-объекте сопоставления. Например: «Лошадь величиной с кошку», «Жизнь человека — один миг» и т. п.

Метонимия — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают, между тем как метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и т. п.), а метафора — «по сходству».

Частным случаем метонимии является синекдоха.

Синекдоха — троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется:

- Единственное число вместо множественного, например: Всё спит — и человек, и зверь, и птица. (Гоголь);

- Множественное число вместо единственного, например: Мы все глядим в Наполеоны. (Пушкин);

- Часть вместо целого, например: Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства. (Герцен);

- Родовое название вместо видового, например: Ну что ж, садись, светило. (Маяковский) (вместо: солнце);

- Видовое название вместо родового, например: Пуще всего береги копейку. (Гоголь) (вместо: деньги).

Литературное произведение как художественное целое. Понятия содержания и формы литературного произведения. Разграничение понятий произведение и текст. Понятия мир произведения и внутренний строй произведения.

М.Новиков: «литературное произведение существует как геометрическое место всех бывших, настоящих и потенциальных восприятий …лит.произведение как объективная действительность – всегда общественное отношение». Фактически лит.произ-е живет только в восприятии аудитории, читателей и слушателей. Текст не произведение, а только его запись. Текст – это графическая система, более или менее условная, передающая произведение и закрепляющая его на письме. Как только возникают трактовки, появляется понятие произведения.

Форма и содержание. Основные литературоведческие категории. Содержание - то, что относится к сфере духа. Форма – к сфере материальной. Содержание – определенная эмоциональная и мыслительная реакция на те или иные явления действительности – сущность, духовное начало, высказывание писателя о мире. Форма – способ существования этого содержания, система средств и приемов, в которых эта реакция находит выражение. Содержание – что сказал автор; форма – как он это сделал.

Функции формы:

- выражение содержания

- эстетическая

План содержания: тема, фабула, конфликт, характеры и обстоятельства. Тенденция и идея.

План формы: стиль, жанр, композиция, художественная речь, ритм.

Другой подход – Гиршман и Бахтин – 2 уровня произведения. Фабула и сюжет (изображение мира и мир самого изображения. Действительность автора и действительность героя.

Главный принцип – единство содержания и формы.

По Гиршману: ритм-сюжет-герой. Субъектно-объектная организация произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: