Вопросы для обсуждения на занятиях:
1. Анализ и интерпретация художественного текста. Контекстуальное изучение литературного произведения.
2. Содержательные компоненты художественного текста:
а) тематика литературного произведения.
б) проблематика художественного текста;
в) идея литературного произведения, ее образная природа. Идея и пафос.
3. Идейно-тематическое содержание рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»:
1) рассказ Горького в историческом и биографическом контексте. Место рассказа в творчестве М. Горького. Тематика произведения; причины (объективные и субъективные) обращения писателя к избранной теме.
2) проблематика рассказа М.Горького и ее связь с русской действительностью конца XIX века.
3) пути и формы художественного раскрытия идейного содержания рассказа «Старуха Изергиль»:
а) своеобразие построения произведения;
б) образы Ларры и Данко: две морали, две жизненных философии. Итог жизни каждого из персонажей как выражение писательской оценки их поведения;
|
|
в) образ старухи Изергиль. Воспоминания героини о прошлом и их идейно-композиционная роль в произведении. Приемы описания внешнего облика Изергиль (портретная характеристика, описание манеры поведения) как средство выражения авторского отношения к персонажу;
г) значение пейзажных картин в раскрытии идейного замысла произведения;
д) образ рассказчика, его место и роль в произведении.
4. Идейный смысл рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
План практического занятия № 1:
1. Теоретический опрос по теме занятия; заслушивание сообщений студентов.
2. Изучение и комментирование схемы: «Алгоритм анализа тематики произведений»
3. Работа в микро-группах. Определение тематики произведений («Слово о полку Игореве», «Герой нашего времени» А.М. Лермонтова, «Отцы и дети» И.С. Тургенева). Корректировка и исправление ответов.
4. Проверка письменных заданий, выполненных студентами дома. Работа в микро-группах. Обсуждение и корректировка работ, создание новых вариантов текстов.
План практического занятия № 2:
1. Проверка письменных заданий, выполненных студентами дома (задание 4), их обсуждение в группе и оценка.
2. Проблемное обсуждение вопросов занятия (пункт 3)) в группе (коллективный поиск ответов на вопросы, связанные с анализом художественного текста (с участием специалиста));
3. Работа в парах сменного состава: рецензирование и корректирование студентами выполненных письменных работ. Обсуждение результатов работы в группе (с участием специалиста).