Художественная речь. Тропы.
Вопросы для обсуждения на занятии:
1. Бытовой язык, литературный язык и язык художественной литературы. Общеупотребительные слова как основа поэтического словаря писателей.
2. «Особые лексические ресурсы языка» (архаизмы, профессионализмы, диалектизмы и т.п.), их функции в художественных текстах.
3. Образные средства поэтической речи (тропы):
а) метафора, метонимия и синекдоха;
б) эпитет;
в) перифраза;
г) сравнение;
д) гипербола и литота
4. Идейно-эстетическая роль изобразительно-выразительных средств в художественных произведениях:
План практического занятия:
1. Блиц-опрос по теме занятия (проверка усвоения литературоведческих терминов)
2. Заслушивание ответов студентов и проверка правильности подобранных ими примеров.
3. Работа в микро-группах (взаимопроверка студентами самостоятельно выполненных ими заданий).
4. Работа в микро-группах: анализ предложенных преподавателем отрывков из художественных произведений (выявление образных средств поэтической речи и определение из функций), подготовка кратких сообщений. Заслушивание сообщение студентов, их обсуждение и оценка.
|
|
5. Выполнение творческого задания (с элементами познавательно-дидактической игры и речевого тренинга): самостоятельное придумывание эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений.
6. Работа в микро-группах: написание мини-сочинений (художественных описаний с обязательным использованием образных средств поэтической речи). Коллективное обсуждение результатов работы.