Особенности художественного образа

1. Конкретность - отражение индивидуальных качеств предметов и явлений. Конкретность делает образ узнаваемым, непохожим на другие. В образе человека это внешность, своеобразие речи, особенности характера, в пейзаже - какие-то яркие, неповторимые черты природы.

2. Обобщенность - отражение в людях, предметах и явлениях черт, присущих многим. Другими словами, образ должен быть типичным, то есть отражать не только индивидуальные, но и общие черты. Важно отметить, что типизация неотделима от индивидуализации. Единство в образе общего и конкретною - закон искусства. Так, конкретность в образе Собакевича проявляется в его внешности, чертах характера, речи, а обобщенность - в выражении социальной сущности людей, подобных ему, - крепостников-помещиков.

3. Художественный вымысел. Образ создается с помощью творческой фантазии писателя. Вымысел органическая особенность художественного отражения жизни. Воспроизвести определенную жизненную ситуацию, внутреннее состояние персонажа писатель может только с помощью творческого воображения. Документально-биографические произведения не являются исключением.

4. Эстетическое значение образа состоит в том, что он оказывает воздействие на эстетическое чувство читателя, доставляя ему эстетическую радость. Вес то, что мы говорили об эстетическом значении литературы, применимо и к художественному образу.

Итак, образ - картина человеческой жизни, которая мыслится очень широко: это и человек, и все то, что его окружает. Различают такие виды образов: образ-персонаж, образ-пейзаж, образ-интерьер, образ-символ.

Образ-персонаж основной и самый распространенный в литературе образ, так как человек является основным предметом художественного изображения. Он имеет ряд разновидностей.

1) Герой (персонаж, характер, тип) - основной вид образа-персонажа. Следует иметь в виду, что понятия персонаж, герой, характер, тип не однозначны. Они отражают различные уровни обобщения, типизации. Так, скажем, в «Недоросле» Д. Фонвизина Простакова – тип, характер, а учителя Цыфиркин и Вральман – персонажи.

2) Лирический герой – носитель мыслей и чувств, выраженных в лирическом произведении. Очень часто в научных исследованиях и педагогической практике вместо этого понятия пользуются термином «автор», однако они не всегда идентичны. Так, в стихотворении Пушкина «К Чаадаеву» носителем выраженных чувств вполне может быть назван автор, так как они соответствуют мировоззрению поэта в пору его молодости. Нередко поэт выступает как бы от чужого имени: космонавта, пограничника, женщины и т.п. Например:

Бежит река, в тумане тая,

Бежит она, меня маня.

Ах, кавалеров мне вполне хватает,

Но нет любви хорошей у меня.

(Е. Евтушенко)

Совершенно очевидно, что лирический герой и автор - разные люди.

3) Образ автора — отраженная в произведении личность повествователя, которая выявляется в определенной мировоззренческой позиции (точке зрения).

«Автора мы находим (воспринимаем, понимаем, чувствуем), – пишет М.Бахтин, – во всяком произведении искусства. Например, в живописном произведении мы всегда чувствуем автора его (художника), но мы никогда не видим его так, как видим изображенные им образы. Мы чувствуем его во всем, как чистое изображающее начало (изображающий субъект), а не как изображенный (видимый образ)». Иногда определяют автора как носителя авторского сознания или авторской речи. Выявленное авторское лицо в рассказе от первого лица называют повествователем, а названное по имени - маской (Белкин у Пушкина, пасечник Рудый Панько - у Гоголя). Образ автора следует отличать от биографического автора.

4) Образ читателя. В каждом литературном произведении присутствует читатель как прогнозируемый собеседник автора. Художественный текст представляет собой диалогическую форму речи, в которой автор обращается к своему моделируемому им собеседнику. «Литературе так же нужны талантливые читатели, – писал С. Маршак, – как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы, остальное должен дополнить своим воображением художник - читатель».

5) Коллективный герой – собирательный образ, воплощающий определенную общность людей, объединенных общим действием и настроением. Например, в «Слове о полку Игореве» единой общностью выступают «русичи», вповести А. Серафимовича «Железный поток» - армия Кожуха, в «Педагогической поэме» Л. Макаренко - «горьковцы».

6) Образ-пейзаж - картина природы. Функции пейзажа: 1) место и время действия; 2) средство психологической характеристики героя по принципу параллелизма («Гроза» А Островского) или но принципу контраста (картина весны вфинале романа М.Шолохова «Тихий Дон», подчеркивающая трагизм судьбы Григория Мелехова); средство социальной характеристики («Несжатая полоса» Н.Некрасова); сюжетная мотивировка (в «Капитанской дочке» A.С.Пушкина буран в степи мотивировка встречи Гринева и Пугачева).

7) Образ-интерьер - картина мира вещей, окружающих героя. Люди живут не только среди природы, но и среди вещей, поэтому вещи являются важным средством характеристики героев. В этом состоит одна из важнейших функций образа-интерьера. Характерный пример, обстановка в домах Манилова и Собакевича («Мертвые души» Н. Гоголя). Гак же, как и пейзаж, интерьер может быть фоном действия, средством социальной характеристики. Вот как описывает С. Есенин рязанскую деревню в годы революции:

Не слышно собачьего лая.

Здесь нечего, видно, стеречь

У каждого хата гнилая,

А в хате ухваты да печь.

8) Образ-символ - образ предмета или явления, воплощающего определенную идею. Напримеp: птица-тройка в «Мертвых душах» Н.Гоголя, вишневый сад в пьесе А.Чехова. Русь в поэме Н.Некрасова.

В связи с тем, что образ-персонаж является основным и наиболее важным и литературе, рассмотрим, как, какими средствами он создается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: