Тема 12. Сюжет и фабула в художественном произведении

Вопросы для обсуждения

1. Жизненный материал и художественный сюжет: Сюжет и фабула, Источники сюжетов

Выготский. С. 288 – 292 (конспект – проверка конспекта)

Томашевский. С. 180 – 182. (конспект – проверка конспекта)

Есин. С. 148 – 149.

2. Конфликт как основа сюжета: сюжетообразующее событие, типы конфликта

Лотман. С. 292 – 294 (конспект – проверка).

Поспелов С. 169 – 172.

Есин. С. 142 – 145.

3. Композиция сюжета

Элементы (компоненты) сюжета – завязка, развязка, ход действия, кульминация, предыстория, экспозиция, пролог, эпилог.

Есин. С. 145 – 147.

Поспелов. 175 - 178

4. Внесюжетные элементы.

Есин. С. 149 – 150.

5. Элементы композиции сюжета, Типы композиционных связей.

Поспелов. 178 – 181.

Есин. С. 148 – 149.

6. Типы сюжетов.

Сюжеты хроникальные и концентрические. Поспелов. 172 – 175.

Сюжеты динамические – адинамические. Есин. 147 – 148.

Традиционное и неканонические сюжетосложение (историчность сюжета). Перипетия.

Чернец / Хализев. С. 381 – 392. Сообщение.

Задание

Все ответы построить с опорой на текст рассказа И.А. Бунина «Темные аллеи».

Литературоведческий диктант по терминологии.

Занятие № 9.

Тема 13-14. Художественное время и художественное пространство

Вопросы для обсуждения

1. Пространственный образ мира и способы его создания.

Чернец. 47 – 62.

Есин. 97 – 105. На выбор.

2. Временной образ мира и способы его создания.

Чернец. 47 – 62.

Есин. 97 – 105. На выбор.

Сделать два конспекта одной статьи (Чернец). Проверка конспектов.

3. Хронотоп, содержание категории.

Бахтин. 141 – 146. Конспект.

Задание

Доклад. Ю.М. Лотман. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

Литературоведческий диктант по терминологии: Чернец. 2004 С. 182.

Занятие проводится на материале рассказа А.П. Чехова «После театра».

Занятие № 10.

Тема 15. Предметно-вещный мир литературного произведения

Вопросы для обсуждения

1. Мир литературного произведения (повторение)

Чернец. С. 191 – 202

Деталь и подробность

Добин. 301 – 303.

2. Условность понятия «вещь» в художественном произведении.

3. Функции вещного образа в литературном произведении.

4. Особенности изображения вещи в литературных родах и жанрах. Историчность вещи.

Номинации вещей. Вещь как символ. Признаки художественного предмета.

Чернец. С. 37 – 47.

Белецкий. 295 – 298.

Задание

Анализ предметно-вещного мира в рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар» с опорой на основные литературоведческие понятия:

Художественный предмет, его отличие от обыденного предмета. Предметные детали в произведении. Деталь и подробность. Пейзаж, интерьер, портрет. Психологическая деталь. Историзм вещи в литературном произведении. Способы репрезентации художественного предмета. Тип литературного творчества по отношению к художественному предмету.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: