Тема 17. Анализ эпического произведения (рассказ И.А. Бунина «Холодная осень»)

План анализа эпического произведения

1. Тема произведения (отметьте детали, которые помогли вам определить тему: ключевые слова, мотивы (Б.В. Томашевский), образы, авторские рассуждения). Прокомментируйте значение рамочных компонентов текста, укажите их функции.

2. Особенности построения сюжета: компоненты сюжета (завязка, ход действия, кульминация, развязка – если они есть), последовательность основных компонентов. Соотношение сюжета и фабулы. Покажите, какое из событий является сюжетообразующим, то есть изменяет картину мира в произведении, определяет ход действия. Какое значение имеет событие для понимания позиции автора? Назовите основные сюжетные мотивы. Как они соотносятся (система мотивов)?

3. Пространственные особенности текста. Отметьте, где происходит действие, как изменяется образ мира. Укажите, с какой физической точки зрения изображен мир (пространственные планы: панорамное изображение, крупный план, подвижная – неподвижная картина мира, внешнее – внутреннее пространство и др.). Охарактеризуйте особенности пейзажа (интерьера), покажите, как пространственные образы связаны с действием, состоянием героев, повествователем. Типы пространства. Ценностное значение пространственных образов (пространственные образы как выражение непространственных отношений).

4. Предметные детали в произведении. Отметьте наиболее важные предметные образы. Покажите, какое они имеют значение, как связаны с героями и повествователем.

5. Временные особенности текста. Покажите, как соотносятся время действия и время рассказывания. Как выражено в тексте движение времени? Типы художественного времени, значение временных образов. Охарактеризуйте лексику с временным значением. Основные хронотопы текста.

6. Система персонажей и основной конфликт. Найдите главного героя, покажите, из чего складывается его образ, статическая и динамическая характеристика (имя, портрет, жесты, речевая характеристика, восприятие героя другими персонажами). Как соотносится образ главного героя с другими персонажами произведения? Как выражено отношение к нему автора?

8. Повествователь в тексте. Определите тип повествователя, покажите, как изменяется его точка зрения. Повествование как сообщение о событиях и повествование как способ связи речевых компонентов текста. Соотношение физической, идеологической, психологической и ценностной точек зрения повествователя (можно показать на одном фрагменте текста). Охарактеризуйте речь повествователя, найдите в ней приемы художественной изобразительности. Покажите значение тропов (метафор, символов, эпитетов и др.). Отметьте особенности построения предложений. Если есть, покажите ритмическую организацию текста. «Чужое слово» в речи повествователя и героев, его функции.

9. Соотношение повествователя и автора в тексте. Попробуйте логически определить специфику структуры данного текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: