Области потери синтеза, где архитектура теряет свои свойства и становится продуктом чистого искусства или чистой науки

Курс лекций «Архитектура уникальных зданий»

Профессор Казахской Головной Архитектурно-Строительной Академии (КазГАСА) Кисамедин Гулжан Мустахкызы.

Эпиграф

И.В. Гёте: «Между Истиной и Красотой нет различия, напротив, Красота это и есть Истина; она есть проявление глубинных законов природы, которые без обнаружения их в феноменах навсегда остались бы скрытыми для нашего взора. Законы природы и законы Красоты не могут отделяться друг от друга».

Феномены архитектуры

Феномены архитектуры – высокохудожественные произведения архитектуры, которые раскрывают секреты и природу уникальных зданий.

• Феномен уникальности

• Наша планета, природа, фауна и флора, сообщество людей, каждый человек в отдельности, и все человечество в целом, материальная и духовная культура, вся земная цивилизация построена на феномене уникальности, где каждая секунда обитания на планете уникальна.

• Лучшей иллюстрацией этой мысли является арифметический ряд цифр, где каждое последующее число по отношению ко всему бесчисленному ряду уникально - 1,2,3,4,5…

Феномен уникальности заложен в генетическом коде, где каждый человек неповторим и индивидуален.

• Уникальность в творчестве это то, к чему стремиться каждый творческий человек.

Теория уникальности построена на эволюции уникальности, где синтез представляет собой бесконечное соединение новых составляющих, что приводит к создание бесконечного уникального ряда.

Диаграмма синтеза искусств и архитектуры

Искусство и наука - белые полосы, между ними Зона синтеза - серая полоса, на которой обозначена темная линия, равно удаленная от искусства и науки - Линия золотого эталона – сердце синтеза, где рождается феномен архитектуры –уникальность.

Архитектура развивается между искусством и наукой, и тем самым синтезирует на каждом историческом отрезке их достижения.

Искусство и наука двигатели архитектуры.

На этой линии условно расположены уникальные памятники архитектуры – Парфенон,…

Области потери синтеза, где архитектура теряет свои свойства и становится продуктом чистого искусства или чистой науки.

• Архитектура – синтез науки и искусства

*Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в нечто качественно новое, целое или представляющее набор.

В лекции будут рассмотрены известные памятники мировой архитектуры, всего 11 объектов: Парфенон, Собор Сограда Фамилиа, Дом О. Перре на ул.Франклина 25, в Париже, Дом над водопадом Л.Ф. Райта, Выставочный павильон Миса ванн дер Роэ,Центр культуры Плато Бобур 1979г, имени Д.Помпиду, Ренцо Пиано, Большая Арка Дефанс в Париже Й. Отто фон Спрекельсен. Франция 1990г., Китайский банк в Гонконге, Йонг Минг Пей (Гонконг, Китай, 1990г.), Поворачивающийся торс (Turning Torso), С. Калатравы, Мальмо, Швеция, 2003г., Концертный зал У. Диснея в Лос Анжелесе, Ф. Гери, Музей Гуггенхайма в Бильбао Испания. 1997г. Ф. Гери.

Эти объекты будут рассмотрены, согласно предложенной схеме, где архитектурные объекты представляют собой результат: а)синтеза науки и искусства; б) чистой науки; с) чистого искусства.


Объект 1 Храм античной эпохи Парфенон – золотой эталон уникальности
(объект является шедевром человеческого созидательного гения)

Ордер – порядок и закон чисел, математическая сухая формула, но к ней существуют эстетические поправки, имеющие силу закона, соединяясь в архитектуре они образуют синтез, новое качество.

Двуединое начало ордера – математическое, (научное), и человеческое – эстетическое, художественное, (искусство) соединяясь дает качественно новый уникальный результат.

• В.М. Полевой «Искусство Греции» Изд. Советский художник. М. 1984г Т.1. стр 57- 76.

• Эстетические поправки к ордеру для создания ясной разумной красоты

Зодчим Древней Греции были известны особенности восприятия человеком форм, вертикальных и горизонтальных линий в пространстве, например, горизонтальная линия в пространстве прогибалась, а колонна в центре «утончается воздухом» и другие оптические искажения, свойственные человеческому зрению.
Для исправления особенностей человеческого восприятия древние зодчие изобрели энтазис и курватуру, а при проектировании Парфенона им пришлось подвергнуть незначительной, незаметной для глаз «цифровой» обработке все части ордера.

Все колонны главного фасада разные в диаметре: угловые толще и не круглые в плане; все колоны наклонены во внутрь храма и к центру портика, а оси центральных колонн наклонен к краям; и это не все оптические поправки.

Храм античной эпохи Парфенон – золотой эталон уникальности 447-438гг.до н.э.

• Парфенон был продуман в малейших деталях, поэтому человек видит перед собой совершенное здание, где все его линии идеально горизонтальные, колонны идеально одинаковые, здание необыкновенно стройное, сильное и величественное.

• Для получения такого результата (А) древним зодчим, пришлось его подвергнуть цифровым исправлениям (В) – добавлять и убавлять размеры частей, менять наклоны осей, противном случае, если они не использовали знания о восприятии форм в пространстве, то есть научных данных, то получили бы результат (С).

ОПТИЧЕСКИЕ ПОПРАВКИ
1. Стилобат
имеет небольшое повышение (10см), при зрительном восприятии храм кажется наполненным воздухом, здоровым, стройным, а если бы стилобат был строго горизонтальным, казалось бы, что из него выпустили воздух. (С)
2. Угловые колонны толще остальных, не круглые в плане, а эллипсовидные, все колонны наклонены во внутрь и к центру портика фасада, иначе казалось бы, что они подкашиваются, как в варианте (С)
3. Две средние колонны по центральной оси наклонены к углам, чтобы устранить эффект схождения линий в перспективе для человека, стоящего перед входом у основания колонн;
4. Все колонны имеют энтазис, благодаря которому не кажутся посередине тоньше (и это не все оптические поправки)

А.

В.

С.

«Прибавки», «Убавки», отклонения от правил давали зданию индивидуальную неповторимость и непринужденность живого организма

• Для создания уникального продукта в Древней Греции было необходимо наравне с математическими законами ордеров, внести оправданные оптические поправки соизмеряемые чувствами человека.

Соединение этих научных знаний в архитектуре, позволило архитекторам – Иктину и Калликрату превратить Парфенон в образец красоты, построенной на основе научного анализа.

Парфенон изначально проектировался как уникальный объект в силу своего предназначения, как центрального храма или главного святилища Афин, объединявшего греческие государства.

Объект 2. Продукт чистого искусства Собор «Саграда Фамилиа» Антонио Гауди (Барселона, Испания, начало строительства 1883г.)

• Мишель Рагон – известный французский критик и теоретик градостроительства сказал: «А. Гауди мало что изобрел. В истории современной архитектуры А. Гауди не принадлежит место новатора».

• Действительно А. Гауди не принадлежал к теоретикам современной архитектуры, он даже не разделял их взглядов, и его имя никогда не было связано с развитием передовой современной архитектуры.

• Антонио Гауди рисовал и лепил готический собор почти как импрессионист К. Моне, заботясь больше о художественном впечатлении, которое должен произвести собор на человека, как произведение искусства, и меньше о удобствах, экономии и процессах, которые будут протекать в храме.

Собор «Саграда Фамилиа» Антонио Гауди (Барселона, Испания, начало строительства 1883г.)

• Вплоть до 60-х годов XX века имя А. Гауди даже не упоминалось. Благодаря выступлению Ле Корбюзье по поводу памятника Саграда Фамилиа, оно всплыло из небытия, а в 1984 году список всемирного наследия ЮНЕСКО пополнился тремя творениями Гауди, в том числе не завершенным Собором «Саграда Фамилиа».

• Чарльз Дженкс: «Если бы я был принужден указать на явного представителя постмодерна, я бы привел в пример Антонио Гауди. Но это невозможно, потому что он был «предмодернистом» и все же, я считаю А. Гауди именно пробным камнем для постмодернизма, образцом, с которым нужно сравнивать любые недавно построенные здания, чтобы увидеть, действительно ли они метафоричны, «контекстуальны и богаты».

• Необычные формы, усложненность и кривизна интерьеров жилых домов, «сказочная странность» фасадов – стали понятны в конце XX в начале XXI века, в период вседозволенности постмодерна.

Архитектура, встроенная в скульптуру

Сказать, что в архитектуре собора присутствует много декора, скульптуры и деталировки – этого мало, потому что весь собор это одна единая скульптура.

Каждая его деталь должна быть выполнена как часть единого замысла А. Гауди, и никто из его современников ни художников, ни скульпторов не могли бы справиться с этой задачей.

Собор Саграда Фамилиа – продукт чистого искусства и это скорее гигантская скульптура, посвященная драматургии Святого Семейства, чем архитектура 19-20 веков.

Уникальность собора «Саграда Фамилиа» неразрывно связана с уникальной личностью Антонио Гауди - ведущего фактора в творчестве вообще.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: