Заключение. Таким образом, рассмотрев основные типы и формы проявления конкуренции, можно сделать следующие выводы

Таким образом, рассмотрев основные типы и формы проявления конкуренции, можно сделать следующие выводы.

На рынке совершенной конкуренции рассредоточение экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания свой воли потребителям.

При несовершенной конкуренции экономическая власть сконцентрирована. Поэтому каждая из названных несовершенных структур отличается степенью конкурентности рынка, то есть способностью фирм воздействовать на рынок и, прежде всего, на цены.

Монополия является наиболее ярким проявлением несовершенной конкуренции и характеризуется концентрацией производства в руках владельцев единственной фирмы, что дает ей возможность влиять на цену производимого товара. Абсолютная, или чистая, монополия существует тогда, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей (субститутов). Сохранению как вида рыночной структуры способствует целая система практически непреодолимых барьеров, ограничивающих вход в отрасль.

Олигополия представлена рыночной ситуацией, когда в отрасли появилось несколько крупных фирм (обычно от 2 до 20), производящих идентичную или до некоторой степени дифференцированную продукцию. Ни одна фирма не контролирует значительную часть всего рынка данной продукции. Размер каждой фирмы ограничивает степень ее влияния на другие фирмы. Здесь используется олигополистическая взаимосвязь: картели, скрытые сговоры, следование за лидером, ценовая война.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура с большим количеством участников рынка, которые производят дифференцированный продукт, и относительно невысокими барьерами вступления в отрасль. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет поведение фирм на данном рынке, для обозначения которого экономисты неслучайно используют название, включающее оба этих термина. Как монополист монополистически конкурирующая фирма является «искателем цены», но как «совершенно конкурентная» компания монополистический конкурент допускает разделение рынка с множеством других мелких фирм. По этой причине модель монополистической конкуренции исключает олигополистическую взаимосвязь. Она предполагает, что каждая фирма на рынке настолько мала, что ни одна из них не зависит от действий других фирм. Фирма, работающая в такой отрасли, конкурирует со множеством других производителей. Наличие множества производителей вызвано относительной легкостью проникновения в данную отрасль, отсутствием значительных барьеров. Монополистическая конкуренция возникает в таких отраслях, где эффект масштаба не требует больших капиталовложений, а возможности дифференциации продукта очень высоки. Легкость проникновения в отрасль относительна, так как велика роль неценовой конкуренции и рекламы. Необходимый уровень рекламных расходов может оказаться настолько большим, что становится барьером для вхождения в такую отрасль. Поэтому при монополистической конкуренции количество конкурентов больше, чем в условиях олигополии, и может достигать нескольких десятков, но гораздо меньше, чем в условиях чистой конкуренции.

В настоящее время превалирует точка зрения, что монополистическая и совершенная конкуренции не во всем различны и что обе они достаточно выгодны потребителям. Остается лишь заметить, что более 3/4 фирм в рыночной экономике попадают в эту обширную категорию.

Существуют две основные группы методов конкуренции - ценовые и неценовые. Ценовые методы были распространены на ранних этапах развития бизнеса, когда однородные и примерно одинаковые по качеству товары имели самые различные цены, устанавливаемые с целью поднять их конкурентоспособность. В настоящее время, когда рынки в основном монополизированы между небольшим числом фирм, производители редко прибегают к ценовым методам конкуренции, предпочитая поддерживать цены на одном уровне и, снижая производственные расходы, добиваться повышения уровня прибыли.

Многие фирмы в настоящее время борются с конкурентами за рынок с помощью подкупа покупателей, снижения цен. Однако этот путь нельзя считать бесспорно лучшим.

На современном этапе развития основными методами конкуренции являются неценовые: повышение технического уровня изделий, их потребительной стоимости. Среди таких методов можно отметить более высокое качество пред- и послепродажных услуг, более длительный гарантийный срок, поставку оборудования на основе принципа «готовая продукция в руки». Неценовые методы конкуренции в основном применяются в области маркетинга, в частности, в рекламе. Среди других неценовых методов можно отметить улучшение экологических показателей, что имеет важное значение в условиях обострения эколо­гической обстановки в мире.

В предпринимательской практике существуют и недобросовестные методы конкуренции. Недобросовестная конкуренция в настоящее время превратилась в негласную. Ее можно сгруппировать в такие категории, как экономический и промышленный шпио­наж, подделка продукции конкурентов, обман потребителей, махинации с деловой отчетностью, коррупция, переманивание специалистов. Шпионаж сводится к похищению коммерческих и технических секретов фирм, что обесценивает их усилия в конкурентной борьбе.

Проанализированные в ходе лекции критерии совершенной и несовершенной конкуренции, выделенные общие их черты и различия могут быть схематически представлены в виде таблиц (см. Приложение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: