Вводное занятие «Целеполагание»
Время проведения: 1 час
Место: школа актива УСиНПО
Количество участников: 15 человек
Цель – выявить роль общественной деятельности в достижении жизненных целей участников.
Содержание:
1. Приветствие;
2. Беседа: что такое цель, для чего она нужна;
3. Упражнение «Линия жизни»;
4. Беседа: что даёт общественная деятельность в рамках учебного заведения тебе, студентам учебного заведения и самому учебному заведению?
5. Упражнение «Продолжи фразу» (на своих листочках продолжают фразы: Я принимаю участие в данном активе с целью…; Я занимаюсь общественной деятельностью в своём учебном заведении с целью…Затем обсуждаем написанное по желанию самих участников);
6. Выводы по занятию, рекомендации.
Ожидаемый результат: осознание места общественной деятельности в жизни участников. Механизмы работы:
§ Беседа;
§ Работа в группах;
§ Тренинговые упражнения.
Приветствие (3 мин)
Добро пожаловать в секцию «…», которую вы выбрали для работы в течение всего дня. Нам предстоит сегодня многое осознать, узнать, запомнить, попробовать, но прежде вы должны чётко ответить для себя на несколько вопросов. Эти вопросы мы зададим позже. А сейчас поговорим о том, что такое цель и каковы ваши жизненные цели.
Беседа: что такое цель, для чего она нужна (10 мин)
Цель есть образ результата, она не только предваряет всякую осознанную деятельность, но и упорядочивает ее, делает осмысленной. Постановка цели — это взгляд в будущее, элемент, который позволяет сконцентрировать силы и энергию на том, что должно быть достигнуто. Цели, которые вы ставите перед собой, задают направление вашего движения.
1) Постановка целей есть осознание и выражение в точных формулировках ваших потребностей и желаний. Постановка целей помогает человеку осознать, чего он хотел бы достичь.
2) До конца осознанные цели, сформулированные в ясной конкретной форме, ориентируют действия человека на достижение результата, на превращение результата идеального в реальный.
3) Наличие осознанной цели или целей позволяет человеку ориентироваться не на то, что он делает, а на то, для чего он это делает.
4) Цели служат человеку критерием оценки затрат энергии, времени и средств. Самый лучший метод или способ работы ровно ничего не стоит, если вы заранее точно не определили, чего хотите, к чему стремитесь, решая конкретную задачу.
В процессе решения любой задачи, особенно если она, на ваш взгляд, является важной и существенной, задавайте себе вопрос: «Приближает ли меня то, что я делаю сейчас, к достижению моей цели?» Если ответ будет положительный, значит, задача именно та, которую вам необходимо решать. Если ответ отрицательный, спросите себя: «Что я должен сделать, чтобы, решая поставленную задачу, хоть на немного приблизиться к достижению поставленной цели?» Оба вопроса помогут вам найти наиболее целесообразный способ действий.
Ежедневно и как можно чаще говорите себе: «Я буду работать не над тем, что сегодня важно, а над тем, чего хочу достичь». Это поможет избавиться от массы дел, которые кажутся важными в данный момент, а завтра, через неделю или год окажутся совершенно лишними и ненужными.
Цели можно разделить на две группы (на два типа). Первая — цели личные, вторая — цели профессиональные. Поговорим о первой группе (типе) целей.
Личные цели — это ясное понимание того, чего вы хотите достичь в жизни. Это цели развития, роста личности, достижения ценностей и выработки мировоззрения. Установлено, что правильно поставленные личные цели помогают человеку добиться больших успехов в следующих случаях:
- когда человек чувствует, осознает себя лично заинтересованным в их достижении;
- когда существуют возможности успешного продвижения к ним малыми шагами;
- когда установлены точные временные пределы;
- когда четко виден конкретный конечный результат. Для того чтобы эти критерии соблюдались, следует помнить о двух очень важных обстоятельствах:
1. Цели должны быть сформулированы конкретно и предельно ясно.
2. Для каждой цели должен быть установлен точный срок достижения (временный предел).
Что касается ясности формулировок личных целей, то здесь можно обойтись без комментария. Вместо абстрактной «Быть удачливым в работе» лучше использовать конкретную «В течение следующего месяца тщательно следить за использованием своего рабочего времени». Это принесет больше пользы. Или: вместо «Уметь расслабляться в домашней обстановке» лучше поставить такую цель: «Ежедневно, в течение следующих восьми недель, двадцать минут в день заниматься йогой».
Что же касается второго требования, а именно установления точных сроков, то здесь исследователи и специалисты в области психологии управления советуют выделять три вида целей:
- дальние (долгосрочные) — на период до 10 лет;
- средние (среднесрочные) — на период до 5 лет;
- ближайшие — на период до 1 года.
Приступая к определению личных целей, следуйте основному правилу: сначала наметьте дальние перспективы, стратегические цели, затем, в соответствии с ними, цели среднесрочные и только после этого — ближайшие, тактические.