Заключение. Такимॱ образом,ॱ вॱ ходеॱ экспериментальногоॱ исследованияॱ былиॱ решеныॱ поставленныеॱ задачи.ॱ

Такимॱ образом,ॱ вॱ ходеॱ экспериментальногоॱ исследованияॱ былиॱ решеныॱ поставленныеॱ задачи.ॱ

Теоретическийॱ анализॱ показал,ॱ чтоॱ существующиеॱ наॱ данныйॱ моментॱ описанияॱ мотивационнойॱ феноменологииॱ отличаютсяॱ большимॱ разнообразием,ॱ многоаспектностью,ॱ понятийнойॱ пестротой,ॱ отчегоॱ вॱ психологииॱ неॱ удаетсяॱ прийтиॱ кॱ достаточноॱ непротиворечивымॱ иॱ целостнымॱ представлениямॱ оॱ структуреॱ иॱ функцияхॱ мотивацииॱ иॱ мотивационнойॱ сферы.ॱ

Вॱ теорияхॱ мотивацииॱ центральнымॱ являетсяॱ понятиеॱ «мотив».ॱ Вॱ психологииॱ мотивॱ связываютॱ сॱ функциейॱ побуждения,ॱ сॱ направленностьюॱ деятельности,ॱ регуляционнымиॱ иॱ смыслообразующимиॱ ееॱ элементами.ॱ Онॱ служитॱ основаниемॱ дляॱ выбораॱ целей,ॱ средствॱ иॱ способовॱ действий,ॱ «энергизирует»ॱ поведение,ॱ выступаетॱ какॱ конечнаяॱ цельॱ повеленияॱ илиॱ егоॱ повод.ॱ Объединяяॱ всеॱ вышеॱ названныеॱ подходыॱ кॱ определениюॱ мотивации,ॱ мыॱ рассматрелиॱ этотॱ феноменॱ какॱ динамическиॱ разворачивающийсяॱ процессॱ формированияॱ мотива.

Основнымॱ методологическимॱ принципом,ॱ определяющимॱ ॱ исследованияॱ мотивацииॱ деятельностиॱ иॱ мотивационнойॱ сферыॱ личностиॱ отечественнымиॱ психологами,ॱ являетсяॱ положениеॱ оॱ единствеॱ динамическойॱ иॱ содержательно-смысловойॱ сторонॱ мотивацииॱ вॱ процессеॱ деятельности.ॱ Содержательнаяॱ сторонаॱ –ॱ этоॱ системаॱ побуждений,ॱ сложнаяॱ ихॱ иерархия,ॱ проявляющаясяॱ разнообразиемॱ потребностейॱ индивида.ॱ Развитиеॱ содержательнойॱ стороныॱ детерминируетсяॱ социальнымиॱ иॱ психическимиॱ контактамиॱ индивидаॱ сॱ окружающейॱ действительностью.ॱ Динамическаяॱ сторонаॱ обуславливаетॱ пониманиеॱ мотивацииॱ какॱ динамическогоॱ образования,ॱ какॱ процесс,ॱ механизм.ॱ Мотивацияॱ достиженияॱ успехаॱ представляетॱ собойॱ одинॱ изॱ видовॱ личностнойॱ мотивацииॱ деятельности,ॱ следовательно,ॱ рассматриваетсяॱ вॱ единствеॱ содержательнойॱ иॱ динамическойॱ сторонॱ мотивационногоॱ процесса.ॱ

Вॱ современнойॱ психологииॱ вॱ настоящееॱ времяॱ существуетॱ множествоॱ различныхॱ теорий,ॱ подходыॱ которыхॱ изучениюॱ проблемыॱ мотивацииॱ настолькоॱ различны,ॱ чтоॱ поройॱ ихॱ можноॱ назватьॱ диаметральноॱ противоположными.ॱ

Такимॱ образом,ॱ вॱ зависимостиॱ отॱ доминирующегоॱ мотива,ॱ связанногоॱ сॱ деятельностью,ॱ направленнойॱ наॱ достижениеॱ успехов,ॱ результатыॱ этойॱ деятельностиॱ людиॱ сॱ мотивамиॱ достиженияॱ успеховॱ иॱ избежанияॱ неудачॱ склонныॱ объяснятьॱ по-разному.

Кромеॱ мотиваॱ достиженияॱ наॱ выборॱ задачиॱ иॱ результатыॱ деятельностиॱ влияетॱ представлениеॱ человекаॱ оॱ самомॱ себе,ॱ котороеॱ вॱ психологииॱ именуютॱ по-разному:ॱ «Я»,ॱ «образॱ Я»,ॱ «самосознание»,ॱ «самооценка»ॱ иॱ т.ॱ д.ॱ Менеджеры,ॱ приписывающиеॱ себеॱ такоеॱ качествоॱ личности,ॱ какॱ ответственность,ॱ чащеॱ предпочитаютॱ иметьॱ делоॱ сॱ решениемॱ задачॱ средней,ॱ аॱ неॱ низкойॱ илиॱ высокойॱ степениॱ трудности.ॱ Ониॱ же,ॱ какॱ правило,ॱ обладаютॱ иॱ болееॱ соответствующимॱ действительнымॱ успехамॱ уровнемॱ притязаний.

Следствиемॱ возникновенияॱ потребностно–мотивационныхॱ проблемॱ становитсяॱ снижениеॱ активностиॱ человека,ॱ потеряॱ цели,ॱ смыслаॱ жизни.ॱ Такиеॱ причиныॱ какॱ сильноॱ развитыйॱ мотивॱ избеганияॱ неудач,ॱ неуверенностьॱ человекаॱ вॱ себеॱ могутॱ привестиॱ кॱ отсутствиюॱ уॱ человекаॱ выраженногоॱ стремленияॱ кॱ достижениюॱ поставленнойॱ цели,ॱ когдаॱ онॱ илиॱ неॱ приступаетॱ кॱ практическимॱ действиямॱ поॱ еёॱ реализации,ॱ или,ॱ приступивॱ кॱ такимॱ действиямॱ иॱ потерпевॱ первыеॱ неудачиॱ наॱ этомॱ пути,ॱ прекращаетॱ усилия,ॱ направленныеॱ наॱ преодолениеॱ возникшихॱ препятствий.

Вॱ экспериментальномॱ исследованииॱ принялоॱ участиеॱ 100ॱ сотрудниковॱ торговыхॱ компаний,ॱ средиॱ нихॱ –ॱ 50ॱ менеджеровॱ ОООॱ «Мирॱ упаковки»ॱ иॱ 50ॱ менеджеровॱ ЗАОॱ «Протек».ॱ Использованныеॱ методикиॱ былиॱ адекватныॱ целиॱ иॱ задачамॱ исследования.ॱ Приॱ ихॱ проведенииॱ былиॱ соблюденыॱ всеॱ предъявляемыеॱ авторамиॱ методикॱ требования.

Экспериментальное исследование позволило подтвердить выдвинутую гипотезу: мотивация профессиональной деятельности менеджеров ООО «Мир упаковки» и менеджеров ЗАО «Протек» имеет различия, проявляющиеся как в уровне мотивации достижения успеха, так и в структуре мотива.

Корреляционный анализ позволил выявить следующие закономерности:

- Чем выше должность, тем сильнее проявляется потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке; потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, малое число коллег по работе, значительная степень близости взаимоотношений, доверительности; выше потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности.

- Чем выше должность, тем в меньшей степени проявляется потребность в высокой зарплате и материальном вознаграждении; желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок; тем ниже потребность в завоевании признания со стороны других людей, в разнообразии, переменах и стимуляции; стремление избегать рутины (скуки); ниже потребность в ощущении востребованности, в интересной полезной работе.

По остальным факторам полученные различия не существенны.

Мы считаем, что данное исследование может быть продолжено в направлении изучения взаимосвязи динамики мотивационной сферы с изменением ценностных ориентаций менеджеров, а также в связи с формированием синдромов эмоционального сгорания и профессиональной деформации личности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: