Влияние труда на растущий организм, особенности формирования функциональной системы трудовой деятельности детей и подростков

ГИГИЕНА ТРУДОВОГО

ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХС

Гигиеническая оценка трудовой деятельности детей и под­ростков нуждается в подходах, исходящих из общечеловечес­ких ценностей, выработанных вековой историей человечества и нашего народа. В толковом словаре великорусского языка 1882 г. Владимир Даль дает следующее определение труда: «Работа, занятие, упражнение, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряжение телесных или умственных сил; все, что утомляет». Сегодня это определение вполне адекватно как нашим общегигиеническим задачам, так и конкретно ги­гиене труда подростков.

Трудовое воспитание начинается в семье. Влияние семейной атмосферы человек испытывает на протяжении всей жизни. При этом важное значение играют такие стороны воспитания, как утверждение трудового образа жизни, подготовка к самостоя­тельной жизни и ответственному выполнению функций тру­женика, семьянина, гражданина.

Подготовка детей к труду начинается в дошкольном возра­сте. При этом трудовое воспитание направлено на формирова­ние у детей положительного эмоционального отношения к труду и осуществляется в единстве с обучением.

Основное средство трудового воспитания — это доступная детям трудовая деятельность, направленная на самообслужи­вание, уход за животными и растениями, изготовление игру­шек и поделок. Труд в этом возрасте должен быть тесно связан с игрой, быть посильным, полезным, систематическим, отве­чать гигиеническим требованиям к организации труда, способ­ствовать развитию творчества детей.

Трудовое воспитание в школе призвано формировать тру­долюбие, социально-ценные мотивы труда, нравственно-пси­хологические качества. Оно осуществляется в соответствии с возрастом, полом, региональными и национальными особен­ностями.

ВЛИЯНИЕ ТРУДА НА РАСТУЩИЙ ОРГАНИЗМ, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Организацию трудового обучения и профессионального образования подростков следует рассматривать не только с учетом учебно-воспитательного и общественно-хозяйственно­го значения, но также и с позиций положительного влияния труда на растущий организм.

Возможность положительного влияния трудовой деятельно­сти на организм школьника доказана многочисленными иссле­дованиями физиологов и гигиенистов. При рациональной орга­низации физического труда у учащихся повышается уровень функционирования всех физиологических систем: стимулиру­ется гемопоэз, увеличивается насыщение крови кислородом, усиливаются и уравновешиваются нервные процессы возбуж­дения и торможения, улучшается координация движений, уве­личиваются мышечная сила и выносливость, повышается ум­ственная и физическая работоспособность.

Занятия трудом, увеличивая двигательный компонент в режиме дня, являются также одним из способов профилакти­ки гипокинезии школьников. Они способствуют формированию положительных эмоций у детей и подростков, позволяют им увидеть конкретный результат затраченных усилий, что всегда приносит радость и чувство удовлетворения.

Вместе с тем все это достигается в динамике, в процессе формирования функциональной системы трудовой деятельно­сти ребенка, которая имеет ряд особенностей.

С точки зрения теории функциональных систем в поведен­ческом акте выделяют следующие стадии: 1) стадия афферен­тного синтеза; 2) принятия решения; 3) формирования акцеп­тора результатов действия (АРД); 4) эфферентного синтеза; 5) целенаправленное поведение и 6) санкционирующую стадию.

Стадия афферентного синтеза. Начальную стадию поведенчес­кого акта любой степени сложности представляет афферент­ный синтез. Физиологический смысл этой стадии состоит в том, что в этот период происходят тщательная обработка и синтез всей необходимой организму для выполнения трудовых дей­ствий информации. В процессе афферентного синтеза стоят 3 вопроса: что делать? как делать? когда делать? Решение их возможно при наличии 4 ведущих компонентов афферентного синтеза: 1) доминирующей мотивации; 2) памяти; 3) обста­новочных и 4) пусковых стимулов.

Мотивационное возбуждение формируется на основе веду­щей внутренней потребности. Деятельность человека обуслов­лена необходимостью удовлетворения как биологических (го­лода, страха), так и социальных потребностей индивидуума.

Социальные потребности человека в значительной степени определяются факторами социальной среды и включают такие мотивы, как стремление к общему или специальному образо­ванию, труду, творчеству. В условиях учебной производствен­ной деятельности человека функциональные системы организма подчинены ведущей социальной потребности. В реальной жиз­ненной ситуации каждый ребенок имеет не одну потребность. Это и желание получить новые знания или вынужденная не­обходимость формального присутствия на занятиях во избежа­ние последующих «трудностей, проблем»; необходимость ре­шить какие-то другие вопросы в школе, ПТУ, личные про­блемы на предстоящей встрече с друзьями, выполнить какие-то задания по дому и, скажем, при всем при этом успеть в компьютерный центр или на дискотеку, киносеанс. При этом старшеклассник уже достаточно четко представляет, как он всего этого может добиться и в какой последовательности. Для достижения каждого их этих результатов строится своя функ­циональная система, которая занимает определенное место в общей иерархии систем. Иерархическое взаимодействие различ­ных функциональных систем всегда базируется на открытом А.А.Ухтомским принципе доминанты. Это значит, что в каж­дый момент деятельность организма подчинена функциональ­ной системе, обусловленной ведущей для организма потреб­ностью. Все остальные потребности выстраиваются по отноше­нию к ведущей в субординационном порядке. После удовлет­ворения ведущей на данный момент потребности деятельнос­тью организма завладевает следующая по социальной или био­логической значимости потребность и т.д. Таким образом, для организма существует множество полезных приспособительных результатов и их достижение обеспечивается совокупной дея­тельностью многих функциональных систем. Однако всегда имеется доминирующая функциональная система, подчиняю­щая своей деятельности другие функциональные системы орга­низма. Итак, принцип доминанты определяет взаимоотноше­ние различных функциональных систем.

По принципу доминанты строятся и соотношения между мотивацией, памятью и обстановочной афферентацией. При формировании поведенческого акта доминирующая мотивация извлекает из памяти знания и навыки, полученные в процес­се обучения по специальности, собственной работы. Особенно велико значение следовых явлений о трудовых приемах, на­грузках на различные системы организма, о степени утомитель­ности того или иного вида работ. Всего этого у ребенка, при­ступающего к трудовому обучению нет, что, естественно, от­ражается на формировании его функциональной системы тру­довой деятельности.

Трудовое обучение проводится в определенной обстановке — в учебной мастерской, мастерской учебно-производственного комбината, в цехе базового предприятия. Эта обстановочная информация, поступающая из окружающей среды, является весьма существенным компонентом для правильного афферен­тного синтеза. Важна роль непосредственно пусковых сигналов, какими в условиях трудового обучения могут быть и обычный школьный звонок, и включение оборудования, и появление преподавателя. В условиях трудового обучения часто пусковая афферентация представляет собой не единичный сигнал, а ситуацию определенного характера, т.е. здесь пусковой сигнал и обстановочная информация сливаются. Сам фактор време­ни может выступать в качестве пускового раздражителя для деятельности той или иной поведенческой функциональной системы.

В качестве примера можно привести анализ трудовой дея­тельности выпускника школы, получающего квалификацию токаря. За время урока в мастерской учебно-производственной базы ему предстоит выточить какое-то (п) количество загото­вок. В формировании его «трудовой» мотивации важное место занимают желания выполнить плановое задание, получить по­ложительную оценку преподавателя. Уже на стадии афферент­ного синтеза на основе этих мотивов из его собственного опыта, сформировавшегося в ходе обучения, извлекаются воспомина­ния о подобных ситуациях в предыдущие дни производствен­ного обучения; приемы, с помощью которых он добился же­лаемого результата. В учебной мастерской перед началом рабо­ты вид станка, заготовок, присутствие соучеников усиливают мотивацию трудовой деятельности. Кроме того, мотивация осуществляет «фильтрацию» внешних обстановочных сигналов. Для правильного афферентного синтеза имеет важное значе­ние следующая обстановочная информация: вид обрабатывае­мого материала, состояние рабочего инструмента, уровень ос­вещенности, шумовой фон в мастерской, организация рабо­чего места, позы и др.

Общий принцип фрормирования стадии афферентного синте­за можно представить следующим образом. На основе исход­ной доминирующей мотивации и прошлого опыта из всего разнообразия стимулов отбираются наиболее значимые для реализации данного вида трудовой деятельности. Итогом адек­ватного синтеза отобранной информации является выбор кон­кретного пути решения производственного задания, максималь­но способствующего получению желаемого результата.

Теперь же от выпускника школы вернемся к ученику 5-го класса, который впервые приходит в учебную мастерскую на урок труда. Имеются ли у него все необходимые компоненты для нормального протекания стадии афферентного синтеза? Сам по себе полезный результат деятельности школьника, осо­бенно на первых уроках труда, скорее связан с формальным присутствием, положительной оценкой преподавателя его по-

ведения на уроке и отношения к нему, чем с конкретным видом трудовой деятельности. Что касается обстановочной и пусковой афферентации, то условия школьных мастерских, как правило, адекватны требованиям, необходимым для формиро­вания функциональной системы.

Школьник не имеет вначале надежных механизмов памяти трудовых приемов обработки дерева, металла, ткани. Недо­статочно высока и его мотивация освоения трудовых приемов обработки материалов. В процессе обучения у него воспитыва­ется позитивное отношение к труду, формируется чувство дол­га, ответственности. Но как такового мотива к трудовой дея­тельности в условиях школы, как правило, не наблюдается.

Таким образом, 2 из 4 компонентов афферентного синтеза у школьников в начале трудового обучения, как правило, от­сутствуют. Это не может не оказывать влияния как на сам про­цесс афферентного синтеза, так и на протекание последую­щих стадий целенаправленной деятельности.

Стадия афферентного синтеза, по мнению П.К.Анохина, динамически завершается стадией принятия решений. Значение этой стадии чрезвычайно важно. Любое принятие решения является выбором наиболее подходящих путей, приемов, по­зволяющих экономно осуществить именно то действие, кото­рое должно привести к запрограммированному результату. Принятие решения направляет человека на удовлетворение единственной доминирующей в данный момент времени по­требности, т.е. ведет к формированию цели.

В приведенном примере для токарных работ принятие ре­шения обусловлено выбором резца (при этом учитывается как его режущая способность, так и твердость обрабатываемого материала), подбором количества оборотов станка, на кото­ром предполагается вести обработку заготовок, определением времени, когда будет необходим «жесткий» (с помощью из­мерительного прибора) контроль за соответствием параметров детали чертежу. При этом ЦНС программируется и соответству­ющая активность мышечных групп, которые примут участие в трудовой деятельности.

Следующая стадия — формирование ЛРД. В результате аффе­рентного синтеза принимается решение и одновременно со­здается представление об ожидаемом результате. Это представ­ление формируется системой в виде модели так называемого акцептора результата действия (в буквальном смысле слова — аппарат, воспринимающий и одобряющий результаты действия). Особенность этого аппарата заключается в том, что он обра­зуется в ЦНС одномоментно с принятием решения и, суще­ствуя определенное время, производит оценку результатов дей­ствия. АРД предвосхищает афферентные свойства того резуль­тата, который должен быть получен в соответствии с приня­тым решением, т.е. еще до совершения действия. Следовательно, он опережает реальный ход событий в отношениях между организмом и внешним миром и предоставляет организму воз­можность исправить ошибки поведения, направляет активность человека вплоть до получения запрограммированного резуль­тата.

Модель результата в нашем примере, по-видимому, вклю­чает производственные показатели (выпуск некоторого коли­чества деталей, соответствующих чертежам) и «показатели» утомления, поскольку оно представляет собой естественное фи­зиологическое явление, а точнее степень отклонения показа­телей гомеостаза в результате трудовой деятельности (накоп­ление метаболитов, снижение функциональных возможностей основных систем и органов, напряжение регуляторных меха­низмов организма). Эти два «показателя», как оба вместе, так и какой-то один, могут являться конечным результатом в за­висимости от тяжести работы, тренированности учащегося, его мотивации труда.

АРД крайне трудно сформироваться, так как у ребенка нет ясного представления о результате его труда, он не умеет со­отнести степень изменения своего функционального состояния в процессе труда с нагрузками, испытываемыми им в процес­се работы. Поэтому часто возникают неадекватные реакции на нагрузки, высокая физиологическая стоимость в общем-то неинтенсивных видов труда.

Стадия формирования акцептора результата действия дина­мически последовательно сменяется формированием самого це­ленаправленного действия. Однако ему предшествует стадия, когда действие уже сформировано как центральный процесс, но внешне еще не реализуется. Это стадия эфферентного син­теза, которая обеспечивает позиционное возбуждение, опре­деляемое как предстартовое состояние. У учащихся в связи с предстоящей работой мышц в этот период можно зарегистри­ровать изменения дыхательной (увеличивается легочная венти­ляция, потребление кислорода) и сердечно-сосудистой систем (возрастают ЧСС, ударный и минутный объем кровообраще­ния), повышение обмена веществ и энергии. Непосредственно в работающем органе — нервно-мышечном аппарате — также отмечаются сложные перестройки: повышение рефлекторной возбудимости мотонейронов, угнетение тормозных систем спинного мозга, предшествующие началу произвольного дви­жения. Но к такой адекватной реакции организм ребенка при­ходит не сразу. «Дефекты» в формировании и развитии пред­шествующих стадий накладывают отпечаток и на характер пред­стартового состояния ребенка. Нередко регистрируется полное несоответствие настроя, состояния и первых реакций ребенка на незнакомое действие, обстановку. Все это связано с неадек­ватным будущей трудовой деятельности формированием акцеп­тора результата действия.

Пятая стадияцеленаправленное действие представляет собой активное взаимодействие человека с орудиями и пред­метами труда для получения определенного результата. При этом в ЦНС постоянно поступают сигналы о реальных резуль­татах действия, так называемая обратная афферентация. Эти сигналы сличаются с заданной программой в акцепторе резуль­татов действия. Если есть расхождения фактического и требуе­мого действия, то в аппарате сравнения возникают сигналы об ошибках — так называемые импульсы рассогласования. Соот­ветственно этим импульсам в систему, управляющую движе­ниями, вносятся необходимые поправки — коррекции. Многие испытывали это на себе в ощущениях и действиях, когда по привычке входили на стоящий (неработающий) эскалатор. Без постоянной оценки результата трудового действия невозмож­но выполнить задуманную программу, вносить в нее поправки для улучшения результата.

При достижении желаемого результата целенаправленный^ поведенческий акт заканчивается последней — санкционирую щей стадией. На этой стадии параметры достигнутого резуль тата через раздражения зрительных, тактильных, слуховых других рецепторов вызывают потоки обратной афферентации,4 которая по всем своим данным соответствует запрограммиро­ванным свойствам результата в акцепторе результатов действия. При этом происходит удовлетворение ведущей потребности, и поведенческий акт заканчивается. Работа может быть прервана и при значительных отклонениях физиологических показате­лей, когда они будут существенно отличаться от «заложенных» параметров в акцепторе результатов действия. Однако, когда велика мотивация получения вещественного результата (уста­новление какого-то рекорда, уборка в короткие сроки урожая), трудовая деятельность может продолжаться даже при ухудше­нии функционирования систем и органов. При этом, как ука­зывает П.К.Анохин, «функциональная система „стремится" по­лучить запрограммированный результат и ради этого результа­та может пойти на самые большие возмущения во взаимодей­ствии своих компонентов». В условиях производственного обу­чения это может приводить к переутомлению, резкому сни­жению работоспособности. В обычной, каждодневной работе это наблюдается редко и трудовая деятельность заканчивается, как правило, при выполнении задания на фоне изменений функ­ционального состояния систем организма, позволяющих либо сразу после трудовой деятельности, либо после небольшого отдыха продолжить активный образ жизни.

Процесс трудовой деятельности повторяется неоднократно и при постоянстве условий, стабильном периодическом ее повторении удовлетворение однотипных потребностей приобре­тает стереотипный характер. В случае повторных удовлетворе­ний потребностей в однотипных условиях поведение строится

уже по постоянной жесткой программе. При этом значение внешних пусковых раздражителей отодвигается на задний план и ведущей причиной поведения становится индивидуально приобретенная программа поведения, основанная на закреп­ленных механизмах памяти. Такая форма деятельности была впервые обнаружена И.П.Павловым и названа им динамичес­ким стереотипом.

5.2. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Наиболее эффективно, с меньшей физиологической стоимо­стью формирование функциональной системы трудовой дея­тельности детей и подростков осуществляется при соблюдении ряда гигиенических требований к содержанию, формам и ус­ловиям трудового воспитания, обучения и профессионально­го образования учащихся. К ним относятся следующие физиолого-гигиенические принципы:

· системность в организации и проведении трудового обучения;

· соответствие характера трудовой деятельности и ее по­
строения возрастно-половым особенностям и состоянию
здоровья учащихся;

· постепенное увеличение физических и других видов на­
грузок, оказывающее тренирующее воздействие на организм;

^ • рациональный режим трудового обучения;

| • благоприятные санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности, безопасные для здоровья.

4 В соответствии с теорией функциональных систем П.К.Ано-хина прежде всего необходима системность в организации и проведении трудового обучения и воспитания. Построение опти­мальной функциональной системы трудовой деятельности уча­щегося невозможно без правильного формирования, воспита­ния потребностей, в первую очередь потребности в труде. Это должно осуществляться задолго до прихода учащихся в учеб­ные мастерские. Подросткам необходимо дать понятия и о полезном, в том числе и лично для них, результате трудовой деятельности, самом процессе трудового обучения. Без этого невозможен эффективный афферентный синтез. Дети должны своевременно получить информацию о физиологических сдвигах в организме, которые происходят в процессе работы, призна­ках утомления и переутомления. Это позволит им более эффек­тивно корригировать свою деятельность в процессе труда, уметь вовремя снизить нагрузки, а в случае необходимости прекра­тить работу.

Все это должно осуществляться педагогами школы при по­мощи гигиенистов. Методические приемы большинства этих вопросов достаточно проработаны педагогической наукой и практикой.

Оптимальному формированию у школьников функциональ­ной системы трудовой деятельности способствует один из ве­дущих физиолого-гигиенических принципов организации тру­дового обучения — принцип постепенного увеличения физичес­ких нагрузок и усложнения трудовых операций.

Для реализации принципа «постепенности» при составле­нии программ обучения большое внимание уделяется правиль­ному выбору материала, с которым придется работать школь­никам. Величина физических усилий во многом определяется свойствами обрабатываемого материала, в частности сопротив­ляемостью на сжатие и растяжение. Исходя из этого, все мате­риалы, которые могут быть использованы в условиях школы, располагаются в следующем порядке: бумага — ткань — кар­тон — глина — пластилин — проволока — фанера — дерево — металл (жесть и мягкое железо).

Для учащихся начальной школы, обладающих меньшими фи­зическими возможностями, предусматриваются относительно простые операции с материалами, легко поддающимися обра­ботке (бумага, ткань, картон, пластилин, проволока). Трудо­вые операции направлены в основном на развитие тонкой координации движений и укрепление мелких мышц кисти (склеивание, вырезание, лепка и т.д.). Это во многом помога­ет детям осваивать трудный для этого возраста навык письма Обработка более легких материалов позволяет с меньшей фи­зиологической стоимостью на основе обратной афферентации корригировать ошибки, а повторение этих нетяжелых опера­ций закрепляет правильные навыки, формирует индивидуаль­ные программы конкретных трудовых действий. Предусмотре­ны также опытнические работы на пришкольном участке по выращиванию растений и уходу за ними. Эти работы имеют большое оздоровительное значение, поскольку проводятся на открытом воздухе и связаны с активными движениями.

В возрасте 10—12 лет (5—7-е классы) учащиеся получают более основательную общетрудовую подготовку. Они приобре­тают знания и умения по обработке металла, дерева и других материалов; знакомятся с основами электротехники, металло­ведения, графической грамотой; изготовляют несложные по­лезные изделия для школы. При выборе профиля обучения и характера практических работ для школьников этого возраста отдается предпочтение работам, связанным с динамическими усилиями, которые менее утомительны, чем статические. С этих позиций следует отдавать предпочтение ручной обработке де­рева (столярные работы), а не слесарным работам. Для обра­ботки дерева характерны большая амплитуда движений, разнообразные приемы работы, смена поз, перемещение около рабочего места. Слесарные работы более однообразны, сопро­вождаются выраженным статическим компонентом и потому более утомительны. Полностью избежать статических усилий не­возможно, поскольку они лежат в основе механизма поддер­жания рабочей позы, однако необходимо стремиться снизить их до минимума.

Существенное значение в организации трудового обучения имеют половые различия у детей. Функциональные возможно­сти девочек в возрасте 10—12 лет уступают возможностям маль­чиков. Так, разница в мышечной силе мальчиков и девочек в 12 лет достигает 2,5—3 кг. С возрастом эти различия увеличи­ваются. Установлено, что физические возможности 13—14-лет­них девочек составляют 86 % от возможностей мальчиков, в 15—16 лет — 80 %, а в 17—18 лет — только 77 %. Это послу­жило основанием для дифференцированного подхода к трудово­му обучению с учетом пола и созданию для девочек специаль­ной программы, которой предусматривается более легкий физический труд, связанный с обработкой тканей и продук­тов питания. В учебных программах сельских школ наряду с техническим трудом (для мальчиков) и обслуживающими ви­дами труда (для девочек) предусматривается раздел сельско­хозяйственного труда: участие в массовых сельскохозяйст­венных работах, работа в ученической производственной бригаде.

Содержание трудового обучения учащихся 8—11-х классов определяется профилем подготовки, наличием учебно-техни­ческой базы. С участием гигиенистов подготовлен перечень профессий, по которым организуется подготовка учащихся в общеобразовательных школах. В него включено около 900 про­фессий, не связанных с тяжелыми условиями труда и не ока­зывающих отрицательного влияния на здоровье учащихся. Од­нако на местах он может дополняться. В этих случаях при их согласовании с органами государственной санитарно-эпидеми­ологической службы следует руководствоваться «Списком про­изводств, профессий и работ с тяжелыми и вредными услови­ями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет».

Общественно полезный, производительный труд школьни­ков во внеучебное время может осуществляться в промышлен­ности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, охране при­роды, работах по благоустройству школы. Степень участия в каждом из этих направлений зависит от возраста и состояния здоровья учащихся. Учащиеся младших классов привлекаются к работам по охране природы; сбору лекарственного сырья, плодов, ягод, семян, выращиванию рассады и посадке цветов. Выполняя работы для школы, они могут ухаживать за садом, убирать классные комнаты.

Учащиеся средних (5—7-е классы) и старших (8—11-е) клас­сов соответственно возрасту привлекаются к работам в промыш­ленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Ученики 5— 7-х классов могут выполнять работы в мастерских школ, УПК, участвовать в уборке урожая, кабинетов и мастерских, ремон­тировать учебное оборудование и наглядные пособия.

С 8-го класса разрешается привлекать учащихся к работам на животноводческих фермах, а также в торговле, на предпри­ятиях общественного питания, транспорта, связи. Начиная с 9—10-го класса разрешается возделывание сельскохозяйствен­ных культур с применением машин на полях, а также труд на рабочих местах промышленных предприятий. Запрещается при­влекать учащихся, независимо от возраста, к мытью окон, те­кущей дезинфекции, уборке санитарных узлов.

К общественно полезному труду в полном объеме привле­каются только здоровые дети. Содержание общественно полез­ного, производительного труда учащихся в период летних ка­никул определяют органы исполнительной власти на местах. Организационной формой труда подростков во время школь­ных каникул являются различные трудовые объединения, преж­де всего ученические производственные бригады в сельской местности и трудовые отряды, отряды труда и отдыха — в городах. Участие в работе трудовых объединений добровольное, по личному заявлению, начиная с 8-го класса.

Важным моментом при планировании объема работ явля­ется правильное, с учетом возраста, нормирование труда. Оно осуществляется исходя из почасовых норм взрослых: чем млад­ше школьники, тем меньше норма выработки. Для учащихся 13 лет (7—8-х классов) она составляет не более 50 % почасо­вой нормы взрослых, а для школьников 16—17 лет (10—11-х классов) — 75 %.

При организации трудового обучения и воспитания важен учет состояния здоровья детей. К учащимся с отклонениями в состоянии здоровья на уроках труда требуется индивидуальный подход, поскольку для них работа в мастерских более утоми­тельна, чем для здоровых школьников, и может вызывать зна­чительное учащение пульса, повышение артериального давле­ния и температуры тела, обильное потоотделение, жалобы на усталость. Для этих детей должны подбираться более простые задания с меньшим числом трудоемких операций и повторяе­мостью движений. Им разрешаются дополнительные паузы для отдыха. Рекомендации медицинских работников по индивиду­альному режиму работы учащихся должны своевременно от­ражаться в листке здоровья классного журнала и учитываться преподавателем труда.

Рациональный режим трудового воспитания и обучения школьников определяется длительностью труда, местом

II труда в режиме дня и недели, а также построением трудо­вой деятельности.

Основной формой трудового обучения в школе является урок труда. Число этих уроков определяется учебными планами. На трудовое обучение выделяется в 1—7-х классах 2 ч в неделю, в 8—9-х — 3 ч, в 10—11-х классах — 4 ч. Предусматривается так­же общественно полезный труд: во 2—4-х классах — 1 ч, в 5— 7-х -2 ч, в 8—9-х — 3 ч, в 10—11-х классах — 4 ч в неделю.

Длительность ежегодной трудовой практики для учащихся 5— 7-х классов планируется в течение 10 дней по 3 ч в день, в 8— 9-х классах — 16 дней по 4 ч в день, в 10-х — 20 дней по 6 ч.

Длительность труда в период летних каникул также регла­ментируется и не должна для школьников 5—7-х классов пре­вышать 3 ч, 8—9-х — 4 ч и 10-х классов — 6 ч в день. Общая продолжительность пребывания учащихся в составе трудовых объединений не должна превышать 3—4 нед, а для учеников 5—7-х классов, работающих в самостоятельных звеньях учени­ческих производственных бригад, 2 нед.

Место урока труда в режиме учебных занятий 1—7-х клас­сов определяется особенностью его влияния на организм. Обес­печивая смену характера деятельности и повышая функцио­нальное состояние организма, урок труда предупреждает сни­жение работоспособности учащихся в течение учебного дня. Его эффективность проявляется в большей степени, если он про­водится в начальный период развивающегося утомления, т.е. на 3—4-м уроке (1-я смена) и на 1—2-м уроке (2-я смена), а в режиме учебной недели — в среду и четверг. Естественно, эта рекомендация не может быть выполнена в отношении уча­щихся всех классов из-за ограниченной пропускной способно­сти мастерских. И в этом вопросе оптимальный режим созда­ется для учащихся тех классов, которые по разным причинам поставлены в наиболее сложные условия работы (переход к предметному методу обучения, выпускные экзамены и др.).

Построение урока труда в учебных мастерских основыва­ется на учете анатомо-физиологических особенностей детей школьного возраста. Эти особенности выражаются в преобла­дании возбудительного процесса над тормозным, что обуслов­ливает стремление работать в ускоренном темпе и приводит к относительно более быстрому развитию утомления. Извест­на относительно небольшая мышечная выносливость, кото­рая не позволяет детям долго выдерживать нагрузки в одно­образной или вынужденной рабочей позе, с выполнением од­нообразных операций или трудовых процессов при выражен­ном статическом компоненте. Это является основанием для оп­ределения оптимальной длительности непрерывного выпол­нения отдельных операций, которая не вызывает утомления школьников.

Общая длительность практической работы не должна пре­вышать для учащихся 1—2-х классов 20—25 мин; 3—4-х клас­сов — 30—35 мин. В зависимости от трудоемкости длительность операций может составлять от 6 до 10 мин. Установлено, что непрерывное выполнение любых столярных и слесарных опе­раций учащимися 10 лет более 10 мин и учащимися 11 лет бо­лее 13 мин приводит к выраженному утомлению, поэтому ука­занные величины для этого возраста детей принимаются за предельно допустимые. Непрерывная работа с бумагой, карто­ном, тканью должна занимать для учащихся 1-х классов не более 5 мин, 2—3-х классов — 5—7 мин; 4-х — 10 мин, 6-х — 12 мин, 7-х — 16 мин. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям должна составлять для учащихся 5-х классов не более 10 мин, 6-х — 12 мин, 7-х — 16 мин.

Учащиеся не могут без утомления выполнять на протяже­нии всего урока только одну операцию, поэтому в структуре урока должны предусматриваться их смена и оптимальное ко­личество. Анализ результатов хронометража уроков и реакций поведения детей (по отвлечению от работы) показал, что уве­личение числа операций с 1—2 до 3—5 в 2 раза снижает время отвлечений учащихся. Поэтому выполнение 3—5 операций при­нимается за оптимальную величину (рис. 5.1).

Данные по оптимальной продолжительности отдельных операций и их количеству в свою очередь позволяют опреде­лить плотность урока.

Плотность урока — это время, затрачиваемое на выполне­ние всех трудовых операций, включая легкие (измерение, раз­метка и др.). Она должна составлять 60—85 %.

При плотности урока менее 60 % учащиеся теряют интерес к работе, у них рассеивается внимание, не формируется рабо­чий стереотип. Объяснения преподавателя не должны занимать более 25 % времени урока (10—12 мин). Время на организацию рабочего места, уборку помещения должно быть сведено до минимума, чтобы обеспечить оптимальную плотность урока.

Не менее важно и построение урока в плане рационально­го режима труда и отдыха. Это особенно актуально для сдво­енных уроков. В классах начальной школы сдвоенные уроки труда недопустимы. В связи с тем что работа детей в этих клас­сах связана с относительной неподвижностью (положение сидя), на 15—20-й минуте урока необходима физкультминут­ка. Физкультминутки при сдвоенных уроках труда целесообразно проводить не в середине каждого урока, а в конце 1-го или начале 2-го урока, что позволит не нарушать рабочий дина­мический стереотип. При сдвоенных уроках обязательна орга­низованная перемена длительностью не менее 10 мин с выхо­дом в рекреацию и проветриванием помещения.

В построении урока предусматриваются небольшие (1— 3-минутные) паузы для дополнительного инструктажа, смены инструментов и других организационных моментов, что также является отдыхом во время работы.

Построение уроков труда для девочек имеет свои особен­ности. В целом обработка ткани и кулинарные работы (в усло­виях школы) относятся к разряду легкого труда, но все же могут вызвать утомление школьниц. Причиной последнего яв­ляется прежде всего выполнение однообразных трудовых опе­раций, при которых нагрузка падает на относительно неболь­шую группу мышц плечевого пояса. Рабочая поза при этом остается такой же, какой она была и на занятиях в классе, поэтому статическое мышечное напряжение не только не сни­мается, а может даже усилиться. Кроме того, машинная обра­ботка ткани требует большой точности и высокой координи­рованное™ движений. Поэтому на занятиях кройки и шитья, особенно в начальном периоде, нельзя посвящать целиком урок освоению какой-либо одной операции, а следует предусмат­ривать их смену и чередование. Для профилактики утомления от статических нагрузок необходимо обязательно проводить короткие физкультминутки (2—3 мин) с выполнением 4— 6 упражнений. Характер упражнений должен обеспечивать ак­тивизацию функций дыхания и кровообращения, а также да­вать нагрузку на мышцы-антагонисты (живота и ног). Рекомен­дуется выполнять упражнения стоя.

Кулинарные работы отличаются по характеру и в целом ли­шены вышеуказанных недостатков. На уроках кулинарии учащи­еся свободно перемещаются по помещению, могут произволь­но менять рабочую позу, чередовать операции, что является своеобразным отдыхом от утомительных занятий в классе.

Особенности построения трудового обучения в 8—11-х клас­сах касаются структуры учебной недели. В ней для трудового обучения выделяется 1 день: 6—7 учебных часов, из них 3— 4 ч, предусмотренных учебным планом, а 2—3 ч — за счет об­щественно полезного труда. Такой режим удобен школе, по­скольку позволяет избежать дробления учебного дня, освобож­дает учащихся от лишних переездов в учебно-производствен­ный комбинат, на базовое предприятие и обратно в школу. Но нередко из-за непродуманности расписания это приводит к уве­личению продолжительности учебных занятий в остальные дни недели.

Построение занятий в дни трудового обучения аналогично структуре учебного дня в школе: через каждые 45 мин — пе­ремена длительностью не менее 10 мин; в середине рабочего дня — большая перемена (30 мин) для приема пищи. В распи­сании предусматриваются 1—2 теоретических урока по специ­альным предметам и 3—5 уроков практической работы, в про­цессе которой учащиеся овладевают первоначальными профес­сиональными навыками, а затем переходят к производитель­ному труду.

Положительное влияние труда на организм школьников во многом определяется условиями, в которых проходит трудо­вая деятельность. К числу факторов, способных повышать оз­доровительное влияние труда, относятся рационально органи­зованное естественное и искусственное освещение, правиль­ная расстановка оборудования, организация рабочего места, а также рациональный воздушный и температурный режим.

Гигиенические требования к условиям труда должны соот­ветствовать функциональному состоянию организма детей. Поскольку обработка дерева и металла связана с повышенны­ми энерготратами и теплообразованием, температура воздуха в этих мастерских должна быть ниже, чем в классе: в столяр­ной мастерской оптимальной температурой считается 14—16 °С, в слесарной 16—17 °С, в кабинете труда начальных классов и кабинете по обработке ткани 18 °С.

Характер труда школьников не исключает возможности контакта учащихся с неблагоприятными производственными факторами. В процессе обработки дерева, металла и ткани мо­жет выделяться древесная, металлическая и бытовая пыль, концентрации которой невелики, и при выполнении обще­гигиенических требований ее накопление предотвращается. В слесарных мастерских возможны достаточно высокие уров­ни шума.

В учебно-производственном комбинате набор мастерских зна­чительно расширяется» увеличивается объем выполняемых ра­бот, которые по своему характеру приближаются к производ­ственным процессам. Появляется реальная возможность контак­та учащихся с неблагоприятными факторами.

В мастерских по механической обработке металла в воздух помещений могут выделяться мелкодисперсная минерально-ме­таллическая пыль, аэрозоли масел и многочисленных приме­сей (сульфатов, щелочей).

При шлифовке и заточке изделий образуется пыль, содер­жащая двуокись кремния. В воздух газосварочных мастерских выделяется сварочный аэрозоль, содержащий соединения мар­ганца, фтора, окиси углерода, озона. Все это требует наряду с выполнением общегигиенических мероприятий проведения специальных профилактических мер с учетом профиля мастер­ских. Прежде всего необходимы эффективная система венти­ляции с различными видами местной вытяжной вентиляции, размещение части оборудования в отдельных специальных по­мещениях, оснащение станков экранами, щитками, предуп­реждающими разбрызгивание смазочно-охлаждающей жидко­сти, разбрасывание стружки. Необходим контроль за качеством смазочно-охлаждающей жидкости, концентрацией минераль­ного масла в воздухе помещений, эффективностью работы вен­тиляции.

В некоторых учебно-производственных мастерских работы связаны с воздействием шума. В токарных, фрезерных и мон­тажных мастерских уровень шума может достигать 80—95 дБА и выше, поэтому требуется проведение комплекса мероприя­тий по борьбе с шумом.

Положительное влияние процесса труда на растущий орга­низм и успешность освоения школьниками трудовых навыков во многом определяются рациональным оборудованием поме­щений для трудового обучения. При этом оборудование долж­но отвечать ряду гигиенических и педагогических требований, касающихся его набора, размещения, организации рабочего места, инструментария, техники безопасности. Набор оборудо­вания должен обеспечивать реализацию программ трудового обучения. Основное оборудование — верстаки, станки, швей­ные машины, инструментарий; вспомогательное — шкафы, стеллажи, уборочный инвентарь.

При размещении оборудования предусматривается создание благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. При обработке дерева и ткани затенение не возникает, если свет падает слева, поэтому верстаки и швейные машины необхо­димо расставлять перпендикулярно к окнам с левосторонним освещением. Верстаки можно расставлять под углом 45°.

При обработке металла характер работы позволяет иметь как левостороннее, так и правостороннее освещение при перпен­дикулярном к окнам размещении верстаков. Любая другая рас­становка имеет недостатки. Особенно резко освещенность па­дает при наличии так называемых спаренных верстаков, за которыми ученики стоят лицом друг к другу, одни спиной к

окнам, другие — лицом, а между ними устанавливается защит­ная сетка.

На уроках труда учащимся приходится пользоваться черте­жами, выполненными преподавателями на доске. Если расстояние от доски до последних рабочих мест окажется более 10— 11 м, то ученики даже с нормальной остротой зрения смогут различать написанное на доске с большим трудом, поскольку

угол зрения в этом случае окажется меньше физиологической нормы (менее 1°). В неблагоприятных условиях окажутся также ученики, сидящие за первыми в крайних боковых рядах рабо­чими местами, если расстояние между ними и доской очень мало. В этом случае угол рассматривания окажется слишком острым. Для обеспечения нормируемого угла рассматривания (35°) первые ряды рабочих мест должны быть удалены от дос­ки на расстояние 1,6—2,5 м.

Для сохранения правильной рабочей позы и безопасности труда необходимо соблюдать определенные расстояния между рабочими местами. Их величина зависит от характера рабочей позы, амплитуды рабочих движений, необходимости передви­жения в процессе работы, размеров инструмента и материала.

Размеры рабочих мест определяются характером технологичес­кого процесса и составляют в столярной мастерской 125x45 см, в слесарной — 100x50 см.

В столярной мастерской верстаки чаще всего размещаются в 3 ряда, по 6—7 в каждом ряду, и расставляются перпенди­кулярно светонесущей стене или под углом 45° так, чтобы свет падал слева

В слесарной мастерской верстаки устанавливают так, чтобы обеспечить левостороннее освещение.

Если суммировать размеры всех рабочих мест, расстояний и проходов, а также место преподавателя, то окажется, что необходимо иметь мастерскую длиной Ими шириной 6 м, т.е. общей площадью 66 м2.

При оборудовании мастерских учебно-производственного комбината следует использовать гигиенические рекомендации для учебных мастерских школ и ПТУ, учитывать наполняемость групп и существующие нормы площадей на одного учащегося в зависимости от профиля обучения (табл. 5.1).

Все помещения для трудового обучения оборудуются встро­енными или пристенными шкафами, стеллажами закрытого типа, емкостями для сбора стружек, вешалками для спецодеж­ды, раковиной, электрополотенцем. В комплект оборудования входят также носилки и аптечки с медикаментами и перевязоч­ным материалом, необходимые для оказания первой помощи.

При организации рабочего места необходимо предусматривать правильную рабочую позу, экономную трату энергии, четкую организацию труда, безопасность работы. Выбор позы учащегося определяется характером труда, в частности величиной мышеч­ных усилий и амплитудой движений. Рабочая поза считается пра­вильной, если при ней сохраняются устойчивое равновесие, нор­мальная деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, зрительного и слухового анализаторов, отсутствует дополнитель­ное статическое напряжение мышц (рис. 5.4).

Правильная рабочая поза обеспечивается в первую очередь соответствием размеров оборудования и инструментов разме­рам частей тела работающего, в частности соответствие высо­ты рабочего места росту учеников (рис. 5.5).

Для определения соответствия высоты рабочего места рос­ту ученик должен встать боком к торцевой части верстака и свободно положить руку на его поверхность. Если высота ра­бочего места соответствует росту учащегося, его плечо и пред­плечье образуют прямую линию, а между предплечьем и кис­тью образуется прямой угол.

Для предупреждения развития статического утомления, ко­торое возникает при постоянной работе в положении стоя, каждое рабочее месло в столярной и слесарной мастерской необходимо оборудовать сиденьями (откидными, на кронштей­нах, табуретами высотой 40—42 см): тогда учащиеся смогут периодически менять рабочую позу.

В мастерских учебно-производственного комбината высота рабочих мест должна быть больше, чем в мастерских школы, поскольку в них могут работать подростки 15—17 лет, антро­пометрические показатели которых приближаются к показате­лям взрослых рабочих, что позволяет использовать производ­ственное оборудование. При этом для учащихся 8—9-х классов (13—14 лет) должны предусматриваться подставки для ног трех размеров — высотой 5, 10 и 15 см.

В мастерских, где проводятся работы, связанные с длитель­ной неподвижной рабочей позой (радиомонтажные, сборка часов, полупроводниковых и интегральных схем), особое вни­мание уделяется правильной организации рабочего места. Кон­струкция стола должна быть такой, чтобы можно было поло­жить предплечья на его поверхности. Для этого в крышке сто­ла делается полукруглый вырез. Высота сиденья стула должна

регулироваться в пределах 40—60 см. Стул обязательно должен иметь спинку для опоры поясничной области. Обязательна так­же подставка для ног.

Важную роль в процессе трудового обучения играет инст­рументарий. По размерам и массе он также должен соответ­ствовать возрастным антропометрическим особенностям и физическим возможностям учащихся. Гигиенистами установле­ны оптимальные размеры, масса и соотношение отдельных частей наиболее часто употребляемых столярных и слесарных инструментов для учащихся 11—14 лет (табл. 5.2).

С 15 лет учащиеся могут применять инструменты для взрос­лых, так как к этому возрасту заканчиваются рост костей вер­хних конечностей и формирование кисти.

Важным элементом охраны здоровья детей в процессе тру­дового обучения является контроль за его содержанием, осу­ществляемый санитарным врачом по гигиене детей и подрос­тков. При этом врач должен:

· своевременно согласовать характер трудовой деятельнос­
ти учащихся (профили подготовки, конкретные профес­
сии, виды общественно полезного, производительного
труда);

· согласовать рабочие места для прохождения производ­
ственной практики учащимися старших классов, а так­
же трудовых объединений школьников;

· ознакомиться с документами, отражающими соответствие

• характера труда состоянию здоровья; оценка этих доку­ментов с учетом полноты охвата углубленными медицин­скими осмотрами, результатов врачебно-профессиональ-ных консультаций и заключений о профпригодности к избранному профилю обучения или профессии, наличие рекомендаций в отношении детей с отклонениями в состоянии здоровья в листках здоровья; • контролировать фактическое содержание трудового обу­чения и воспитания в плане их соответствия утвержден­ным учебным программам.

Санитарно-эпидемиологический контроль включает деталь­ное изучение документов, отражающих организацию и режим трудового обучения и воспитания учащихся обследуемых школ. К ним относятся расписание уроков, годовой график учебных занятий и практики учащихся 5—10-х классов, график работы по самообслуживанию и другим видам общественно полезно­го производительного труда, утвержденный режим дня трудо­вых объединений школьников в период летних каникул, тру­довой договор между дирекцией школы (учебно-производствен­ного комбината) и базовым предприятием. Санитарный конт­роль за условиями труда планируется с учетом профиля мас­терских, кабинетов, лабораторий не реже 2 раз в год. Первое обследование проводится до начала учебного года с целью проверки готовности этих помещений и оформляется актом-разрешением на проведение занятий. Второе обследование про­водится в середине или конце года с целью выявления недо­статков, которые должны быть устранены в дальнейшем, и оформляется планом-заданием. В течение года помощник са­нитарного врача контролирует в мастерских по всем парамет­рам, отвечающим гигиеническим требованиям и исключающим возможность контакта учащихся с неблагоприятными факто­рами, правильность эксплуатации осветительных установок, санитарное состояние помещений, соблюдение правил техни­ки безопасности. В помещениях, где возможен контакт с не­благоприятными факторами, планируются лабораторные и инструментальные исследования освещенности, микроклима­тических параметров, шума, концентрации пыли и химичес­ких веществ, эффективности вентиляции. Эти исследования проводятся не реже 1 раза в полугодие, а по показаниям чаще.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: