Влияние профессионально-производственных факторов на организм подростков

Профессионально-техническое образование является важным звеном хозяйственного комплекса. Переход подростка из об­щеобразовательной школы в ПТУ ведет к резкой смене его социальной позиции: происходит ломка сложившегося «школь­ного» стереотипа. Одновременно вследствие сочетания учебной и трудовой деятельности увеличивается суммарная нагрузка, происходит первый контакт подростков с факторами произ­водственной среды. Все это, особенно на начальном этапе обу­чения, создает определенные трудности для роста, развития и сохранения здоровья подростков. К этому добавляются карди­нальные проблемы подросткового возраста. Сам по себе подро­стковый возраст в онтогенезе считается «фактором риска», что обусловливает необходимость пристального внимания к про­фессиональному обучению подростков.

В процессе обучения подростки могут контактировать с подавляющим большинством неблагоприятных физических факторов и со многими химическими агентами, поэтому не­обходимо знать специфику реакции организма подростка на профессионально-производственные факторы: неблагоприятные метеорологические условия, производственный шум, промыш­ленную пыль, химические вещества, физические нагрузки.

Метеорологические условия производственной среды могут ха­рактеризоваться как повышенной, так и пониженной темпе­ратурой воздуха. С повышенной температурой воздуха подрос­тки могут контактировать в «горячих» цехах металлургическо­го производства, металлообрабатывающей промышленности, в текстильном, кондитерском, кулинарном производствах, фар­форо-фаянсовой промышленности.

Терморегуляция подростков имеет специфические особен­ности реакции их сердечно-сосудистой системы при работе в горячих цехах:

· гипер- и неадекватная реакции, указывающие на нару­шение процессов терморегуляции и гемодинамики;

· затягивание процессов восстановления функционально­
го состояния организма подростков.

ЧСС у обучающихся профессии сталевара у мартеновской печи достигает 120—140 ударов в минуту, а с увеличением тяжести производственной операции и интенсивности обуче­ния может достигать в отдельных случаях 170—200 ударов в минуту. Систолическое артериальное давление тотчас после выполнения производственных операций у печи повышается, затем довольно быстро снижается ниже исходного уровня; падает и диастолическое давление (иногда до 20—30 мм рт.ст.). Восстановление частоты пульса, артериального давления у подростков после производственных операций затягивается до 1 ч и более. Температура тела во время и после работы у печи значительно повышается: до 37,6—38,3 °С, а иногда до 39,4 °С, что свидетельствует о выраженных нарушениях у юношей про­цессов терморегуляции во время работы в «горячих» цехах. Все эти нарушения держатся довольно длительное время и после

прекращения работы. К концу рабочего дня пульс, температу­ра тела и частота дыхания превышают исходные (дорабочие) величины, а уровень давления ниже. Эти показатели, как пра­вило, не восстанавливаются в течение 0,5—1-часового отдыха после работы.

У подростков, работающих в одних и тех же цехах со взрос­лыми рабочими и выполняющих даже меньший объем физи­ческих нагрузок, чем взрослые, температура кожи и тела по­вышается быстрее и в большей степени, сдвиги гемодинами­ки более выражены, восстановление более медленное. Регуля-торные механизмы у подростков менее совершенны, у них меньшие функциональные возможности. Диапазон колебаний температуры окружающей среды, с которыми «справляется» терморегуляция подростка, меньший, вследствие чего напря­жение и нарушение процессов терморегуляции появляются в юношеском возрасте при менее высокой температуре воздуха.

Хроническое действие нагревающего микроклимата, несмот­ря на менее длительный по сравнению со взрослыми контакт, вызывает ряд изменений в состоянии здоровья подростков. У них чаще развиваются неврологические расстройства в виде вегетативной дисфункции, астеновегетативного синдрома, из­менения функционального состояния сердечно-сосудистой системы с тенденцией к артериальной гипотензии, нарушению ритма и процессов метаболизма в миокарде. Чаще развиваются нарушения желудочно-кишечного тракта, явления гиповитами­ноза.

Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспо­собности у подростков «горячих» цехов выше, чем у их свер­стников других профессий: чаще возникают производственный травматизм, простудные заболевания, желудочно-кишечные и гнойничковые болезни кожи.

С пониженной температурой воздуха подростки могут кон­тактировать при обучении профессиям строительного профи­ля, судостроительным работам, на лесозаготовках, рыбных промыслах, в сырьевых цехах мясоперерабатывающей промыш­ленности. При действии холода хорошее самочувствие сохра­няется у подростков при температуре тела на 3—5 °С выше, чем у взрослых. Следовательно, при воздействии одних и тех же температур окружающей среды состояние дискомфорта наступает у подростков раньше. Все физиологические сдвиги при воздействии холода у них более выражены: значительно повы­шаются температура кожи, порог тактильной чувствительнос­ти, снижается мышечная выносливость. Увеличение теплопро­дукции при работе в условиях низких температур наступает у подростков по сравнению со взрослыми при менее низких показателях температуры и меньшей скорости движения воз­духа. Таким образом, охлаждение у подростков наступает быс­трее и при менее низких температурах окружающей среды.

Местное переохлаждение кистей рук вызывает у подростков, обучающихся в сырьевых цехах мясоперерабатывающей промыш­ленности, довольно быстрое (через 1—2 года) развитие заболе­ваний периферической нервной системы конечностей в виде начальных форм Холодовых вегетативных полиневритов верхних конечностей, вегетативных невралгий. Эти заболевания разви­ваются у подростков чаще и быстрее, чем у взрослых рабочих, занятых в аналогичных профессиях. Организм девушек значитель­но более чувствителен к переохлаждению, чем юношей.

Подростки подвергаются воздействию производственного шума при освоении профессий в судостроении, ткацком и куз-нечно-прессовом производстве, многих станочных профессий.

Установлена повышенная чувствительность организма подро­стков к воздействию шума всех параметров. Слуховой анализа­тор в юношеском и подростковом возрасте более чувствите­лен к шуму, чем в зрелом. Величина смещения порогов и вре­мя их восстановления находятся в прямой зависимости от интенсивности шума. Восстановление слуховой чувствительно­сти после действия шума у подростков идет более длительное время, чем у взрослых.

Данные биоэлектрической активности мозга подростков и функциональное состояние их слухового анализатора указыва­ют на выраженные неблагоприятные изменения: замедляются темпы возрастного развития ЦНС и снижается уровень ее фун­кционального состояния (в корковом представительстве слу­хового анализатора), снижается слуховая чувствительность. Воздействие на организм подростков 15—17 лет шума с уров­нем 96—105 дБ повышает чувствительность особенно после 3 ч работы (наибольшее повышение порога слуховой чувствитель­ности на частотах 4000 и 7000 Гц). При действии шума ПС-75, 80, 85, 90 у 16-летних подростков по сравнению с 17-летними наблюдаются более выраженные изменения функционального состояния организма подростков — слухового анализатора, ЦНС и сердечно-сосудистой системы.

При ежедневном воздействии интенсивного шума в течение рабочего дня у подростков могут произойти необратимые про­цессы в кохлеарном органе уже через 1—2 года. Таким обра­зом, уровни шума, являющиеся нормативными для взрослых, вредны для подростков. Подростки менее устойчивы к действию шума, чем взрослые.

Многие производства характеризуются значительным содер­жанием пыли в воздушной среде. Работа подростков в «пыле­вых» цехах должна быть ограничена, а в силикозоопасных про­фессиях — лицам моложе 20-летнего возраста запрещена. Ус­тановлена прямая зависимость между частотой «пылевой» па­тологии и возрастом начала работы с пылью. При одинаковых концентрациях пыли в воздухе рабочих помещений пневмоко-ниоз в молодом возрасте развивается быстрее и протекает более неблагоприятно, чем у лиц зрелого возраста. Наиболее ус­тойчивы к воздействию пыли лица 21—25 лет. Эксперименталь­ные данные также свидетельствуют, что склеротические реак­ции в легочной ткани у молодых животных появляются быст­рее, чем у взрослых.

Оценка внешнего дыхания у девушек-прядильщиц 15—17 лет показала, что уже через 3 ч после начала работы в цехе у них заметно снижаются жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мощ­ность воздушной струи на вдохе и особенно на выдохе, время произвольной задержки дыхания — проба Штанге. К концу рабочего дня снижение показателей становится еще более выраженным. Эти преходящие функциональные сдвиги, куму-лируясь, способствуют развитию более стойких изменений органов дыхания. У девушек-прядильщиц за сравнительно ко­роткий срок работы (до 3 лет) развиваются изменения слизи­стой оболочки верхних дыхательных путей субатрофического, реже атрофического характера. Частота заболеваний верхних дыхательных путей у них выше, чем у сверстниц, обучающих­ся станочным, радиотехническим и даже строительным спе­циальностям. Значительно чаще у подростков-прядильщиц от­мечаются бронхиты, иногда сопровождающиеся астмоидным компонентом.

Подростки обладают повышенной чувствительностью, в частности меньшей устойчивостью слизистой оболочки верх­них дыхательных путей к воздействию пыли.

Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, работа в хими­ческой промышленности законодательством запрещена. Однако обучение в училищах некоторым профессиям химического производства разрешено при условии, чтобы к началу произ­водственной практики в основных цехах учащимся было не менее 18 лет. К таким относятся ряд категорий работ в нефте­химической промышленности, производстве полимеров, ми­неральных удобрений, различных химических веществ.

Со многими химическими вредными веществами подрост­ки могут контактировать при обучении и работе в других от­раслях промышленности: строительстве (возможен контакт с органическими растворителями, нитросоединениями), судо­строении (окислы азота, соединения марганца, фтора, свинец), машиностроении (пары цветных металлов, смазочно-охлажда-ющая жидкость), радиотехнической промышленности (пайка свинецсодержащими сплавами), текстильной промышленнос­ти, резино-техническом производстве; полиграфии и др.

Многочисленными исследованиями установлено, что рабо­та подростков в условиях воздействия химических агентов, даже в допустимых концентрациях, небезразлична для их организ­ма и может приводить к возникновению отклонений в состо­янии здоровья, которые у взрослых, работающих в тех же ус­ловиях, отсутствуют.

Наблюдения показали, что у подростков, работающих в контакте с небольшими концентрациями свинца, отмечается повышенная чувствительность к этому яду. При сравнительно не длительном контакте (через 1—2 года) у многих развива­ются характерные изменения крови (анемия, ретикулоцитоз, базофильная зернистость), выделение гематопорфирина с мо­чой. Выявлено депонирование свинца в организме.

У подростков, обучающихся на производствах по выработ­ке минеральных удобрений, контактирующих с аммиаком и окислами азота, довольно быстро развиваются субатрофичес-кие катары верхних дыхательных путей, и их частота нараста­ет по мере увеличения времени работы в цехах. Частота пато­логии ЛОР-органов среди подростков этого производства край­не велика (59 %), что связано со специфическим раздражаю­щим действием аммиака и окислов азота на органы дыхания.

Установлена повышенная чувствительность (более чем в 3 раза) молодого организма к сероуглероду. У подростков, ра­ботающих в цехах искусственного и синтетического волокна, в которых концентрации сероуглерода в 6 раз ниже ПДК, в период 2-летнего наблюдения отсутствовали неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья. Это свидетельствует о допусти­мости работы подростков только в таких условиях — при низ­ких концентрациях сероуглерода в цехах.

На нефтеперерабатывающих заводах доминирующим факто­ром является воздействие на подростков предельных, непре­дельных и ароматических углеводородов в сочетании с серни­стыми соединениями в концентрациях, как правило, не пре­вышающих ПДК. Однако при этом были выявлены изменение реактивности организма, замедление физического развития, повышение показателей патологической пораженности и забо­леваемости с временной утратой трудоспособности.

У девушек, контактирующих с бензином в цехах, где кон­центрации его не превышают предельно допустимых (клейщи­цы-сборщицы резиновой обуви), уже к концу годичной рабо­ты в цехе развиваются отчетливые неблагоприятные измене­ния в состоянии здоровья: дисменорея (у 10 % наблюдаемых) и гипотензия, частота которой увеличивается за год в 10 раз. Низкие показатели артериального давления выявляются к концу годичной работы в цехе у 20 % подростков. Почти у Уз деву­шек, работающих в таком цехе, появляются функциональные изменения нервной системы (вегетативная дисфункция), но­совые кровотечения. Заболеваемость с временной утратой тру­доспособности у контактирующих с бензином выше, чем в других профессиональных группах девушек того же училища.

Экспериментальными исследованиями возрастной чувстви­тельности к химическим веществам установлена пониженная устойчивость молодого организма ко многим промышленным ядам: четыреххлористому углероду, бензину, дихлорэтану, сернистому газу, нитриту натрия. Причины и механизмы повы­шенной чувствительности подростков к химическим агентам до конца не изучены. Однако несомненно, что физиологичес­кие особенности подросткового возраста: снижение порога возбудимости ЦНС, неустойчивость эндокринных регуляций, повышенная вегетативная реактивность, большая скорость кровотока и легочной вентиляции — являются одними из важ­ных звеньев в цепи этих причин. Большое значение имеют также пониженная способность организма подростков к обезврежи­ванию этих веществ, большая чувствительность тканей орга­низма к химическим агентам. Даже при непродолжительном контакте подростков с химическими агентами в концентраци­ях ниже предельно допустимых наблюдаются неблагоприятные реакции неспецифического характера:

· снижение иммунобиологической реактивности;

· анемия;

· функциональные нарушения нервной и сердечно-сосуди­
стой систем;

· снижение темпов физического развития;

· аллергические реакции.

Таким образом, растущий организм не обладает достаточной способностью адаптироваться к химическим веществам, поэто­му целесообразно более «жесткое» гигиеническое нормирование содержания химических веществ в окружающей производствен­ной среде. Однако в настоящее время регламентация влияния химических веществ на организм детей осуществляется не ПДК, а сокращением времени, более поздним контактом с химичес­кими соединениями при освоении профессии.

Механизация и автоматизация производственных процессов не исключают ручного физического труда, а в ряде отраслей промышленности он по-прежнему занимает довольно большое место. Положительное влияние физического труда на организм является бесспорным фактом. Не представляет исключения в этом отношении и организм подростка. Однако при одинако­вой со взрослыми по тяжести и длительности физической на­грузке у подростков наблюдаются более высокие показатели ЧСС, снижения уровня диастолического давления, более дли­тельный период восстановления гемодинамики. У подростков менее совершенны и реакции аппарата внешнего дыхания: уси­ление легочной вентиляции при физической нагрузке проис­ходит у них чаще за счет увеличения частоты, а не глубины дыхания. При одинаковой со взрослыми нагрузке величина кислородного долга у подростков большая — следовательно, одна и та же работа достигается у них ценой больших усилий и энергозатрат, чем у взрослых.

У подростков отмечаются более раннее развитие утомления, сниженная выносливость при статическом напряжении. Эти особенности влияют на характер кривой их работоспособности в течение рабочего дня: небольшой период высокой работоспо­собности, снижающейся после 2,5—3 ч работы, резкое паде­ние производительности во второй половине дня и более про­должительный период ее восстановления.

Характер реакции организма подростков на физическую на­грузку при прочих равных условиях (состояния здоровья, внешней среды, в которой выполняется работа, и др.) зависит от возра­ста, пола и уровня физического развития подростка. У подрос­тков более младшего возраста физическая нагрузка вызывает большую напряженность функций сердечно-сосудистой и ды­хательных систем, большую возбудимость нервно-мышечного аппарата, у них более низкая эффективность энергозатрат.

В специфике реакции организма подростка на физическую нагрузку важную роль играют особенности нервной деятель­ности. Для ЦНС подростка характерны широкая генерализация возбудительного процесса и длительное его последствие.

Установлено, что напряжение одних и тех же групп мышц может приводить у подростков к довольно быстрому развитию хронических заболеваний в виде миалгии, миозита, тендоми-озита, миофасцита. Динамические наблюдения за подростка-

ми-строителями, прядильщицами, ткачами, электросварщика­ми свидетельствуют, что уже в течение 1—2 лет обучения у многих из них появляются характерные симптомы начальных явлений заболевания мышц работающей руки. У подростков-штукатуров миозиты, тендомиозиты, периартриты плечевого сустава могут диагностироваться через 1—3 года после начала освоения профессии. Характерно и то, что частота заболева­ний рук вследствие перенапряжения резко возрастает у под­ростков после окончания обучения и начала самостоятельной работы в цехах. Это совпадает и со значительным увеличением объема нагрузки в связи с требованиями, предъявляемыми к подросткам как к взрослым рабочим, и свидетельствует о по­вышенной чувствительности подросткового организма, в час­тности их мышечной системы, к локальному перенапряжению. Основные особенности реакций организма подростка на физическую нагрузку:

· большая (чем у взрослых) выраженность физиологичес­ких сдвигов, особенно сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем, большая мобилизация энергетических ресур­сов, даже при сравнительно меньших энерготратах;

· часто неадекватные объему и длительности физической нагрузки физиологические реакции систем, особенно гемодинамики;

· меньшая физическая работоспособность, выражающаяся в более продолжительном периоде врабатываемости, ко­ротком периоде устойчивой работоспособности, более бы­
стром наступлении утомления. Это отражает также неэко­номное функционирование систем в условиях физического напряжения, способствующее более быстрому истощению резервных возможностей организма подростка;

• длительный период восстановления физиологических реакций после нагрузки;

• отчетливые возрастно-половые различия — менее совершенные реакции у подростков младшего возраста (14-15 лет), у девушек в сравнении с юношами и у подрос­тков с отставанием физического развития;

• малая устойчивость мышечной системы верхних конечностей к систематическому мышечному напряжению. Это обусловливает быстрое перенапряжение ее и развитие про­фессиональных заболеваний работающей руки.

Адаптация подростков к профессионально-производственным факторам в процессе обучения также имеет особенности. Ди­намика физиологических показателей основных систем орга­низма подростков показывает, что в целом обучение в ПТУ соответствует их возрастным функциональным возможностям и не оказывает отрицательного влияния на их рост и развитие. Благоприятная динамика функционального состояния ЦНС, мышечной и сердечно-сосудистой систем наблюдается прак­тически во многих профессиональных группах в течение 1-го года обучения. У большого числа подростков регистрируются укорочение латентных периодов хронорефлексометрии, увели­чение объема перерабатываемой зрительной информации, уве­личение показателей мышечной выносливости, снижение ЧСС, сохраняется возрастная тенденция к некоторому повышению артериального давления. Эти изменения в основном отражают характер организации учебно-производственного процесса: на 1-м курсе большая часть времени отводится теоретическим дисциплинам, к освоению которых учащиеся подготовлены предшествующей учебой в школе, и овладение ими не вызы­вает значительного напряжения физиологических систем.

Общая положительная направленность изменений функцио­нального состояния подростков в процессе обучения не исклю­чает неблагоприятной динамики физиологических показателей у учащихся профессиональных групп. Так, у будущих химиков и металлургов уже на 1-м курсе отмечается менее благоприят­ная динамика ряда показателей: снижаются объем перерабаты­ваемой зрительной информации и мышечная выносливость.

На 2-м году обучения неблагоприятная динамика физиоло­гических показателей отмечается значительно чаще, что отра­жает увеличение суммарной нагрузки и изменение ее характера в этот период. У всех учащихся в конце года (особенно в пери­од летней практики) регистрируются сниженные показатели мышечной выносливости, объема перерабатываемой информа­ции, отмечается тенденция к повышению ЧСС. Наиболее вы­раженные сдвиги функциональных систем на 2-м курсе обуче­ния выявляются в группах учащихся-металлургов и химиков. На 3-м курсе динамика физиологических показателей более стабиль­ная: изменения функционального состояния в дни практики менее выражены, что связано с повзрослением подростков и определенной адаптацией их к условиям производства.

Итак, выраженные изменения физиологических систем, свидетельствующие о значительном напряжении функциональ­ного состояния, отмечаются у учащихся ПТУ химического и металлургического профилей.

Адаптация к обучению сопровождается существенными сдви­гами в физиологических системах. При этом они тем более су­щественны, чем активнее и сложнее комплекс профессиональ­но-производственных факторов. В основе совершенствования функционирования физиологических систем учащихся к кон­цу обучения лежат как возрастные изменения, так и процес­сы адаптации к комплексу учебно-производственных факторов.

Вопрос о том, какой из этих механизмов играет более важ­ную роль, имеет принципиальное значение как для теории гигиены профессионального обучения и труда подростков, так и для практики здравоохранения и профтехобразования, прежде всего при определении минимального возраста начала обуче­ния подростков в ПТУ различного профиля и сроков обуче­ния в них, а также при решении проблемы привлечения под­ростков разного возраста к производственному труду в народ­ном хозяйстве.

Согласно концепции профессора И.ААрнольди, в процессе развития приспособительных реакций на неблагоприятные фак­торы у подростков различают 3 фазы: первая характеризуется напряжением всех систем, в первую очередь тех, на которые направлено основное действие агента, и отражает повышен­ную чувствительность организма подростков; для второй ти­пично снижение чувствительности к воздействию фактора, вследствие чего реакции становятся более умеренными и от­ражают процесс становления приспособления организма; тре­тья — характеризуется стабилизацией процесса, отсутствием выраженной динамики сдвигов, что может рассматриваться как наступление адаптации.

Для объяснения физиологических и патологических изме­нений в организме при различных видах деятельности, осуще­ствляемых в иерархии функциональных систем организма че­ловека, широко используется гипотеза бинарной регуляции дея­тельности человека [Рудный Н.М. и др., 1979; Давиденко Д.Н., 1984]. Согласно этой гипотезе, помимо общесистемной регу­ляции, обеспечивающей формирование и работу единой фун­кциональной системы выполнения определенного вида деятель­ности, существуют относительно независимые механизмы ре­гуляции^ двух подсистем: процесса деятельности и базовых физиологических функций. Первый механизм осуществляет формирование способа выполнения действий, второй обеспе­чивает гомеостатические и адаптационные изменения физио­логических систем.

Выделяют 4 типа взаимодействия этих механизмов и соот­ветственно 4 фазы изменения работоспособности и функцио­нального состояния организма. Первая фаза — относительно независимого функционирования двух подсистем, вторая — первично-компенсирующего взаимодействия, когда снижают­ся менее значимые показатели деятельности или, наоборот, ухудшается состояние отдельных физиологических систем в интересах достижения приоритетных задач либо обеспечения адекватного состояния наиболее важных для жизнедеятельно­сти функций. Эта фаза характерна для функционального состо­яния организма многих подростков и позволяет объяснить тот индивидуальный разброс данных о функциональном состоянии физиологических систем организма подростков, который ис­следователи нередко регистрируют в процессе своих исследо­ваний: у одних детей снижается результативность учебной де­ятельности при нормальном уровне функционирования физи­ологических систем, у других на фоне положительных результатов освоения профессии рано регистрируются существенные сдвиги в основных органах и системах.

В третьей фазе вторично-компенсирующего взаимодействия происходят общее снижение работоспособности и перестрой­ка приспособительно-компенсаторных механизмов регулирова­ния на новый, резервный уровень. Именно переход в эту фазу чреват развитием переутомления, предпатологических состоя­ний у подростков и формированием повышенного уровня за­болеваемости. Четвертая фаза — декомпенсация, когда в «ин­тересах» одной из подсистем происходит «отключение» или нарушение регуляции второй подсистемы. Уход части подрос­тков из училищ обусловлен именно развитием этой фазы, так как им очень тяжело физически осваивать профессию, или формированием у них заболеваний, требующих длительного лечения и оформления академического отпуска. К сожалению, у подростков, осваивающих рабочие профессии, изменения, регистрируемые в основных физиологических системах, нередко укладываются во все указанные фазы. Это подтверждается и ди­намикой показателей состояния здоровья подростков. К концу 1-го года обучения среди тех, кто осваивал профессии хими­ческого и металлургического профилей, число здоровых лиц (I и II группы здоровья) уменьшается с 96 до 81 %, среди учащихся ПТУ машиностроительного профиля — с 79 до 72 %. К концу 2-го года обучения в динамике распределения учащихся по группам здоровья по сравнению с концом 1-го курса существенных изменений не происходит. Исключение со­ставляют учащиеся ПТУ химического профиля, среди которых число практически здоровых продолжает уменьшаться. К кон­цу 3-го курса наиболее благоприятные показатели в распреде­лении учащихся по группам здоровья отмечаются в ПТУ сель­скохозяйственного профиля. Не происходит существенных из­менений этого распределения среди учащихся-машинострои­телей. Неблагоприятная динамика выявляется в металлургичес­ких и горных ПТУ. Среди этих учащихся число лиц, страдаю­щих хроническими заболеваниями, увеличивается к концу 3-го курса более чем в 4 раза. В группе подростков, обучаю­щихся профессиям химического профиля, число хронических больных к концу обучения увеличивается более чем в 2 раза.

Анализ данных о степени напряжения функционального состояния организма и работоспособности учащихся, состоя­нии их здоровья в училищах различного профиля и с различ­ными сроками обучения позволяет выделить основные группы биологических и учебно-производственных факторов, влияющих на особенности приспособительных реакций подростков в ответ на комбинированное воздействие учебных и профессионально-производственных нагрузок. К ним относятся возрастно-поло-вые особенности учащихся; индивидуальные особенности орга­низма подростков, определяющие их функциональную готовность к профессиональному обучению; условия учебно-произ­водственной среды; организация режима учебно-производствен­ной деятельности.

Менее адекватные реакции на внешние раздражители под­ростков по сравнению со взрослыми обусловлены различной степенью морфофункциональной зрелости основных систем. У 15-летних подростков самый низкий уровень силы нервной системы, низкая подвижность нервных процессов и выражен­ное преобладание возбудительного процесса над тормозным. Девушки отличаются от юношей более низким уровнем силы нервной системы, преобладанием процессов торможения над возбуждением.

Возрастные и половые различия чувствительности неодина­ковы для разных анализаторов: быстрота зрительного различе­ния у подростков обоего пола с возрастом улучшается; при этом у юношей она выше, чем у девушек; тактильная чувствитель­ность одинакова у юношей и девушек разного возраста; про-приоцептивная чувствительность у юношей характеризуется значительным ухудшением в 16-летнем возрасте, у девушек же она снижается в возрасте 17—18 лет и старше. Все это свиде­тельствует о незавершенности созревания мозговых структур подростков.

Чем младше подросток, тем менее совершенны механизмы центральной регуляции, направленные на поддержание гомеоста-тического равновесия. Поэтому ответные реакции младших под­ростков на воздействие среды носят более генерализованный ха­рактер, включают выраженный вегетативный компонент, и «физиологическая стоимость» этих реакций для организма зна­чительно больше.

При обучении в условиях учебно-производственной среды, соответствующей нормативным, динамика всего комплекса психофизиологических показателей подростков не имеет суще­ственных возрастных различий. В условиях превышения ПДК, ПДУ для одного или нескольких факторов выявляются четкие возрастные различия. Половые различия имеют обратную за­висимость. В благоприятных условиях обучения отмечаются раз­личия в реакциях юношей и девушек. У девушек выявляется достоверное и более выраженное ухудшение физиологических показателей. При обучении в неблагоприятных условиях среды выраженность половых различий становится меньшей. Однако это происходит не за счет улучшения функционального состо­яния девушек, а за счет большей выраженности сдвигов у юношей.

Важную роль играют индивидуальные особенности подрос­тков в системе их взаимоотношений с учебной и производ­ственной средой. Установлено различное влияние профессио­нально-производственных факторов на организм подростка в зависимости от исходного состояния здоровья. Одни и те же производственные факторы у подростков I группы здоровья в сочетании с высоким уровнем развития их адаптационных ме­ханизмов приводят к еще большему укреплению их здоровья и оптимизации функционального состояния. Иначе эти же факторы действуют на учащихся III, а иногда и II групп здо­ровья. У них в динамике обучения нарастает частота неблаго­приятных изменений нервной и сердечно-сосудистой систем, снижается слуховая чувствительность (среди учащихся ПТУ ткацкого профиля), растет заболеваемость с временной утра­той трудоспособности. Установлено, что динамика работоспо­собности и функционального состояния молодых работниц в течение 1-го года самостоятельной работы также во многом определяется исходным (при поступлении в ПТУ) состояни­ем их здоровья.

Существенную роль играет биологическая зрелость подрост­ка в адаптации ко всему комплексу учебно-производственных факторов. Биологически «незрелые» подростки отличаются от своих сверстников более низкими показателями спирометрии, динамометрии, длины и массы тела, более высоким уровнем острой и хронической заболеваемости.

II Отставание от сроков возрастного развития является важным фактором риска для учащихся ПТУ.

При оценке адаптации подростков к профессиональному обучению должны также учитываться индивидуальные особен­ности высшей нервной деятельности. Изменения нервной и сердечно-сосудистых систем при монотонно-конвейерном про­изводстве более выражены у низковозбудимых лиц. Изменения картины крови, функционального состояния слухового анали­затора, динамика заболеваемости в процессе обучения, напро­тив, чаще отмечались у девушек с высоким уровнем возбуди­мости. Все это свидетельствует о сложности влияния комплек­са факторов производственного обучения: учащиеся с повы­шенным исходным уровнем возбудимости более устойчивы к монотонии, с пониженным — к факторам производственной среды. Оптимальный характер реагирования наблюдается у уча­щихся, отнесенных по уровню возбудимости ЦНС к средней группе.

Уровень индивидуальных профессионально важных качеств коррелирует с успешностью овладения профессией, а также имеет большое значение в физиологической адаптации к фак­торам учебно-производственной среды. Степень профессиональ­ной пригодности влияет на динамику функционального состо­яния не только в процессе обучения в ПТУ, но и в течение первого года самостоятельной работы на производстве. У тка­чих с более высоким исходным уровнем развития профессио­нально важных качеств сменная нагрузка на первом году ра­боты вызывает менее выраженные сдвиги хронорефлексометрии, артериального давления, умственной и физической ра­ботоспособности.

Важной группой факторов, влияющих на особенности адап­тации подростков к профессиональному обучению, являются условия учебно-производственной среды. Место проведения про­изводственного обучения оказывает выраженное влияние на реакции организма подростков. При проведении производствен­ного обучения в цехах базовых предприятий неблагоприятные реакции основных физиологических систем выявляются в 1,5— 2 раза чаще, чем при обучении в учебных мастерских. Степень распространенности этих неблагоприятных реакций тем выше, чем в более раннем возрасте начинается производственное обучение на предприятиях. Производственное обучение, про­водимое на промышленных предприятиях химического, метал­лургического и ткацкого профилей с выраженными неблаго­приятными условиями труда, способствует появлению небла­гоприятных реакций организма учащихся в 3—5 раз чаще, чем на предприятиях машиностроительного профиля (в цехах хо­лодной обработки металла). Это проявляется в существенных и достоверных различиях распространенности снижения мы­шечной выносливости, увеличении показателей хронорефлек-сометрии, нарушении дифференцировочных реакций среди уча­щихся-химиков по сравнению с подростками, обучающимися в ПТУ машиностроительного профиля (рис. 5.7). Различия в реакциях учащихся ПТУ разного профиля выявляются уже на 1-м курсе, но наиболее четкая разница в распространенности неблагоприятных сдвигов наблюдается на 2-м и особенно на 3-м курсах.

Углубленный анализ реакций физиологических систем у учащихся позволяет выявить наиболее «загруженные» системы, что отражает воздействие профессионально-производственных нагрузок, свойственных профилю ПТУ. Так, у ткачих отмеча­ется наибольшая распространенность тахикардии и гипертен-зивных реакций в динамике рабочего дня, что отражает ин­тенсивный характер трудовой нагрузки и высокую степень на­пряженности труда. У учащихся ПТУ радиоэлектронного про­филя к концу обучения наблюдаются достоверное снижение ЧСС и тенденция к снижению артериального давления. Это отражает влияние монотонности и гипокинезии, характерных для труда радиомонтажников. В группе металлургов к концу обу­чения отмечаются изменения в сердечно-сосудистой системе, проявляющиеся достоверным увеличением ЧСС и склонностью к гипотензии. Рост числа подростков с гипотензией в ПТУ химического профиля является одним из ведущих симптомов воздействия ряда химических веществ на организм.

Ранжирование профессиональных групп учащихся по степени неблагоприятного влияния комплекса профессионально-про­изводственных факторов на работоспособность и состояние физиологических систем в динамике обучения позволяет сле­дующим образом распределить группы училищ: химического, металлургического и горного, ткацкого, радиоэлектронного, машиностроительного профилей и сельского хозяйства.

Особенности адаптации подростков к воздействию профес­сионально-производственных факторов являются основой диф­ференцированного подхода при разработке гигиенических ре­комендаций для различных профессиональных групп. Основные закономерности и тенденции влияния профессионально-про­изводственных факторов на организм подростков позволяют научно обоснованно рекомендовать пути оптимизации условий их профессионального обучения.

Реализация системного подхода в решении гигиенических проблем профессионально-технического образования требует соблюдения ряда гигиенических принципов, которые должны быть положены в основу профессионального обучения подро­стков и разработки практических рекомендаций для ПТУ раз­личного профиля: гигиеническое нормирование учебно-произ­водственных факторов, физиолого-гигиеническое обоснование учебно-производственного режима профессионального обуче­ния подростков, санитарно-гигиенический контроль за профес­сиональным обучением подростков, проведение лечебно-оздо­ровительных мероприятий.

Специальное гигиеническое нормирование для подростков в настоящее время имеется лишь относительно отдельных, раз­розненных профессионально-производственных факторов. Так, возрастные различия реакций организма на физическую нагруз­ку диктуют необходимость научного обоснования норм подъема тяжестей подростками, что и было сделано специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН (табл. 5.3).

В условиях воздействия низких температур реакции терморе­гуляции у подростков менее совершенны, чем у взрослых. Это обусловливает необходимость создания физиологически обосно-! ванных нормативов метеорологических условий, в частности допустимых низких температур для работы подростков (табл. 5.4).

В связи с меньшей устойчивостью подростков к шуму тре­буется установление в качестве безвредных уровней шума в 60 и 65 дБ при частоте 1000—2000 Гц. При соблюдении этих ги­гиенических нормативов состояние здоровья подростков не ухудшается. Разница норм шума для подростков и взрослых на различных частотах составляет 12—15 дБ (табл. 5.5).

Однако соблюдение этих норм для подростков при совре­менном оснащении производства и технике шумопоглощения очень затруднено, а в ряде производств невозможно. В этих случаях предусмотрена различная длительность работы подро­стков в шумных цехах в зависимости от интенсивности шума и возраста подростков (табл. 5.6).

С повышением интенсивности шума сокращается время контакта подростков с этим неблагоприятным фактором, вплоть до 30 мин в день. Остальное время подростки могут выполнять другую работу в нешумных цехах. В производстве с уровнем шума 95 дБ и более подростки работать не должны.

При гигиеническом нормировании нагрузки руководствуют­ся следующими основными положениями:

· соответствие суммарной учебно-производственной нагрузки возрастно-половым и функциональным возможностям организма;

· дифференцированный подход к возрасту приема в ПТУ и возрасту первого контакта с производственными усло­виями в зависимости от действующего комплекса учеб­
но-производственных факторов.

Переход подростков из общеобразовательной школы в учеб­ные заведения профессионально-технического и среднего спе­циального образования сопровождается изменением привыч­ного для них режима дня, в первую очередь режима учебных занятий. В учебном году исключаются весенние и сокращаются летние каникулы, увеличиваются доля физического труда и вероятность контакта с неблагоприятными факторами произ­водственной среды. Для части подростков поступление в учеб­ное заведение связано с изменением места жительства, пре­быванием в общежитии, нарушением всего уклада жизни. При этом особое значение приобретают рациональный режим обу­чения подростков и режим дня в целом.

Суммарная учебно-производственная нагрузка нередко пре­вышает функциональные возможности учащихся ПТУ и ведет к значительному сни>- нию работоспособности от начала к концу недели. Недельная нагрузка должна составлять 36 учеб­ных часов. На I—II курсах больше времени отводится теорети­ческим занятиям — 28 и 24 ч в неделю, включая два урока физической культуры. На практические занятия отводится со­ответственно 6 и 12 ч. На III курсе это соотношение уравнива­ется и составляет 18 ч теории и 18 ч практики. В конце I и II

курсов предусмотрена 3-недельная учебно-производственная практика по 6 ч в день. В конце обучения на III(IV) курсе уча­щиеся проходят предвыпускную производственную практику на штатных рабочих местах в течение 14—16 нед, после которой сдают квалифицированные экзамены и получают разряд.

Разные по своему характеру занятия оказывают на организм разнонаправленное влияние: теоретические ограничивают дви­гательную активность и способствуют развитию гипокинезии, практические — повышают двигательную активность, могут ни­велировать эти неблагоприятные моменты.

Особое значение для создания оптимальной работоспособно­сти и лучшего усвоения знаний и практических умений име­ет рациональное сочетание в структуре учебной недели те­оретических и практических занятий. Важную роль играет также не проведение производственного обучения в конкрет­ные дни недели, а величина интервала между днями произ­водственного обучения, необходимая для выработки профес­сионального навыка при сохранении высокого уровня работо­способности.

В расписании учебной недели предусматривается равномер­ное распределение занятий по каждому предмету с определен­ными интервалами, что создает необходимый ритм учебного процесса. Таким оптимальным интервалом являются 1—2 дня. С увеличением его до 3 дней и более пройденный материал забывается и учащиеся вынуждены усваивать его заново. Это делает процесс обучения более напряженным и менее эффек­тивным. Однако общие подходы, как правило, требуют кор­ректировки в зависимости от количества часов практики в неделю, т.е. от курса обучения и профиля подготовки.

Для профессий, исключающих контакт с профессиональны­ми вредностями, при 6 ч практики в неделю на I курсе целе­сообразно проводить ее по 3 ч в разные дни недели с интер­валом 1—2 дня. Если практика предусмотрена 1 раз в неделю по 6 ч, то рекомендуется ее ставить в расписание в среду или четверг, чтобы обеспечить переключение деятельности.

На II курсе в условиях мастерских училища практика про­водится по 6 ч в течение 2 дней с интервалом 1—2 дня. При переходе на базовое предприятие и с увеличением часов прак­тики до 18 ч в неделю она может проводиться по 2 или 3 дня подряд (например, практика, практика, теория, практика теория, теория). Эта рекомендация связана с изменением х\ рактера практики. Учащиеся начинают получать задания, выполнения которых требуется более длительное время, поз му частые перерывы и необходимость постоянной переадапта­ции нарушают рабочий стереотип, отрицательно влияют на работоспособность и успешность обучения.

В отношении работы с большими физическими нагрузкам организация практики в течение нескольких дней подряд счи­тается нерациональной.

Для профессий и работ, связанных с тяжелыми и вредны­ми условиями труда, следует использовать на протяжении всех лет обучения режим, при котором практика и теория сочета­ются в течение одного дня (4 ч практики и 2 ч теории). Это обусловлено директивным ограничением пребывания учащих­ся, не достигших 18 лет, в условиях такого производства в течение 4 ч.

Для училищ сельскохозяйственного профиля на I и II кур­сах обучения целесообразно недельное чередование практичес­ких и теоретических занятий.

Режим теоретических занятий предусматривает в первую очередь рациональное расписание уроков, которое должно строиться на основе общих гигиенических принципов и с уче­том специфики обучения. Особое значение имеет равномерное распределение в течение недели разных предметов — специ­альных, гуманитарных, естественно-математических, уроков физической культуры. Нерационально проведение в течение целого дня однотипных предметов (только специальных или только гуманитарных), а также сдвоенных уроков физической культуры (кроме лыжной подготовки и плавания). Режим про­изводственного обучения является одним из актуальных воп­росов профессионально-технического образования.

Основные гигиенические требования к режиму производ­ственного обучения:

· постепенность перехода от общеобразовательной школ к режиму труда, принятому на данном производстве;

· постепенность увеличения объема нагрузок и длительности их воздействия на организм;

· ограничение контактов с неблагоприятными факторами производственной среды.

Необходимы также мероприятия, направленные на предуп­реждение раннего контакта подростков с неблагоприятными факторами производства. Одним из них является проведение практических занятий на I курсе, включая 3-недельную прак­тику, только в мастерских училища, условия которых соответ­ствуют гигиеническим требованиям. В ПТУ горного профиля учебно-производственная практика должна проходить на базе училища в течение первых 3 лет обучения, так как работа лиц моложе 20 лет в горных выработках и местах, опасных в отно­шении развития пневмокониоза, запрещена.

Причиной раннего выхода учащихся на производство чаще всего является плохая оснащенность мастерских и лабораторий, что не позволяет в полной мере отрабатывать профессиональ­ные навыки в школе. Поэтому учебные мастерские должны соответствовать не только гигиеническим требованиям по пара-

метрам среды (освещение, микроклимат и др.), но и педагоги­ческим требованиям (специальные тренажеры, контрольно-из­мерительные приборы, технические установки вплоть до учеб­ных конвейеров, учебные полигоны разного назначения и др.).

Расписание рабочего дня должно обеспечивать постепенный переход от режима школы к режиму труда на производстве. Для этого на первом этапе предусматриваются небольшие перерывы длительностью 10 мин после 45—50 мин работы. Второй этап — переходный, с перерывами через 1,5—2 ч, третий — заключительный, совпадает с режимом данного производства, но с более ранним (после 3 ч работы) обеден­ным перерывом.

Большое значение для построения труда подростков имеет! определение оптимальной длительности непрерывной работы, \ дополнительных кратковременных перерывов для отдыха, ко­личества этих перерывов и условия их проведения. Характер перерывов определяется спецификой труда и условиями про­изводственной среды. При работах с физическими нагрузками в неблагоприятных метеорологических условиях (ткацкое про­изводство, металлургия) во время перерывов рекомендуется пассивный отдых в положении сидя или полулежа. При рабо-' тах, связанных с монотонностью, гиподинамией, вынужден-! ной рабочей позой, напряжением отдельных анализаторов, ' необходим активный отдых с включением физических упраж­нений. Перерывы должны проводиться вне рабочих помещений в комфортных условиях, особенно на производствах, где воз­можен контакт с неблагоприятными факторами.

Санитарно-гигиенический контроль за режимом обучения в ПТУ — важная составная часть организации и проведения профессионального обучения подростков. Он должен осуще­ствляться как специалистами санитарно-эпидемиологичес­кой службы, так и учебным заведением (в рамках производ­ственного контроля).

При изучении документации, отражающей организацию ре­жима, особое внимание уделяется расписанию занятий учащих» I курса обучения, а также по профессиям, связанным с т; лыми условиями труда. Анализ трудового договора училищ, базовым предприятием включает оценку достаточности и вильности всех мероприятий по организации режима тру, отдыха учащихся во время производственной практики.

При непосредственном контроле за режимом обучения оо бое внимание должно уделяться соблюдению норм длительно­сти малых перемен и обеденного перерыва, проведению ввод­ной и производственной гимнастики, рациональному постро­ению процесса труда во время учебной производственной прак­тики в мастерских.

Контроль за режимом производственной практики на базо­вых предприятиях, соблюдением законодательства о труде под­ростков входит в обязанности врачей по гигиене труда цент­ров государственного санитарно-эпидемиологического надзо­ра. Однако эта работа окажется во многом успешнее, если между врачами по гигиене труда и гигиене детей и подрост­ков будут установлены тесный контакт и взаимная информа­ция, в частности информация о сроках проведения производ­ственной практики, профиле подготовки учащихся старших курсов, числе учащихся, работающих на той или иной базе. Этой информацией в большей степени располагают врачи по гигиене детей и подростков.

Санитарно-гигиенические обследования могут касаться как отдельных компонентов (теоретические занятия, практика, сочетание их в недельном цикле, организация питания), так и типов учреждений в целом (ПТУ, техникум, вечернее отде­ление).

Госсанэпиднадзор имеет большое значение для профилак­тики интоксикаций. При этом необходимо учитывать, что без­вредные условия труда для подростков можно обеспечить лишь в том случае, если концентрации токсичных веществ значи­тельно ниже предельно допустимых — примерно в 3—4 раза. Об этом убедительно свидетельствуют данные в отношении сероуглерода и сернистого газа. В случае невыполнимости это­го условия труд подростков в таких цехах должен быть запре­щен. В большей мере это касается цехов, в которых концент­рации химических веществ превышают допустимые.

Важное место в гигиенических требованиях к профессио­нальному обучению подростков занимают медицинская профес­сиональная ориентация на основе учета хронологического и биологического возраста, состояния здоровья и индивидуаль­ных особенностей организма и медицинские осмотры подрост­ков, обучающихся в ПТУ. Прежде всего необходимы тщатель­ное предварительное медицинское освидетельствование подрост­ков, поступающих на обучение профессиям, связанным с влия­нием неблагоприятных профессионально-производственных факторов и правильное решение вопросов профессиональной пригодности. Кроме того, с целью раннего выявления измене­ний в состоянии здоровья и своевременного перевода на обу­чение другим профессиям проводятся также периодические медицинские осмотры подростков, обучающихся таким про­фессиям.

Должно предусматриваться и контролироваться проведение комплекса оздоровительных мероприятий: ежедневная витами­низация пищи, профилактическое ультрафиолетовое облуче­ние, пребывание на открытом воздухе не менее 3 ч в день в сочетании с двигательной активностью, сбалансированное питание.

5.4. МЕДИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ

Решение вопросов профессиональной ориентации ставит! перед гигиенистами, врачами, педагогами и психологами за-[ дачу поиска реальных путей для возможно более ранней и| эффективной системы определения профессиональной направ-1 ленности молодежи.

Формирование профессиональной направленности челове-1 ка происходит в школьные юношеские годы. В подростковом) возрасте расширяется круг интересов и склонностей, появля-| ется стремление к участию в труде. Необходимость и возмож­ность ранней профориентации не вызывает сомнений в плане профессионального просвещения, развития профессионального самосознания, формирования личностных качеств, необходи­мых для сознательной трудовой деятельности, так как 14— 15 лет — возраст интенсивного формирования интегративных качеств личности, осознания собственного «я», зарождения осмысленных жизненных планов, резких смен интересов, при-1 вязанностей, ценностных представлений.

Наибольшая интенсивность формирования профессиональных] склонностей у школьников отмечается в период от 12 до 13 лет. [ Профессиональные склонности приобретают стабильный харак­тер в возрасте 14—15 лет (табл.5.7). У девочек 1-е ранговое место занимает деятельность типа «человек — природа», 2-е — «че­ловек — художественный образ», третье — «человек — чело­век»; у мальчиков — соответственно «человек — техника», «человек — природа», «человек — человек».

Профессиональные склонности в большей степени определяются \ полом, а зрелостьвозрастом.

В настоящее время отмечается возрастание роли профори­ентации, которая должна пронизывать всю систему непрерыв­ного образования.

Профориентация — это многоаспектная научно обоснован- I ная система воздействия на школьника с целью оказания ему \ помощи в выборе профессии.

При проведении профориентации в школе должны учиты­ваться желания учащихся, состояние их здоровья, индивидуаль­но-типологические особенности личности, а также потребнос­ти общества. Одним из важнейших принципов профориентации является создание условий свободного выбора профессии.

Наиболее важные проблемы профориентации:

· определение потребностей общества в специалистах раз­
личного профиля и квалификации;

· установление особенностей профессий с точки зрения
требований, предъявляемых к определенным качествам человека, которые обеспечивают успех в освоении про­фессий;

· изучение психофизиологических и других качеств лично­сти и определение соответствия их требованиям профес­сий, т.е. выявление наилучшего соответствия индивиду­ально-типологических особенностей людей тем или иным видам труда;

· оценка состояния здоровья школьников и молодежи для обеспечения соответствия его избираемой профессии с целью сохранения и укрепления в процессе трудовой деятельности.

Разрешение трех последних проблем составляет непосред­ственную задачу медико-физиологической профессиональной кон­сультации. Гигиенической наукой создан фундамент, обеспе­чивающий качественное проведение медико-физиологической профессиональной консультации, являющейся существенней­шим разделом профориентационной работы. Он включает оцен­ку современных условий труда в наиболее массовых профес­сиях; требования, предъявляемые ими к организму работаю­щих (санитарные характеристики и профессиограммы); прин­ципы группировки профессий для целей профориентации, ус­тановление закономерностей и тенденций развития у школь­ников психофизиологических функций и качеств, лежащих в основе овладения профессией; принципы проведения врачеб­ной профессиональной консультации и профессионального отбора школьников с отклонениями в состоянии здоровья; обо­снование возможности активного формирования профессио­нальной пригодности подростков и определение основных понятий и терминов по этой проблеме.

Профессиональная пригодность — наиболее полное соответ­ствие функциональных возможностей организма требовани­ям, предъявляемым профессией как в плане преимуществен­ного использования наиболее развитых функций, так и в плане охраны функционально неполноценного органа или системы.

Профессионально пригодный подросток способен успешно овладеть профессией за время обучения, совершенствоваться в ней при работе и работать длительное время без ущерба для здоровья.

Значение и необходимость врачебной профессиональной консультации обусловлены тем, что многие подростки в той или иной степени ограничены в выборе профессий из-за от­клонений в состоянии здоровья, в связи с наличием у них хронических заболеваний, дисфункций. Около 50 % учащихся 8—10-х классов ограничены в свободном выборе профессии. Наиболее частыми причинами такого ограничения являются от­клонения в состоянии зрительного анализатора (близорукость, дальнозоркость), требующие ношения очков, что допустимо не на всех работах. Серьезными причинами ограничения в выборе профессии являются заболевания и отклонения со сто­роны опорно-двигательного аппарата и нервной системы, за­нимающие среди причин ограничений соответственно второе и третье места.

Состояние здоровья — важный фактор, в большой степени определяющий выбор профессии. Формирование профессиональ­ных интересов без учета возможностей организма приводит в дальнейшем к обострению имеющихся заболеваний, созда­ет предпосылки для инвалидности.

Основная сущность рекомендации подросткам при том или ином виде деятельности заключается в том, чтобы труд не только не оказывал отрицательного влияния на их здоровье, но и стимулировал бы дальнейшее улучшение их физического развития и обеспечивал оптимальные условия для высокой производительности труда. Врач должен, основываясь на инте­ресе ученика к профессии, определить его пригодность к ней с учетом состояния здоровья.

В соответствии с законодательством Российской Федера­ции все подростки, поступающие на работу или профессио­нальное обучение, проходят полное медицинское обследование. Только после освидетельствования подросток получает зак­лючение о профессиональной пригодности к избранной про­фессии.

Профессиональный отбор ставит перед врачом конкретные задачи: он призван решить вопрос о годности человека ки> бранной им профессии по состоянию здоровья. В конкретны \ условиях деятельности врач призван ответить на вопрос «да» либо «нет», учитывая при этом многие факторы, основными из которых являются характер и условия труда в избранной профессии, известные научные данные о возможном влиянии их на состояние патологического процесса и, наконец, возмож­ность освоения профессии при наличии определенных дефектов в состоянии здоровья. Это и составляет главные принципы определения профессиональной пригодности, осуществляемого врачом.

Противопоказания к выбору профессий определяются преж­де всего характером заболевания и тяжестью его течения.

Для каждого заболевания может быть несколько противо­показанных профессионально-производственных факторов. Например, при болезнях нервной системы противопоказаны нервно-эмоциональное напряжение, шум, вибрация, неблаго­приятный микроклимат, контакт с токсичными веществами. Для правильного и более объективного решения вопроса о про­фессиональной пригодности лиц с отклонениями в состоянии здоровья подростковый врач пользуется утвержденным Мин­здравом РФ перечнем медицинских противопоказаний к при­ему подростков на работу и профессиональному обучению. Перечень медицинских противопоказаний является официаль­ным документом при врачебном заключении о профессиональ­ной пригодности подростка. В настоящее время разработаны санитарные характеристики профессий и перечни медицинс­ких противопоказаний и показаний к приему подростков на профессиональное обучение, содержащие данные по 2000 про­фессий.

По результатам целевого медицинского осмотра и с учетом данных динамического наблюдения, содержащихся в медицин­ской документации, составляется заключение о профессиональ­ной пригодности к избранному профилю трудового обучения. Дан­ные врачебного заключения являются основой для професси­онального отбора по медицинским показаниям при поступле­нии на работу или обучении подростков.

Врачебная профессиональная консультация призвана выб­рать для подростка из многих профессий те, которые являют­ся более подходящими по состоянию здоровья, т.е. рекомен­довать профессии, максимально соответствующие функцио­нальным возможностям целостного организма, состоянию фи­зического и психического развития. Подростки только вступа­ют в трудовую жизнь, еще не остановили своего выбора на какой-либо профессии, не имеют определенных профессио­нальных намерений, поэтому основным направлением работы врача при профессиональной ориентации является врачебная профессиональная консультация, а не отбор. Различия между профессиональным отбором и профессиональной консультаци­ей очевидны: при первом — человек подбирается для профес­сии, при второй — профессия для человека.

Условия полноценного осуществления врачебной професси­ональной консультации:

• достаточная осведомленность врачей об особенностях подросткового возраста и их значении;

· проведение медицинского освидетельствования, исходя
прежде всего из требований профессиональной консультации;

· знание врачом характера и условий труда в различных
наиболее массовых профессиях и возможного влияния их
на растущий организм и течение некоторых заболеваний;

· знание и правильное использование врачом действующих
перечней медицинских противопоказаний для обучения
в учебных заведениях различных систем;

· осведомленность по нормативно-правовым актам в обла­сти охраны труда подростков.

В связи с увеличением количества детей, относящихся к III группе здоровья, особую актуальность приобретают вопросы профессиональной пригодности подростков с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями. При реше­нии этих вопросов учитываются особенности течения заболе­ваний и состояний в условиях конкретной трудовой деятель­ности, т.е. при воздействии тех или иных неблагоприятных фак­торов труда.

Ведущим принципом профессиональной консультации лиц с различными заболеваниями является рекомендация профес­сии, которая не ухудшила бы имеющиеся отклонения в состо­янии здоровья, а содействовала их компенсации и повышению неспецифической резистентности организма. Врачебный прин­цип «не вредить» следует понимать как необходимость трени­ровать организм при сниженных функциональных возможнос­тях: щадить больной орган и максимально использовать раз­витые функции.

Наблюдаемые в подростковом возрасте временные, прехо­дящие функциональные сдвиги под влиянием различных про­фессионально-трудовых воздействий могут фиксироваться, приобретать более стойкий характер или прогрессировать, пе­реходить в патологические состояния. Особенно важно учиты­вать возможное влияние производственных факторов на тече­ние хронических заболеваний.

Патологический процесс, снижая сопротивляемость организ­ма, способствует более быстрому и неблагоприятному вли­янию профессиональных факторов, которые вызывают ухуд­шение течения основного заболевания и развитие професси­ональных отклонений. Создается порочный круг, обусловлен­ный несоответствием факторов труда функциональному состоянию больного организма.

Одним из важных вопросов при выборе профессии подрост­ков с хроническими заболеваниями является правильная оцен­ка соотношений между выраженностью анатомо-морфологичес-ких изменений и функций пораженного органа. При безусловном единстве и параллелизме морфологических изменений и функциональных нарушений нередко, главным образом в зави­симости от стадии заболеваний, это единство может нарушать­ся. В ряде случаев, при довольно значительных морфологичес­ких изменениях, состояние функции может быть относительно удовлетворительным, вполне достаточным для определенных видов деятельности. Возможно и обратное: небольшие морфо­логические изменения сопровождаются выраженным нарушени­ем функции, препятствующим трудовой деятельности. Поэтому при определении профессиональной пригодности больных с хро­ническими заболеваниями и дефектами решающее значение име­ет не столько диагноз, сколько состояние функции поражен­ного органа, определяющееся степенью выраженности заболе­вания, стадией болезни, частотой обострений.

Особое значение этот критерий приобретает при решении вопросов профессиональной пригодности подростков с оста­точными явлениями перенесенных в прошлом и непрогресси­рующих заболеваний либо травм. В этих случаях основным и единственным критерием является степень нарушения функ­ции в настоящее время, а не серьезный диагноз в прошлом.

Важным вопросом является также определение характера обучения, т.е. возможности приобретения профессии в учебном заведении либо при индивидуальном обучении. Зависит это от характера заболевания и тяжести профессии. При тяжелом за­болевании чаще рекомендуется освоение легких профессий индивидуальным путем и запрещается обучение тем же про­фессиям в ПТУ. Это обусловлено включением в программу обучения в училищах освоения смежных операций (например, для чертежника — овладение станочными, слесарными навы­ками), подчас затруднительных для таких больных, в то вре­мя как индивидуальное обучение предусматривает только ос­воение основных навыков подходящей для больного профес­сии. Возможны и другие случаи. Они касаются подростков с тяжелыми заболеваниями, желающих осваивать доступную, не противопоказанную по состоянию здоровья, но все же не столь легкую профессию. Этим подросткам целесообразно поступить в училище, так как при индивидуальном освоении профессии на производстве требуются ежедневное выполнение всего объе­ма нагрузки на рабочем месте, более быстрое обучение (3— 6 мес) и, следовательно, быстрое начало самостоятельной ра­боты. Освоение такой работы в ПТУ происходит в более рас­тянутые сроки (2—3 года), контакт организма с профессиональ­ными факторами ограничен (3 ч в день или 2 раза в неделю). За время обучения вырабатываются процессы адаптации и тре­нировки.

Таким образом, вопросы о характере профессионального обучения следует решать с учетом тяжести заболевания и осо­бенностей профессии.

Правильное трудоустройство подростка положительно влия­ет на течение заболевания

Длительные динамические наблюдения показали, что суще­ствует прямая зависимость течения гип


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: