Двигательная активность – это сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности (Слайд 9).Двигательная активность детей и подростков условно делится на три части, выполняемая:
· в процессе физического воспитания и во время обучения;
· в процессе общественно полезной трудовой деятельности;
· в свободное время (Слайд 10).
Эти составляющие, дополняя друг друга, обеспечивают определенный уровень суточной двигательной активности школьников разных возрастно-половых групп.
Влияние двигательной активности на здоровье школьников. Здоровье школьников тесно связано с их двигательной активностью. Дефицит движения, или гипокинезия (Слайд 11), вызывает разнообразные морфологические и функциональные изменения организма.
Основные причины гипокинезии у школьников:
• ограничения двигательной активности, связанные с режимом обучения и перегруженностью учебной программы;
• отсутствие систематических и достаточных занятий физическими упражнениями;
• хронические заболевания и дефекты развития, ограничивающие двигательную активность (Слайд 12).
|
|
Чрезмерная двигательная активность обозначается термином «гиперкинезия». Одна из ее основных причин — ранняя спортивная специализация детей (Слайд 13). При этом происходит истощение ресурсов организма и снижение общего неспецифического иммунитета организма.
Эффект суточной двигательной активности школьников зависит от организации не только физического воспитания, но и всего учебновоспитательного процесса, а также организации свободного времени школьников.
Методы изучения и оценки двигательной активности. Самым точным методом гигиенической оценки как количественной и качественной двигательной активности служит определение величин энергетических трат. Для этого чаще всего применяется расчетный способ. Чтобы оценить энерготраты оцениваются следующие показатели
· суммарная продолжительность движений в течение суток;
· число перемещений тела в пространстве (локомоций) за единицу времени;
· сумма движений (локомоций), выраженная в величине пройденного за сутки расстояния (в км) (Слайд 14).
Эти показатели позволяют получить достаточно объективную и надежную информацию о характере и объеме двигательной активности школьников. При этом не требуется использование специального дорогостоящего оборудования. Все гигиенические нормативы двигательной активности школьников рассчитаны на сутки.
Гигиеническая норма двигательной активности школьников — это научно обоснованные, количественные параметры, которые соответствуют биологической потребности растущего организма в движениях и способствуют гармоническому физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья школьников.
|
|
Гигиеническая норма суточной двигательной представляет собой определенный предел — от минимально необходимой величины (нижняя граница) до максимально допустимой (верхняя граница). За пределами данных величин двигательная активность оценивается или как гипокинезия, или как гиперкинезия.
Гигиенически оптимальной величиной физических нагрузок считается такая нагрузка, которая не оказывает существенного отрицательного влияния на функциональное состояние организма человека.
Основной принцип гигиенического нормирования физических нагрузок школьников при занятиях физической культурой — соответствие мощности и объема выполняемых физических нагрузок возрастным и половым возможностям растущего организма.
Основные критерии адекватности двигательного режима для школьников:
• соответствие показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем возрастно-половым нормативам;
• благоприятная реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку;
• низкая заболеваемость школьников — в среднем не более 5—7 дней, пропущенных по болезни, за учебный год (Слайд 15);
Гигиенически оптимальный двигательный режим школьников должен соответствовать следующим показателям (Слайд 16):
• суточные энерготраты должны составлять 18—20% от максимальных;
• на организованный двигательный режим школьников должно приходиться 8—10% их общих суточных энерготрат;
• объем организованных занятий физкультурой — 6—12 ч в неделю.