Кисапов Н. Н.
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
Чебоксары, Россия
В последние годы наблюдается тревожная тенденция снижения с возрастом интереса учащихся к физической культуре и спорту, что связывается с отсутствием систематической работы по формированию положительного ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями.
Необходимость перехода от стихийного развития мотивации к сознательному целенаправленному управлению формированием у них интереса к физической культуре определяет актуальность проблемы исследования. В качестве одного из путей ее решения все чаще называется учет спортивных интересов учащихся при оптимальном сочетании базового и вариативного компонентов содержания физкультурного образования.
В целом, анализ и обобщение литературы и педагогической практики свидетельствуют о существовании противоречия между необходимостью устойчивого интереса школьников к физической культуре и спорту как фактору их вовлечения в занятия физическими упражнениями, с одной стороны, и недостаточной изученностью вопросов его формирования, с другой.
|
|
Это определило актуальность проблемы нашего исследования, которая формулируется следующим образом: при каких педагогических условиях физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ приведет к усилению и углублению интереса к физической культуре и спорту?
Цель исследования: определить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования интереса учащихся 6-7 классов к физической культуре и спорту.
Гипотеза исследования: решение сформулированной нами проблемы возможно, если:
· раскрыть качественное своеобразие сущности, содержания, механизмов возникновения и развития интереса школьников к физической культуре и спорту;
· выявить противоречия традиционной практики физического воспитания, препятствующие развитию интереса школьников к физической культуре и спорту;
· определить педагогические условия формирования интереса к физической культуре и спорту, относящиеся к целевому, содержательному и технологическому обеспечению физического воспитания школьников, и экспериментально обосновать эффективность их реализации в образовательном процессе.
Для достижения цели исследования с учетом содержания ее рабочей гипотезы последовательно решались следующие частные задачи:
1. Раскрыть качественное своеобразие сущности, содержания, механизмов возникновения и развития интереса школьников к физической культуре и спорту.
2. Экспериментально изучить особенности возрастной динамики мотивационных предпочтений и интереса школьников к физической культуре и спорту в условиях традиционной практики физического воспитания.
|
|
3. Выявить основные противоречия традиционной практики физического воспитания, препятствующие развитию интереса школьников к физической культуре спорту.
4. Определить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования интереса учащихся 6-7 классов к физической культуре и спорту.
Результаты исследования. В соответствии с первой задачей исследования на основе анализа психолого-педагогической литературы интерес к физической культуре и спорту рассматривается нами как специфическая характеристика направленности личности, определяющая осознанное устойчивое активное отношение к деятельности в области физической культуры и спорта для удовлетворения личностно-значимых потребностей.
Психологическое содержание интереса к физической культуре и спорту составляют:
1) познавательный компонент (знания о физической культуре и спорте, содержании, способах и результатах физкультурно-спортивной деятельности);
2) мотивационный компонент (личностная значимость физкультурно-спортивной деятельности как способа удовлетворения потребностей деятельного субъекта);
3) эмоциональный компонент (эмоциональные переживания, отражающие степень и характер удовлетворенности человека физкультурно-спортивной деятельностью);
4) волевой компонент (волевые усилия, проявляющиеся в преодолении препятствий при практической реализации способов физкультурно-спортивной деятельности.
Движущей силой развития интереса к физической культуре и спорту выступают противоречия между социальной ситуацией развития и внутренними личностно обусловленными факторами, в роли которых выступают потребности и мотивы занятий физическими упражнениями. Разрешение этих противоречий осуществляется в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Психологической основой интереса к физической культуре и спорту является внутренняя мотивация. Личностными факторами возникновения и развития мотивации занятий физической культурой и спортом выступают:
1) внутренние процессуальные мотивы: потребность в двигательной активности, эстетическое наслаждение, стремление к соревнованию, активный отдых и развлечение, потребность в предельных физических усилиях, стремление к состоянию стресса и его преодолению;
2) внутренние результативные мотивы: испытание собственных физических и психических возможностей: стремление стать сильным, добиться красивого телосложения; совершенствование физических способностей; стремление закалить волю, стать мужественным и стойким; повышение социального статуса, социальное самоутверждение; достижение успеха в спорте; ориентация на возможные негативные последствия успеха; желание контактов в спортивном коллективе; стремление стать здоровым; подготовка к профессиональной деятельности;
3) внешние по отношению к данному виду деятельности мотивы долженствования, избегания наказания, поощрения.
В соответствии со второй задачей работы нами было проведено экспериментальное исследование с участием 1459 школьников 14 средних общеобразовательных школ Чувашской Республики.
На рис. 1 и 2 приняты следующие условные обозначения: ПДА – потребность в двигательной активности; МСП – мотив социального признания; МО – мотив общения; ПМ – познавательный мотив; СМ – соревновательный мотив; МЗ - мотив сохранения и укрепления здоровья; МТП – мотив телесной привлекательности: МФР – мотив физического развития.
Установлено, что доминирующими мотивами занятий физической культурой и спортом у учащихся 6-9 классов являются мотив физического развития и познавательный мотив. Наименее значимы мотив телесной привлекательности и мотив социального признания.
|
|
У мальчиков в 6-8 классах наблюдается усиление значимости мотивов физического развития, потребности в двигательной активности, сохранения и укрепления здоровья. В девятом классе происходит ослабление мотивов социального признания, общения, соревновательного мотива и мотива сохранения и укрепления здоровья.
У девочек с 6-го класса постепенно снижается значимость мотива социального признания и мотива общения, в седьмом класс существенно снижается значимость соревновательного мотива, в восьмом классе – значимость мотива физического развития, в девятом классе – значимость познавательного мотива и мотива сохранения и укрепления здоровья.
Установлено, что интерес к урокам физической культуры от 6-го к 9-му классу постепенно снижается, при этом наиболее ярко эта тенденция проявляется в девятом классе. Та же динамика наблюдается и в показателях интереса к занятиям физической культурой и спортом и в показателях физкультурно-спортивной активности.
Те же возрастные тенденции в динамике показателей интереса к физической культуре и спорту наблюдаются у девочек.
В соответствии с третьей задачей исследования нами на основе анализа и обобщения литературы по проблеме исследования были выделены основные противоречия традиционной системы физического воспитания школьников, препятствующие формированию интереса к физической культуре и спорту.
К наиболее значимым из них относятся противоречия между:
1) индивидуальным своеобразием физкультурно-спортивных интересов и двигательных способностей учащихся и унифицированным, одинаковым для всех содержанием физкультурного образования;
2) классно-урочной формой организации учебного процесса и межиндивидуальными различиями физкультурно-спортивных интересов и двигательных способностей школьников, обучающихся в одном классе;
3) высокой значимостью для школьников соревновательной мотивации и преимущественной целевой направленностью физического воспитания на решение учебно-тренировочных задач;
|
|
4) индивидуальным своеобразием профессиональной компетентности учителя физической культуры и одинаковым для всех содержанием предмета преподавания;
5) межиндивидуальными различиями учащихся в двигательной одаренности и одинаковыми для всех нормативными требованиями по физической подготовленности.
В соответствии с четвертой задачей исследования нами на основе анализа и обобщения научно-методической литературы и достижений передовой педагогической практики нами был выделены и теоретически обоснованы педагогические условия формирования у школьников интереса к физической культуре и спорту. К наиболее значимым из них относятся:
1. Программно-нормативное обеспечение физического воспитания с углубленным изучением избранного учащимися вида спорта.
2. Организация учебных занятий с учетом физкультурно-спортивных интересов учащихся.
3. Профессиональная компетентность учителя физической культуры в избранном учащимися виде спорта.
4. Спортизация физического воспитания.
5. Привлечение к организации внеклассной работы преподавателей-предметников, родителей учащихся и учащихся старших классов.
6. Введение безотметочной формы оценивания учебных достижений учащихся по физической культуре.
7. Создание ситуаций достижения успеха.
Для практического обоснования эффективности педагогических условий формирования интереса к физической культуре и спорту нами был проведен двухлетний формирующий педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 208 учащиеся 6-х классов четырех школ Чувашской Республики (106 мальчиков, 102 девочки). Физическое воспитание в этих школах осуществлялось на основе реализации выделенных нами педагогических условий.
Показатели интереса к физической культуре и спорту, выявленные нами у учащихся 6-8 классов средних общеобразовательных школ Чувашской Республики на предыдущем этапе экспериментального исследования, рассматривались нами как показатели контрольной группы.
Выявлено, что по уровню развития интереса к физической культуре испытуемые контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента были относительно однородными: различия в показателях интереса статистически недостоверны как у мальчиков, так и у девочек.
За период обучения в шестом-седьмом классах в контрольной группе произошло снижение интереса к урокам физической культуры (от 1,48 до 1,58 балла), интереса к физкультурно-спортивной деятельности (от 1,65 до 1,79 балла), показателей физкультурно-спортивной активности (от 3, 99 до 3,89 балла).
У испытуемых экспериментальной группы наблюдались противоположная тенденция: повысились показатели интереса к урокам физической культуры - на 0,11 балла, отношения к физической культуре и спорту - на 0,17 балла, физкультурно-спортивной активности - на 0,26 балла.
После педагогического эксперимента учащиеся экспериментальных классов имели более высокие показатели отношения к урокам физической культуры (1,38 против 1,58 балла, Р ≤ 0,001) и интереса к занятиям физическими упражнениями (1,55 против 1,79 балла, Р ≤ 0,001). У них существенно выше показатели физкультурно-спортивной активности (4,39 против 3,89 балла, Р ≤ 0,001).
Уровень развития интереса у девочек обеих групп в начале эксперимента был примерно одинаковым. За два года педагогического эксперимента у девочек контрольной группы снизился интерес к урокам физической культуры (на 0,24 балла), они стали меньше проявлять интерес к занятиям физической культурой и спортом в целом (на 0,25 балла).
Среди девочек экспериментальной группы сохранилось наблюдаемое в 6 классе положительное отношение к урокам физической культуры (1,43 и 1,47 балла). Также практически не изменились показатели интереса к физической культуре и спорту как к виду деятельности (1,71 и 1,76 балла). Объем времени, уделяемого различным видам физкультурно-спортивной активности, увеличился от 3,50 до 4,05 балла.
Сравнивая показатели интереса к физической культуре и спорту, наблюдавшиеся в конце эксперимента у испытуемых обеих групп, можно заключить, что девочки из экспериментальной группы имеют существенное преимущество. Они лучше относятся к урокам физической культуры (1,47 против 1,67 балла, Р ≤ 0,001), их в большей степени привлекает физическая культура как вид деятельности (1,76 против 1,96 балла, Р ≤ 0,001), они отличаются более высокими показателями физкультурно-спортивной активности (4,05 против 3,56 балла, Р ≤ 0,001).
Обобщая результаты эксперимента, можно заключить, что физическое воспитание школьников в 6-7 классах на основе практической реализации выделенных нами педагогических условий приводит: к существенному повышению показателей интереса к физической культуре и спорту у мальчиков; к сохранению имеющегося в 6 классе высокого уровня развития интереса к физической культуре и спорта – у девочек.