Право собственности на информацию

Право владения по отношению к информации, точнее, ее содержанию, может означать право знать это содержание.

Право пользования информацией (ее содержанием), может означать право применять информацию в собственной личной деятельности, главным образом для принятия решений и управления.

Право распоряжения информацией в смысле ее гражданского оборота, т.е. с целью реализации исключительного права на это содержание может означать право тиражировать и распространять информацию, прежде всего, в коммерческих целях.

Тогда собственники информационных объектов (информационных вещей) или информационные собственники могут быть трех видов:

Собственник информационного объекта – производитель информации, отображенной в этом информационном объекте. Это производитель информации, обладающий всеми информационными правомочиями, и одновременно собственник оригинала информационного объекта, на котором созданная им информация содержится. Информационные правомочия и право собственности он на оригинал информационного объекта он приобретает по создания информации.

Собственник (или владелец) информационного объекта – обладатель (держатель) информации, отображенной в этом информационном объекте. Это субъект, обладающий определенным объемом информационных правомочий в соответствии с условиями договора, заключенным им с производителем информации на тиражирование и распространение информации с учетом удовлетворения имущественных прав производителя информации. Одновременно, в соответствии с условиями того же договора, он является собственником либо оригинала произведения (при передаче ему всех информационных правомочий), либо учтенной копии информационного объекта (при передаче части таких правомочий).

46. Правовое регулирование собственности на информационные системы, информационные ресурсы, технологию и средства их обеспечения.

47. Особенности регулирования информационных отношений институтом авторского права.

48. Особенности регулирования информационных отношений институтом патентного права.

49. Особенности правовой защиты программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем.

50. Субъекты и объекты информационных правоотношений в Интернете.

Можно выделить три группы субъектов, которые действуют в Интернет.

Первая группа — те, которые создают программно-техническую часть информационной инфраструктуры Интернет, включая средства связи и телекоммуникаций, обеспечивают ее эксплуатацию, расширение и развитие. Основными субъектами первой группы выступают: разработчики трансграничных информационных сетей, в том числе их технических средств (компьютеров), средств связи и телекоммуникаций, программных средств разного уровня и назначения, другого оборудования, составляющего инфраструктуру Интернет.

Вторая группа — субъекты, производящие и распространяющие информацию в Интернет, предоставляющие услуги по подключению к Интернет (как бы «генераторы» информации, информационных продуктов и услуг). В число субъектов второй группы входят специалисты, производящие исходную информацию, формирующие информационные ресурсы (наполняющие информацией базы данных, входящие в состав Интернет) и предоставляющие информацию из этих ресурсов потребителям или предоставляющие возможность потребителям подключиться к Интернет и пользоваться его возможностями самостоятельно.

Третья группа — потребители информации из Интернет, т.е. все то множество субъектов, которые подключаются к Интернет для получения необходимой им информации и используют ее в собственной деятельности.

Основными объектами, по поводу которых возникают информационные отношения в Интернет, являются:

программно-технические комплексы, информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии как средство формирования информационной инфраструктуры, средства связи и телекоммуникаций, обеспечивающие осуществление информационных процессов;

информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги;

доменные имена;

информационные права и свободы;

интересы личности, общества, государства в информационной сфере;

информационная целостность и информационный суверенитет государства;

информационная безопасность.

Информационные объекты в Интернет обладают той отличительной чертой, что они, как правило, представляются в виртуальной форме. В этой связи правоотношения, возникающие по их поводу, существенно отличаются от действующих в отношении информационных объектов на материальных, жестких носителях. Наиболее типичным примером здесь может служить доменное имя, предоставляемое для именования сайта (области памяти в Интернет для размещения информации и информационных ресурсов) и обозначения адреса этого сайта в Интернет.

Доменное имя (domain name) происходит от английских слов domain (владение, имение, территория, область, сфера) и name (имя, название), т.е. адрес области памяти в среде Интернет, точно идентифицирующий субъекта, которому принадлежит этот сайт и все содержание этого сайта. Наличие двух одинаковых доменных имен в сети не допускается. И в этом главный смысл регистрации доменных имен в Интернет.

Доменное имя представляет собой особый информационный объект, обладающий и содержанием, и формой исходя из принципа двуединства информации и ее носителя. Применение доменных имен в виртуальном пространстве Интернет ставит много вопросов перед правом.

Что же такое доменное имя с юридической точки зрения?

Во-первых, и мы это уже отметили, это адрес (аналогично почтовому адресу в материальном мире) размещения информационного ресурса в Интернет. Как и в случае почтового адреса, здесь должно выполняться требование его уникальности, неповторимости. Это требование достигается регистрацией доменного имени. И в этом смысле безразлично, какое смысловое содержание закладывается в доменное имя. Оно может состоять из любого набора букв, цифр, знаков и других способов обозначения адреса.

Однако, если в реальном материальном мире содержание адреса (его написание) не имеет существенного значения, то в виртуальном пространстве, как оказалось, этот факт имеет огромное значение. Практика последних лет подтверждает это. Так, хорошо известны судебные дела, рассматривающие споры о правомерности применения в качестве доменного имени товарных знаков, фирменных наименований, других подобных обозначений.

В чем же различие в использовании адресов в материальном и виртуальном пространстве? Как оказывается - в виртуальности пространства Интернет, которая изменяет смысл понятия «распространение» информации.

51. Правовое регулирование создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения в Интернете.

52. Проблемы обеспечения авторского права в Интернете.

53. Правовые режимы информации: общая характеристика.

I.) Под правовым режимом информации понимается порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, регулирующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволяющих запретов, а также позитивных обязательств у создающих особую направленность регулирования.

Классификация правовых режимов информации:

1) режим свободного доступа содержит:

- режим исключительных прав

- режим информации отнесенной к общественному достоянию

- режим массовой информации

2) режим ограничения содержит:

- режим конфиденциальной информации

- режим информации, относимой к гостайне.

Перечень отдельных категорий, сведений, доступ к которым не подлежит никому, лишь ограничено:

1. законы и иные НПА устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного управления и самоуправления организаций, объединений.

2. права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации.

3. документы, содержащие сведения о ЧС, экономическую, эпидемиологическую и иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности и функционирования населенных пунктов, производственных объектов безопасности граждан и населения в целом.

4. документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, представляющих общественный интерес или необходимых для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

5. информация о состоянии здоровья высших должностных лиц РБ.

6. информация о размерах золотого запаса РБ.

54. Режим свободного доступа к информации.

РСД можно разделить на несколько режимов:

1) режим исключительных прав (кому исключительные права принадлежат, тот ими распоряжается путем дозволений и запретов) посредством института исключительных прав. Третьи лица юридически отстранены от возможных актов подражания и копирования интеллектуальной продукции. Главнейшей функцией института исключительных прав является наделение их обладателя полным объемом правомочий, отражающих меру его юридических возможностей по контролю над теми или иными результатами интеллектуальной деятельности.

2) Режим общественного достояния является вариантом режима свободного доступа, который квалифицируется как основная гарантия прав и свобод человека и гражданина. В таком режиме может находится любая общедоступная информация, которая незаменима и уникальна. Принципы на которых основывается режим общественного достояния:

- общедоступность

- равенство возможностей на доступ

- обеспеченность информации особой охраной государства.

3) режим массовой информации – роль, необходимость поддержания в обществе «естественного состояния» свободы массовой информации. Она является доминирующим среди иных состояний открытой информации. В целом потребитель массовой информации не ограничен, помимо социальных ограничений или языковых барьеров, которые не относятся к сфере правовой регламентации. Действующие НПА и запреты в них в основном касаются тех лиц, которые являются потребителями и производителями объектов ИП.

55. Режим ограниченного доступа к информации.

Понятие «информация с ограниченным доступом» применяется в таких НПА, как закон РБ от 28 июня 2001г. №7 «об утверждении положения о порядке разработки, производства, реализации и использования средств криптографической защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие гостайну»

Законодательство ссылается на множество видов информации с ограниченным доступом. Это конфиденциальная информации, нераскрытая информация, деловой или производственный секрет, тайна исповеди, тайна нотариальных действий, тайна личной жизни, телепрограмма и т.д.

Информация с ограниченным доступом характеризуют:

1) Публичный интерес – охрана информационных ресурсов, которые имеют государственное значение.

2) Коммерческий интерес - это интерес хозяйствующих субъектов по ограничению доступа к информации для получения преимуществ в конкуренции.

3) Защита прав личности - это неприкосновенность личной жизни и связанное с этим профессиональная тайна.

Режим ограниченного доступа можно разделить на несколько режимов:

1) режимы конфиденциальной информации:

а) коммерческая тайна – согласно ст.140 ГК коммерческая тайна - это информация, которая обладает следующими признаками:

- имеет действие или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам

- к ней нет свободного доступа

- обладатели этой информации принимают меры к ее охране

Существует утвержденных Совмином перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну:

- учредительные документы(устав и т.д.)

- сведения о финансово-хозяйственной деятельности

- документы о платежеспособности

- сведения о штатности, численности работников

- сведения о наличии свободных мест

Б) банковская тайна - это сведения о счетах и вкладах, в том числе о наличии счета в банке, о его владельцу, и иных реквизитах счета, о находящихся на счете денежных средствах, сведения об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на банковском хранении, которые не подлежат разглашению.

В) персональные данные - это сведения, позволяющие идентифицировать личность гражданина. В практической жизни охрана персональных данных осуществляется в рамках профессиональной тайны, а также путем ограничения их свободного оборота в административном порядке. Правовой режим персональных данных основывается на разрешении объективно существующих противоречий между неприкосновенностью личной жизни и необходимости сбора, хранения, использования и передачи определенных сведений об этой жизни.

2.) режим информации, отнесенной к госсекретам (гостайна, служебная тайна)

Гостайна - это госсекреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности РБ, а также может создать угрозу для безопасности как государства, так и общества.

Основными принципами отнесения сведений к госсекретам являются:

- законность

- безопасность личности, общества и государства

- обоснованность

- соотнесение с мерами защиты госсекретов иными государствами

Законодательством установлен перечень сведений, не подлежащих отнесению к госсекретам и их засекречиванию:

- сведения об возникших или прогнозируемых ЧС.

- сведения об окружающей среде

- сведения о льготах и компенсациях, которые предоставлены государством для физических и юридических лиц.

- сведения о размерах золотого запаса

- о состоянии здоровья высших должностных лиц.

- о состоянии внешней задолженности

В соответствии со степенью секретности сведений составляющих госсекреты, присваиваются следующие грифы секретности:

1. Для носителей гостайны

- гриф «особой важности»

- «совершено секретно»

2. для носителей служебной тайны

- гриф «секретно»

3. для защиты сведений иные грифы запрещаются

Юридические и физические лица могут пользоваться и распоряжаться сведениями составляющими гостайну, переданными или госорганами, которые являются владельцами этих госсекретов. Руководители юридических лиц, запрашивающих сведения, которые составляют госсекреты, обязаны создать все условия по обеспечению защиты госсекретов. Решение о передаче сведений, составляющих гостайну иным государствам может осуществляться только президентом. Допуск физических лиц к госсекретам осуществляется только после заключения с ним договора. Типовая форма договора о допуске к госсекретам определяется Совмином. Без оформления допуска могут получать доступ к госсекретам: президент, премьер-министр с момента назначения на должность, депутаты палаты представителей и судьи.

56. Институт тайны как правовой режим информации ограниченного доступа.

Тайна – это то, что защищается правом, а значит и силой государства. Но это не материальные объекты, а информация или применяемый в праве более точный термин - сведения. Таким образом, тайна – сведения, разглашение которых может нанести вред, способствовать наступлению неблагоприятных последствий для конкретного лица, физического или юридического, государства, выраженного в материальных или нематериальных потерях, ущербе, размер которого подлежит исчислению.

Тайны бывают трех видов:

Связанная физическим лицом (личная, семейная, тайна усыновления и т.п.)

Связанная юридическим лицом (коммерческая тайна, банковская тайна и т.п.)

Связанная с деятельностью государства (государственная тайна)

(переход)

Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова (ст.29). В рамках этой свободы, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако, Конституция указывает и на ограничения этой свободы. Первое ограничение связано с неприкосновенностью личной жизни, второе – с государственными интересами. Разглашения личной тайны наносит вред конкретному человеку, разглашение государственной тайны наносит вред всем гражданам государства. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Законом РФ «О государственной тайне».

Конституционное право гражданина на личную и семейную тайну, как части неотъемлемого права на неприкосновенность частной жизни, что закреплено в статье 23 Конституции РФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». Расширенное толкование неприкосновенности частной жизни находится в статье 12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Конституция РФ также указывает, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Однако, допускается и ограничение этого права, но только на основании судебного решения. Это раскрывается и уточняется в нормативно-правовых актах, например, Трудовой кодекс РФ гарантирует защиту персональных данных работника, которые не могут быть предоставлены другому лицу без его согласия.

Ограничение этих прав связано с деятельность правоохранительных органов, которые могут лишь по решению компетентных органов (например, суда. прокурора) изъять данные, касающихся конкретного человека, но не могут оглашать эти данные, если это связано с защитой интересов личности. Например, ограничение гласности судебного разбирательства (закрытые судебные заседания); отказ следователя сообщать прессе данные о ходе расследования уголовного дела; называть фамилии подозреваемых и т.п. Под это ограничение попадает также обеспечение тайны переписки, почтовых и телеграфных сообщений, телефонных переговоров, но строго в соответствии с нормами права, которые изложены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, Федеральном законеРФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Федеральном законеРФ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" и других.

С другой стороны, исходя из неприкосновенности частной жизни, каждый гражданин может защищать себя и обращаться в соответствующие инстанции с заявлениями, жалобами. Граждане и должностные лица, причинившие ущерб интересам человека, привлекаются к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности. Определенные в законе органы несут также материальную ответственность за ущерб, причиненный их работниками гражданам.

Так, например, самовольное нарушение тайны переписки и иных сообщений является преступлением против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 138 УК РФ) с максимальным наказанием в виде исправительных работ на срок до 1 года. Более строгое наказание предусмотрено в случае совершения этого деяния с использованием служебного положения или специальных технических средств.

57. Виды тайн, их общая характеристика.

Ú Государственная тайна

Ú Коммерческая тайна

Ú Банковская тайна

Ú Профессиональная тайна:

v Врачебная тайна

v Тайна усыновления,

v Тайна связи,

v Нотариальная тайна,

v Адвокатская тайна,

v Тайна страхования,

v Тайна исповеди

Ú Служебная тайна

Ú Охрана персональных данных

58. Правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны.

59. Ограничение прав субъектов, связанных с государственной тайной.

60. Перечень сведений, составляющих государственную тайну. Сведения, которые не могут относиться к государственной тайне.

61. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны.

62. Правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны.

63. Защита прав на коммерческую тайну.

64. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и распространении персональных данных.

65. Персональные данные как особый институт охраны прав на неприкосновенность частной жизни.

66. Права субъекта персональных данных и обязанности оператора, обрабатывающего персональные данные.

67. Правовое регулирование взаимоотношений администрации и персонала в области защиты информации.

68. Понятие информационной безопасности и национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере.

Информационная безопасность - состояние защищенности национальных интересов страны (национальные интересы страны - жизненно важные интересы, основанные на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз.

Основные направления защиты информационной сферы.

1. Защита интересов личности, общества и государства от воздействия вредной, недоброкачественной информации. Такую защиту обеспечивают институты: СМИ, документированной и др. информации.

2. Защита информации, информационных ресурсов и информационной системы от неправомерного воздействия в различных ситуациях. Такую защиту обеспечивают:

- институт государственной тайны;

- персональных данных.

3. Защита информационных прав и свобод (институт интеллектуальной собственности).

Главной задачей информационной безопасности является обеспечение баланса интересов общества, государства и человека. Этот баланс должен быть адекватен целям по безопасности страны в целом. Обеспечение информационной безопасности должно быть ориентировано на специфику информационной среды, определяемой социальной структурой.

В центре внимания обеспечения информационной безопасности должна находиться информационная среда органов государственной власти.

В контексте процесса глобализации необходимо обеспечить постоянный анализ изменений политики, законодательства других стран.

Последняя задача - это учет выполнения факторов в процессе расширения правового внимания РФ в мирном информационном пространстве, включая сотрудничество в рамках СНГ, и практики использования Интернета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: