Тенденции развития информационного рынка

1. Интеграция информационного рынка - вертикальная и горизонтальная.

Конвергенция - соединение разнородных технологий в единые комитеты, т.е. появление у обычных предметов новых свойств в связи с изменяющейся средой обитания (горизонтальная), пример - "умный" дом.

Вертикальная - Microsoft - разрастание крупных компаний.

2. Развитие новых типов связи.

3. Либерализация информационного рынка.

Все это вызывает развитие информационной империи.

Проблемы:

1) запрос о таможенных и налоговых сборах. Система этих сборов должна быть простой и совместимой с уже существующей;

2) электронная система оплаты;

3) необходимость создания единого торгового кода, т.е. правил юридически значимого документооборота;

4) защита интеллектуальной собственности. Правительство США для эффективной защиты интеллектуальной собственности предлагает:

- приравнять к литературным произведениям;

- должна охраняться информация об авторе;

- противодействие взлому с целью копирования;

5) тайна личной жизни. Правительство США считает, что тайна личной жизни должна охраняться исходя из двух принципов:

- уведомления;

- согласия;

6) проблема обеспечения безопасности:

- от взлома;

- вредной информации;

- вирусов.

Информационный рынок - это комплексная структура, включающая в себя правовой статус субъектов, вступающих в отношения при оказании информационных услуг и их использования в различных отраслях информационной индустрии.

4. Правовое регулирование информационного рынка.

Основы развития глобальной электронной торговли (приняты правительством США в 1996 г.) включают в себя следующее.

1. Частный сектор должен лидировать.

2. Государства должны избегать излишних ограничений электронной торговли.

3. Государственное вмешательство необходимо только при поддержке и содействии.

4. Юридическая база должна быть предельно простой.

5. Государство должно признать уникальные свойства Интернета по саморегуляции.

6. Электронной торговле должны способствовать международные правила.

ВТО приняла в 1997 г. Соглашение о дерегуляции телекоммуникационных рынков стран, входящих в организацию, главной целью которого явилось минимизация государственного и правового регулирования.

Комиссия ООН приняла Модельный закон "О порядке коммерческого использования международных контрактов в электронной торговле" (о векселях, договор о закладе имущества и т.д.).

Организация экономического сотрудничества и развития в рамках Совета Европы (ОЭСР) создала комиссию по глобальной информационной инфраструктуре. Состав комиссии - управляющие наиболее крупных информационных компаний.

Электронную торговлю можно определить как заключение путем обмена следующих сделок, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, но не ограничиваясь ими: купля-продажа, поставка, заем и т.д., а также приобретение и осуществление пользователем электронных средств и иных прав и обязанностей, возникающих в процессе предпринимательской деятельности.

45. Информация как объект гражданских правоотношений. Особенности информации как объекта собственности.

Статья 128 Гражданского кодекса РФ однозначно перечисляет объекты гражданского права: это вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Буквальное толкование Гражданского кодекса РФ приводит к выводу о том, что в качестве объекта гражданского права выступает лишь служебная и коммерческая тайна (ст.139), а также личная и семейная тайна (ст.150).

Так, статья 2 закона «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Здесь же дано и определение документа (документированной информации) – зафиксированной на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать; информация о гражданах (персональные данные) – сведений о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его как личность; конфиденциальной информации – документированной информации, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.

Говоря об информации, являющейся объектом гражданского права, т.е. вовлеченной в имущественный оборот, имеющей самостоятельную коммерческую ценность и т.д., можно разделить ее на две основные группы: информацию ограниченного использования (охраняемую информацию) и информацию свободного использования (общедоступную информацию), которая выступает в гражданско-правовых договорах об оказании информационных услуг, в которых исполнитель обязуется осуществить поиск, систематизацию общедоступной информации и предоставить ее заказчику. Необщедоступная информация имеет свою коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. В тоже время, общедоступная и общеизвестная информация имеет коммерческую ценность в силу ее представления в необходимой заказчику форме, она не является результатом творческого труда, но для ее обработки сделаны определенные затраты. Таким образом, у информации как объекта гражданского права может регулироваться содержание, а может и форма.

Охраняемую информацию, вовлеченную в гражданский оборот, можно подразделить следующим образом:

Результаты творческой деятельности;

Объекты патентных прав - информация с приоритетом существа результата;

Объекты авторских и смежных прав – информация с приоритетом формы;

Средства индивидуализации субъектов гражданского оборота, продукции, работ, услуг;

Коммерческая информация.

Приведенный список не включает те виды информации, режим которых устанавливается нормами публичного права, но к которым применим гражданско-правовой механизм защиты, прежде всего составляющий предмет нематериальных прав и интересов личности, а также информацию, составляющую государственную, служебную и другие публично-правовые тайны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: