Непрошенная корреспонденция (спам)

К сожалению, помимо ожидаемых пользователем почтовых сообщений, в почтовом ящике все чаще оказывается непрошенная корреспонденция. Рядовому пользователю приходит десяток рекламных писем ежедневно. Помимо кратких и лаконичных рекламных сообщений бывают и письма внушительного объема, сопровождающиеся картинками, фотографиями, документами Word и Excel, а также другими приложениями35. Подобная корреспонденция, раздражая

пользователя, не только требует затрат времени на удаление, но и выливается в конкретные убытки, обусловленные приемом этой корреспонденции.

В последнее время спамеры осуществляют рекламные рассылки по различным базам адресов (предложения о покупках которых также навязчиво рекламируются). Процесс формирования подобных баз прост и автоматизирован: существующие программы (от бесплатных до ценой в 10 долларов) сканируют страницы сайтов и копируют с них все найденные электронные адреса. Переход с сайта на сайт (и внутри сайта) осуществляется по ссылкам. За пару часов работы такая программа способна собрать внушительную базу адресов: как абстрактных, так и по определенной тематике электронного каталога или поисковой машины.

Спасаясь от моря рекламной информации, со спамом ведут борьбу. В первую очередь провайдеры, поскольку наибольший вред спамеры наносят именно им, вынуждая оплачивать ненужный трафик и создавая перегрузку технических ресурсов, обрабатывающих подобную корреспонденцию. Для борьбы со спамом используются различные технические приемы. В то же время юридический анализ этого явления показывает, что и правовые методы борьбы со спамом тоже возможны.

В отличие от отечественного законодательства, зарубежное более разработано в этой сфере. Во многих странах мира уже принято или ведется разработка законодательства, направленного на урегулирование спама (в виде e - mail, SMS и иных электронных сообщений). В одних странах рассылка разрешена только пользователям прямо выразившим согласие на получение рекламы, в других установлены специальные требования к рекламному письму (особый заголовок, контактная информация, возможность отписки и другое). Нарушение указанных правил влечет серьезные санкции: от крупных штрафов до лишения свободы.

Отечественное законодательство не предусматривает подобных санкций, но тоже позволяет вести борьбу со спамерами.

Начнем с того, что любой спамер. осуществляет подключение к Интернету на основе договора с провайдером на предоставление соответствующих услуг. Нарушение условий договора является основанием его расторжения по инициативе провайдера. В любом заключаемом договоре есть запрет на спамерскую деятельность либо ссылка на обязательное соблюдение общепринятых норм пользования сетью. Их обязательность также вытекает из признания этих норм обычаем делового оборота38.

Указанный документ, как следует из его текста, описывает общепринятые нормы работы в сети Интернет, соблюдение которых является обязательным для всех пользователей. Действие этих норм распространяется на порядок использования ресурсов Сети39.

Нормы содержат четкие правила в отношении электронных писем. Как средство защиты пользователя от ненужной или непрошенной информации (спама) являются недопустимыми.

1. Массовая рассылка сообщений посредством электронной почты и других средств персонального обмена информацией (включая службы немедленной доставки сообщений, такие как SMS, IRC и т. п.), иначе как по явно и недвусмысленно выраженной инициативе получателей.

2. Отправка электронных писем и других сообщений, содержащих вложенные файлы и/или, имеющих значительный объем, без предварительно полученного разрешения адресата.

3. Рассылка (иначе как по прямой инициативе получателя):

• электронных писем и других сообщений (в том числе единичных) рекламного, коммерческого или агитационного характера;

• писем и сообщений, содержащих грубые и оскорбительные выражения и предложения

• рассылка сообщений, содержащих просьбу переслать данное сообщение другим доступным пользователям (chain letters);

• использование безличных (ролевых) адресов иначе, как но их прямому назначению, установленному владельцем адресов и/или стандартами.

4. Размещение в любой электронной конференции сообщений, которые не соответствуют тематике данной конференции40 (off - topic).

5. Размещение в любой конференции сообщений рекламного, коммерческого или агитационного характера, кроме случаев, когда такие сообщения явно разрешены правилами данной конференции либо их размещение было согласовано с владельцами или администраторами данной конференции предварительно.

6. Размещение в любой конференции статьи, содержащей приложенные файлы, кроме случаев, когда вложения явно разрешены правилами данной конференции либо такое размещение было согласовано с владельцами или администраторами конференции предварительно.

7. Рассылка информации получателям, ранее в явном виде выразившим нежелание получать эту информацию, информацию данной категории или информацию от данного отправителя.

8. Осуществление деятельности по техническому обеспечению рассылки спама (spam support service), как-то: целенаправленное сканирование содержимого информационных ресурсов с целью сбора адресов электронной почты и других служб доставки сообщений; распространение программного обеспечения для рассылки спама; создание, верификация, поддержание или распространение баз данных адресов электронной почты или других служб доставки сообщений /за исключением случая, когда владельцы всех адресов, включенных в такую базу данных, в явном виде выразили свое согласие на включение адресов в данную конкретную базу данных; открытая публикация адреса таковым согласием считаться не может).

Все это позволяет провайдеру расторгнуть договор с пользователем-спамером. Аргументацию о том, что никакому пользователю связи на территории Российской Федерации не может быть отказано в доступе к услугам сети связи общего пользования (ч. 2 ст. 29 ФЗ О связи) нельзя признать убедительной, поскольку в данном случае со стороны пользователя имеется злостное нарушение правил оказания услуг связи, кроме того, расторжение договора провайдером не мешает пользователю заключить его с другим оператром связи.

44. Информационный рынок, его правовое регулирование, тенденции и проблемы развития.

Информационный рынок можно разделить в зависимости от направленности информационных услуг.

1. Для населения - интерактивное телевидение, видео, музыка по требованию, электронные покупки, банковские операции, управление домашними бытовыми приборами, охрана дома и др.

2. Для бизнеса - электронный обмен данными, телеконференции, корпоративное обучение, мультимедийные базы данных, презентации, настольные издательские системы, телеработы и т.д.

3. Для государства - разработка программ для обеспечения безопасности и суверенитета, данные в области статистики и образования, мультимедиа (объединение СМИ и интернет-технологий).

В зависимости от отраслей информационной индустрии:

1) массовое вещание;

2) коммуникации;

3) компьютинг.

В зависимости от области применения принципов электронной торговли:

1) корпоративные сети;

2) финансовые услуги;

3) транспортные агентства;

4) музыка, книги, автомобили, мелкая розничная торговля;

5) реклама, маркетинг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: