«Капитанская дочка» Восстание 1773-1775 гг
«История Пугачёва» (Николай I изменил название на «История Пугачевского бунта») настоящий исторический труд Пушкина вышел в свет в декабре 1834 года в двух томах. Первый том содержал текст и примечания Пушкина; второй состоял исключительно из исторических документов (манифесты, донесения и мемуары).
К работе над «Историей...» Пушкин приступил, в связи с возникшей у него идеей романа, из эпохи Пугачевского восстания, впоследствии осуществленного в «Капитанской дочке». Пушкин 7 февраля 1833 года обратился к военному министру Чернышеву с просьбой предоставить ему архивные документы из истории Пугачевского восстания. Предлогом к такой просьбе Пушкин выдвинул намеренье писать биографию Суворова. По ознакомлении с материалами, Пушкин приступил к писанию.
В Казани Пушкин «возился со стариками, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал.
В манифестах Екатерины и в обнародованных ею судебных актах, связанных с крестьянской войной 1773-1774гг., значение последней было сознательно снижено: она изображалась как «бунт казака Пугачева».
|
|
Историческое повествование в форме семейных записок. Есть черты и повести и романа. Историческое повествование тесно связано с судьбой героя.
Образ повествователя – выходец из старинного рода, для которого понятие чести, достоинства, долга основополагающие. Гринёв духовно близок к автору. Восстание показано глазами противника восставших.
Пугачёв:
- Неоднозначен,
- Вождь, идеал доброго справедливого царя (для восставших),
- Фольклорные элементы
- Обречён, так как его окружают подлые люди
- глаза
Эпиграфы взяты из народных песен.
Семья Мироновых. Маша
- Простое чистое сердце,
- Высокие моральные требования.
Семья Гринёвых. Гуманны по отношению к крепостным.
«Русский бунт» - жестокость порождает жестокость.
Сравнение Пугачёва и Екатерины. Екатерина даёт поместье, но оно не принадлежит Маше и Гринёву (принадлежит 10 помещикам).
Маша – главная героиня, нравственно выросла.
Пугачёв – центральный образ.
Композиция (поурочный план)
- I-V формирование личности рассказчика до потрясений
- X—XII Пугачёв
- XII- XIV Развёрнутый эпилог
Противопоставление не дворян и крестьян, а народа и власти. Народ – это и Маша, и Савельич. Гринёв замечает многое (народ идёт к Пугачёву). Гринёвых два: юноша и взрослый автор записок. Гринёв попадает в ситуацию нравственного выбора. История как враждебная сила, и как «благое потрясение».
Встречи с Пугачёвым
«Вожатый» Заячий тулуп. Сон
«Приступ» Савельич просит Пугачёва пощадить Гринёва. Гринёв не целует руку
Пугачев опустил руку, сказав с усмешкою: "Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!"
|
|
«Незваный гость» Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным,-- всё потрясало меня каким-то пиитическим ужасом.
(Гринёв говорит, что Пугачёв не царь) Моя искренность поразила Пугачева. "Так и быть,-- сказал он, ударя меня по плечу.-- Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь. Завтра приходи со мною проститься, а теперь ступай себе спать, и меня уж дрема клонит".
«Мятежная слобода» Калмыцкая сказка
-- Слушай,-- сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением.-- Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на?-все только тридцать три года? -- Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! -- Какова калмыцкая сказка?
-- Затейлива,-- отвечал я ему.-- Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.
«Сирота» Отпускает Машу и Гринёва Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай.