«Человек в футляре». 1898
Тетралогия. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч».
Тема футлярной жизни.
Композиция. Рассказ в рассказе.
Гротеск в описании Беликова.
Беликов свёл свою жизнь к следованию формулярам. Футляр: боязнь жизни.
Вывод. То-то вот оно и есть, — повторил Иван Иваныч. — А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?
Целостный анализ рассказа И.А.Бунина.
«Лёгкое дыхание».
Тема. Соблазнённая девушка.
Композиция. Рассказ начинается с описании могилы.
Оля. Лёгкость походки. Естественность. Она не испытала первой любви. «Лёгкое дыхание»: какой должна быть женщина, прочла в низкой литературе.
Вывод. «Лёгкое дыхание»: чистая душа, столкнувшаяся с пошлостью.
Целостный анализ повести Н.В.Гоголя.
«Петербургские повести».
Художественный метод: реализм. Фантастический реализм.
Главные герои: разночинцы, художники, чиновники.
Темы маленького человека, искусства.
Достоевский: все мы вышли из гоголевской шинели.
|
|
«Шинель» 1842
Акакий Акакиевич не делает зла. Он говорит: «я брат твой».
Что же такое «маленький человек»? В каком смысле «маленький»? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного.
Несмотря на «уникальность» созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича. В этом обобщении образа «маленького человека» сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии «маленького человека», уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе.
Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть «маленького человека» чиновничьему Петербургу.
Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же как и в других видах искусства, жизни «маленького человека» открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизнь и «извивы» душ «обыкновенных людей» ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей.