Характер строится по многим принципам. Характер объединяет противоречивые черты. Внутренняя жизнь личности тоже строится на основании противоречий. Внешние средства – характеристика – роль экспозиции – экспозиция – первое впечатление о герое.
Экспозицией осуществляется знакомство с героем. Чтобы изменилась характеристика, нужно изменить социальный статус. Перемена костюма для средневековой литературы (театра) означает перемену сущности. В Индии если меняется костюм, то меняется и манера речи.
Вырастает интерес к теме воспитания человека (18 в.) – это век феодализма. Идет осознание многих проблем: есть классы, группы, у которых есть права, а остальные за эти права борются. Необычна для 18 в. тема – развращенный дворянин. Он противопоставляется благородному буржуа. Возникает мысль, что воспитание зависит от социального статуса. Другой момент: как тебя воспитают, таким ты и будешь. Любимая тема – о двух братьях, воспитанных по-разному. 19 в. перенимает эти темы – формирование характера. Характер дан не сразу, а формируется целым комплексом факторов. Характер уже не статичный, а текучий (может меняться). В 18 в. такого представления о характере нет. Экспозиция реалистического героя никогда его не исчерпывает. Даются только некоторые доминирующие черты. Его реакция на разные поступки, поведение постоянно расширяются.
|
|
Для личности очень важна система ценностей, которой он придерживается. Ранее была одна система ценностей, которая объясняла, что такое хорошо, а что такое плохо. Система ценностей не индивидуализируется. В реализме у каждого героя есть своя система ценностей. Для реалистического романа это должно проявляться в поступках героя. Но реалистическая литература не отказывается от героя, представляющего собой тип.
Личность не исчерпывается средой, воспитанием. Она становится просто человеческой личностью, независимо от среды и т.д.