Вопрос 49. Вольный стих, его разновидности, жанровые пристрастия, тематические и идейно-эмоциональные ореолы. Дольники – переходная форма от силлабо-тоники к тонике

Есть разновидность стиха, в устройстве которого наиважнейшим фактором является заданное количество составляющих его слогов. На этом принципе основана силлабическая поэзия (от греч. «силлаб» - слог). Иной тип стиха – тонический. Здесь главное то, сколько в стихе ударных слогов.

В поэзии 20-го века получил распространение верлибр, или вольный стих (от. франц. vers libre – свободный стих). В отличие от силлабо-тонического стиха, верлибр не учитывает количество и расположение ударных и безударных слогов в стихотворной строке. Ритмической единицей в стихотворениях, написанных верлибром, является целиком стихотворная строка, представляющая собой интонационно-синтаксическое единство. Вольный стих часто не имеет не только рифм, но и определенного размера.

К метрическому репертуару силлабо-тоники примыкает особый стихотворный размер – дольник. В нем сильные слоги располагаются таким образом, что между ними могут разместиться и 1, и 2 слабых. Старейшая разновидность дольника – русский гекзаметр, «дактило-хореический» стих. Строка гекзаметра может либо совпасть с метром правильного шестистопного дактиля («Смилуйся, слыша сие таково злоключение наше!»), либо, оставаясь шестистопною, укоротиться за счет того, что в каком-то ее месте или в каких-то местах между ударными ближайшими сильными слогами наличествует не два слога, как в дактиле, а один, как в хорее («Много Богиня к сим словам приложила вещаний»). (Вот загнул-то! Этот А.А.Илюшин сам-то понял, что написал!?) Оба примера взяты из «Тилемахиды» Тредиаковского. (Час от часу не легче!) Ритмическая гибкость дольника обусловлена тем, что вариации типа приведенных трудноисчислимы (и неудобоваримы), чередуемость их неспланирована. К тому же в некоторыхразновидностях дольника допускаются «скользящие анакрузы» – метрически разные зачины строк:

На нас ордой опьянелой

Рухнете с темных становий –

Оживить одряхлевшее тело

Волной полыхающей крови

В. Брюсов «Грядущие гунны»

Здесь начальный ударный слог то, второй, то первый, то третий по счету в стихе.

Теоретиков жанра издавна интересовал вопрос о связи версификационных форм с жанром, эмоциональным строем, смыслом, содержанием стихотворного текста. В связи с этим возникло понятие о «семантическом ореоле метра».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: