Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Ритм и метр. Основные стихотворные размеры




Стихотворная речь обладает двумя отличительными признаками:

37) дробится на сопоставимые между собой отрезки.

38) обычно обладает внутренней мерой, т.е. ритмом. Исключение – верлибр.

Метр – общая схема звукового ритма стиха.

Ритм принимает значение только тогда, когда ритмические структуры повторяются. В разных языках задаётся разными способами.

Системы стихосложения:

16) метрическая.

17) силлабическая.

18) тоническая.

Метрическая системаиспользуется в языках, где гласные различаются по долготе: древнегреческий, латынь, арабский.

Долгие и краткие гласные чередуются, строки соизмеримы по времени произнесения. Вместо двух кратких слогов может быть один долгий – считается, что на его произнесение нужно то же самое время.

Мора – длина краткого слога. Длина долгого слога – 2 моры.

Все основные известные нам размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) сложились в метрической системе.

Гексаметр – 6-стопный дактиль, схема каждой стопы –UU, но возможно и – – при замене кратких слогов долгим. Такая замена называется спондей.

«Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера» (Пушкин). «Крив был» - оба слога ударные, т.е. в метрической системе долгие.

Силлабическая система.

Используется в языках, где нет различия по долготе-краткости гласных или оно неважно. Есть фиксированное ударение, поэтому слова не могут различаться только долготой или ударением. Тогда возникает фразовое ударение.

Ритм задаётся повторением одинакового количества слогов в стихах.

Длинная строка обычно разбивается паузой – цезурой. Цезура постоянно повторяется в одном и том же месте.

В русской силлабике встречается только женская рифма, клаузула перед цезурой тоже всегда женская.

Тоническая система.

Используется в языках с подвижным ударением, где нет различия по долготе. В каждом стихе одинаковое количество ударных слогов (сильных ударений).

Для русского стихосложения сейчас характерна силлабо-тоническая система, которая упорядочивает и количество слогов, и ударения.

Примеры основных размеров:

Ямб.

«Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить». (Пушкин).

Хорей.

«Выхожу один я на дорогу» (Лермонтов).

Дактиль.

«В полном разгаре страда деревенская» (Некрасов).

Амфибрахий.

«Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт» (Некрасов).

Анапест.

«На морских берегах я сижу,

Не в пространное море гляжу». (Сумароков).

Ритмические нарушения.

Пиррихий – пропуск метрического ударения.

«Бранил Гомера, Феокрита».

U –́ U –́ U – U –́ U

«Феокрита» - безударный «е», по схеме должен быть ударным.




Спондей – сверхсхемное ударение.

«Взят купно свет и дух татарам». (Ломоносов).

Ú –́ U –́ U –́ U –́ U

«швед» - по схеме безударный слог.

Хореямб– совмещение спондея и пиррихия.

«Нет, не черкешенка она».

Ú – U –́ U – U –́

Факторы, определяющие ритм:

5) характер чередования сильных и слабых мест.

6) длина стиха.

7) словоразделы и цезура

8) характер клаузул и их комбинация.

9) расположение пиррихиев и спондеев.

Всё вышесказанное относится к классическому периоду русского стиха, т.е. примерно до конца XIX века. Постепенно классическая система расшатывается, исчезает строгое чередование ударных и безударных слогов. Например, у Ахматовой:

«Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов.

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов».

Появляются новые стихотворные размеры.

Дольник– 2-3-хсложный размер. Между сильными местами помещается 1 или 2 безударных слога, количество сильных мест в стихах одинаково.

В зависимости от количества стоп – трёхдольник и т.д.

«Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою» - четырёхдольник. (Блок).

Тактовик – между сильными местами помещается 1-3 безударных слога.

Акцентный стих – урегулировано только число ударений, безударных слогов между ударными обычно от 0 до 4. Возвращение к тонической системе.

«Но мы работаем, будто мы

делаем величайшую эпопею». (Маяковский).

Верлибр – свободный стих. Не имеет метра, от прозы отличается паузами.



Термины:

Сильное место стиха (икт) – слог, на который преимущественно падает ударение. –

Слабое место стиха (межиктовый интервал)– слог, на который, как правило, не падает ударение. U

Тогда определения стихотворных размеров даются следующим образом: ямб – двусложный размер со вторым сильным слогом и т.п.

Стопа– повторяющееся сочетание сильных и слабых мест.

Размер – количество мест в стопе.

Например, ямб – это метр, 4-хстопный ямб – размер, а конкретная реализация этого размера – ритм.

Клаузула – окончание стиха (не то же самое, что рифма).

По количеству слогов после последнего ударного различается мужская клаузула, женская, дактилическая и гипердактилическая (0, 1, 2 и 3 соответственно).

Словораздел– совпадение конца слова с концом стопы.

Цезура – словораздел, повторяющийся в нескольких строчках.

Фоника– раздел стиховедения, изучающий звучание стихов.

Лекции по литературоведению.

Учебник Б.В. Томашевского.





Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 1912; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9349 - | 7418 - или читать все...

Читайте также:

 

34.204.173.45 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.