Ритм и метр. Основные стихотворные размеры

Стихотворная речь обладает двумя отличительными признаками:

37) дробится на сопоставимые между собой отрезки.

38) обычно обладает внутренней мерой, т.е. ритмом. Исключение – верлибр.

Метр – общая схема звукового ритма стиха.

Ритм принимает значение только тогда, когда ритмические структуры повторяются. В разных языках задаётся разными способами.

Системы стихосложения:

16) метрическая.

17) силлабическая.

18) тоническая.

Метрическая система используется в языках, где гласные различаются по долготе: древнегреческий, латынь, арабский.

Долгие и краткие гласные чередуются, строки соизмеримы по времени произнесения. Вместо двух кратких слогов может быть один долгий – считается, что на его произнесение нужно то же самое время.

Мора – длина краткого слога. Длина долгого слога – 2 моры.

Все основные известные нам размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) сложились в метрической системе.

Гексаметр – 6-стопный дактиль, схема каждой стопы –UU, но возможно и – – при замене кратких слогов долгим. Такая замена называется спондей.

«Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера» (Пушкин). «Крив был» - оба слога ударные, т.е. в метрической системе долгие.

Силлабическая система.

Используется в языках, где нет различия по долготе-краткости гласных или оно неважно. Есть фиксированное ударение, поэтому слова не могут различаться только долготой или ударением. Тогда возникает фразовое ударение.

Ритм задаётся повторением одинакового количества слогов в стихах.

Длинная строка обычно разбивается паузой – цезурой. Цезура постоянно повторяется в одном и том же месте.

В русской силлабике встречается только женская рифма, клаузула перед цезурой тоже всегда женская.

Тоническая система.

Используется в языках с подвижным ударением, где нет различия по долготе. В каждом стихе одинаковое количество ударных слогов (сильных ударений).

Для русского стихосложения сейчас характерна силлабо-тоническая система, которая упорядочивает и количество слогов, и ударения.

Примеры основных размеров:

Ямб.

«Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить». (Пушкин).

Хорей.

«Выхожу один я на дорогу» (Лермонтов).

Дактиль.

«В полном разгаре страда деревенская» (Некрасов).

Амфибрахий.

«Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт» (Некрасов).

Анапест.

«На морских берегах я сижу,

Не в пространное море гляжу». (Сумароков).

Ритмические нарушения.

Пиррихий – пропуск метрического ударения.

«Бранил Гомера, Феокрита».

U –́ U –́ U – U –́ U

«Феокрита» - безударный «е», по схеме должен быть ударным.

Спондей – сверхсхемное ударение.

«Взят купно свет и дух татарам». (Ломоносов).

Ú –́ U –́ U –́ U –́ U

«швед» - по схеме безударный слог.

Хореямб – совмещение спондея и пиррихия.

«Нет, не черкешенка она».

Ú – U –́ U – U –́

Факторы, определяющие ритм:

5) характер чередования сильных и слабых мест.

6) длина стиха.

7) словоразделы и цезура

8) характер клаузул и их комбинация.

9) расположение пиррихиев и спондеев.

Всё вышесказанное относится к классическому периоду русского стиха, т.е. примерно до конца XIX века. Постепенно классическая система расшатывается, исчезает строгое чередование ударных и безударных слогов. Например, у Ахматовой:

«Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов.

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов».

Появляются новые стихотворные размеры.

Дольник – 2-3-хсложный размер. Между сильными местами помещается 1 или 2 безударных слога, количество сильных мест в стихах одинаково.

В зависимости от количества стоп – трёхдольник и т.д.

«Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою» - четырёхдольник. (Блок).

Тактовик – между сильными местами помещается 1-3 безударных слога.

Акцентный стих – урегулировано только число ударений, безударных слогов между ударными обычно от 0 до 4. Возвращение к тонической системе.

«Но мы работаем, будто мы

делаем величайшую эпопею». (Маяковский).

Верлибр – свободный стих. Не имеет метра, от прозы отличается паузами.

Термины:

Сильное место стиха (икт) – слог, на который преимущественно падает ударение. –

Слабое место стиха (межиктовый интервал) – слог, на который, как правило, не падает ударение. U

Тогда определения стихотворных размеров даются следующим образом: ямб – двусложный размер со вторым сильным слогом и т.п.

Стопа – повторяющееся сочетание сильных и слабых мест.

Размер – количество мест в стопе.

Например, ямб – это метр, 4-хстопный ямб – размер, а конкретная реализация этого размера – ритм.

Клаузула – окончание стиха (не то же самое, что рифма).

По количеству слогов после последнего ударного различается мужская клаузула, женская, дактилическая и гипердактилическая (0, 1, 2 и 3 соответственно).

Словораздел – совпадение конца слова с концом стопы.

Цезура – словораздел, повторяющийся в нескольких строчках.

Фоника – раздел стиховедения, изучающий звучание стихов.

Лекции по литературоведению.

Учебник Б.В. Томашевского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: