Вопрос 57. Глобальные тенденции историко-литературного процесса

На протяжении веков существовала смена типов художественного сознания.

1. Архаический тип. Слово не утратило магической функции, эстетическая функция лишь осмысливалась, завоевывала позиции. Влиятельна фольклорная традиция, распространено коллективное творчество. Преобладает мифопоэтическое художественное сознание, еще отсутствует рефлексия над словесным искусством, поэтому нет ни лит критики, ни творческих штудий, ни художественно-творческих программ. Практически нет категории авторства, имя писателя не выражает идею авторства, не передаются личные особенности мышления. Все это появится лишь на второй стадии.

2. Нормативный тип (конец античности – конец 18 в). Этот весьма длительный период отмечен преобладанием традиционализма художественного сознания и «поэтики стиля и жанра»: писатели ориентировались на заранее готовые формы речи, отвечающие требованиям риторики, и были зависимы от жанровых канонов. В рамках этой стадии выделяются 2 этапа, рубежом между которыми явилось Возрождение. На втором лит-ра делает шаг от безличного начала к личому (хотя еще в рамках традиционализма), лит-ра в большей мере становится светской (секуляризация, обмирщение). С начала 16 в. в лит-ре стали формироваться художественные методы и направления (барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм)

3. Индивидуально-творческое художественное сознание. Начинается с эпохи Просвещения и романтизма. Отныне доминирует «плэтика автора», освободившегося от власти жанрово-стилевых предписаний. Здесь литература «предельно сближается с непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его мерке». Наступает эпоха индивидуально-авторских стилей, литературный процесс тесно сопрягается с личностью автора и окружающей его действительностью.

Вопрос 58. Эволюция типов художественного сознания.

Вопрос 59. Проблемы художественного метода и стиля; различные толкования этих понятий в литературоведческой науке.

Вопрос 60. Общие понятия о литературном направлении, течении и школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: