double arrow

Понятие художественной правды и художественной иллюзии

Художественная правда и мастерство ее выражения ценились с самых первых теоретико-критических суждений об искусстве.

Художественная правда —важнейшая эстетическая закономерность художественного творчества. Правда в искусстве не тождественна правдоподобию, она не есть простая похожесть на жизнь. И. Бабель заметил, что хорошо придуманной истории незачем походить на жизнь: жизнь изо всех сил старается походить на хорошо придуманную историю. Есть предание о художнике, написавшем цветы столь искусно, что их принимали за живые не только люди, но и пчелы. Они садились на полотно собирать мед. Ну что же, если искусство обманывает пчел, это полбеды, но если людей — беда: оно становится подделкой действительности.

Художественная правда заключает в себе неожиданность. Если в произведении все ожидаемо, загодя известно, то перед нами штамп, клише, расхожая полуистина, а не художественная правда. То, что острый ход сюжета цепко держит внимание читателя, — лишь внешнее проявление значения неожиданной вероятности для художественной правды.

В «Пире во время чумы» Пушкина на пире присутствуют две женщины: одна из них хрупкая, слабая, а другая суровая, жестокая. Однако при виде страшной телеги с трупами теряет сознание жестокая: «Нежного слабей жестокий, и страх живет в душе, страстьми томимой..» Художественная правда парадоксальна, неожиданна, включает в себя непредвиденное, и поэтому информационно насыщена. Правда искусства всегда удивительна. Искусство просвечивает покровы, раскрывает скрытое, поэтому оно полно «великолепных нелепостей», ожидаемых неожиданностей, волшебства. Художественная правда необязательно похожа на действительность, но глубоко соответствует ее существу.

Иллюзия [лат. illusio - обман, заблуждение] – искаженное восприятие действительности. В литературе (науке) различают два типа иллюзий. Одни вызываются необычными внешними условиями, при этом сам организм, воспринимающий иллюзии, функционирует нормально. Другие обусловлены патологическими (болезненными) отклонениями в функционировании организма иллюзирующего субъекта. От иллюзий предлагают отличать галлюцинации, которые, в противоположность иллюзиям, возникают при отсутствии внешних объектов (правда, что это такое “отсутствие внешних объектов”, наверное, затруднятся сказать и сами авторы определения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: