Пафос литературы

Пафос – эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя Пафос присутствует в литературе, где проявляется сильное чувство автора; описательная, натуралистическая литература его не имеет. Пафос можно назвать душой произведения, это настроение, которым пронизан голос повествователя, который “незримо”, т.е. почти незаметно сопровождает развитие событий. (почти как в фильме – зритель следит за действием, а действие сопровождается мелодией, которую мы часто не замечаем, но которая настраивает на определенное настроение). Проанализировать пафос произведения – значит определить его “эмоционально-ценностную ориентацию”, т.е. узнать отношение произведения к миру и к человеку в мире.

Сам термин был взят из античной теории красноречия, где он обозначал ту особую возвышенную страсть, которая должна присутствовать в речи оратора, если он расчитывает на успех.

В зависимости от типа эмоциональности выделяют такие разновидности пафоса: эпико-драматический, героический, романтический, сентиментальный, сатирический, юмористический.

Между этими разновидностями иногда существует связь, и один пафос переходит в другой. Самые распространенные связи наблюдаются между пафосом героическим и трагическим, а также сентиментальным и романтическим. Героизм часто завершается гибелью героя, и чувствительное отношение к персонажу иногда перерастает в его романтизацию. Можно говорить и о близости сатирического пафоса с его гневной интонацией и комизма и юмора, более мягких стилистических форм осмеяния изображаемого.

В современном литературоведении термин употребляется в сочетании «пафос какого-либо произведения» – напр., пафос «Мёртвых душ» и «Ревизора» Н. В. Гоголя (по словам самого автора) – «видный миру смех сквозь незримые ему слёзы». В истории литературы термин «пафос» имел различные значения: в античной теории пафос – страсть как свойство души, её способность чувствовать что-либо. В немецкой классической эстетике пафос – совокупность страстей, определяющая содержание человеческого поведения.

Итак, пафос – это эмоциональный фон, это страсть произведения. В отличие от идеи, которая является мыслью – это чувство, которое передает нам автор. И без него художественное произведение становится лишь сухим перечислением фактов. Другой вопрос – те средства выразительности, при помощи которых автор создает нам этот фон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: