Цель занятия: освоить методики качественного обнаружения лекарственных веществ кислотного и слабоосновного характера.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Контроль исходного уровня знаний
1.Частные методы изолирования барбитуратов.
2.Особенности изолирования производных ксантина.
3.Метаболизм производных барбитуровой кислоты, ксантина и пиразолона.
4.Применение инструментальных методов в анализе производных барбитуровой кислоты.
5. Тест-контроль по химико-токсикологическому анализу производных барбитуровой кислоты, ксантина и пиразолона.
Лабораторная работа
При подготовке к занятию заполнить лабораторный журнал. Для идентификации лекарственных веществ кислотного и слабоосновного характера проводят следующие реакции:
ПРОИЗВОДНЫЕ БАРБИТУРОВОЙ КИСЛОТЫ
| Барбитал | Фенобарбитал | Этаминал- натрий | Барбамил | Бутобарбитал |
| 1. Мурексидная реакция; 2. Реакция выделения кислотной формы; 3. Меднопиридиновый реактив | ||||
| Хлорцинкиод | Образование п- нитрофенил-этилбарбитуровой кислоты | Хлорцинкиод | Хлорцинкиод | Хлорцинкиод |
| Железоиодидная комплексная соль | Железоиодидная комплексная соль | Железоиодидная комплексная соль | Железоиодидная комплексная соль | |
| Родамин 6Ж | Родамин 6Ж | |||
| Медноиодидная комплексная соль | Медноиодидная комплексная соль |
| Кофеин | Теобромин | Теофиллин |
| Реактив Драгендорфа | Реактив Драгендорфа | Реактив Драгендорфа |
| Мурексидная реакция | Мурексидная реакция | Мурексидная реакция |
| Реактив Несслера | Реактив Несслера | Диазотированная сульфаниловая кислота |
ПРОИЗВОДНЫЕ ПИРАЗОЛОНА
| Амидопирин | Антипирин | Анальгин |
| Реактив Драгендорфа | Реактив Драгендорфа | KIO3 |
| FeCl3 | FeCl3 | FeCl3 |
| AgNO3 | HNO2 | Реактив Миллона |
| HNO2 | Образование азокрасителя | Хромотроповая кислота (после гидролиза) |
| H2SO4 (конц) и хромотроповая кислота |
Литература: [1] С.197-231, [2] С.133-153,227-231,236-239, [3] C.60-79, [4].
ЗАНЯТИЕ №5. Изолирование и реакции качественного обнаружения лекарственных веществ основного характера
Цель занятия: освоение методик идентификации данной группы веществ с помощью химических реакций.
ХОД ЗАНЯТИЯ