Распространенные акцентологические ошибки

Неправильно Правильно
вероисповедание вероисповедание
включим приемник включим приемник (включу, включишь, включит, включим, включите, включат)
вручат орден вручат орден (вручу, вручишь, вручит, вручим, вручите, вручат)
гражданство гражданство
жалюзи жалюзи
красивее красивее
осужденный осуждённый
облегчить облегчить
преминуть: не преминутьне упустить случая сделать что-либо преминуть: не преминутьне упустить случай сделать что-либо
премировать премировать

Лексическая ошибка - один из видов неправильностей, допускаемых учащимися в языковом оформлении своих связных высказываний. Они отражают неполное владение учащимися се­мантикой и правилами употребления слов,

Виды лексических ошибок. Лексические ошибки делятся на два типа: лексико-семантические и лексико-стилисти-ческие. Лексико-семантические ошибки связаны с нарушением лексических норм, а лексико-стилистические - с нарушением сти­листических правил употребления слов.

Лексико-семантические ошибки делятся на следующие виды:

- употребление слова в несвойственном ему значении (на­пример, купить канонаду, т.е. игрушку-пушку);

- неправильное сочетание слов (например, «пожилая лошадь»);

2) употребление нелитературных слов (просторечных, диалект­
ных, жаргонных, новообразований).

Лексико-стилистические ошибки делятся на следующие виды:

3) употребление в тексте одного стиля слов, фразеологизмов, ис­
пользуемых преимущественно в другом стиле (или в других стилях);

4) неоправданное повторение одних и тех же слов, создающее
звуковое однообразие речи;

- тавтология (передача одного и того же по-разному), приво­дящая к неоправданному удлинению речи;

- словесная напыщенность, приводящая к ложной красивости.

Обозначение лексических о ш и б о к. Для выделения лексических ошибок в тексте детской работы школа использует волнистую линию. Обозначать же их на полях тетради целесооб­разно с помощью буквенных символов - начальных букв терми­нов, которые обозначают типы лексических ошибок, а именно: лексико-семантические (нарушение нормы) -ЛЯ, т.е. лексическая нормативная; лексико-стилистические (нарушение стилистических правил) - ЛСГ, т.е. лексическая стилистическая. Эти символы легко осознаются учащимися. По ним они могут вполне само­стоятельно проводить исправление соответствующих ошибок в своих работах.

Ознакомление детей с видами ошибок и ме­тодика работы над ними. Самостоятельной работе уча­щихся над лексическими ошибками предшествует специальное ознакомление с их видами. При этом целесообразнее всего знако­мить детей с ошибками и способами их исправления постепенно, рассредоточенно, по мере изучения лексических понятий.

Работа над лексическими ошибками на уроке. Знакомство с видами лексических ошибок производится на спе­циальном уроке работы над ошибками. В структуре урока работы над ошибками в изложениях и сочинениях выделяются необходи­мые элементы: ознакомление с одним из видов лексических оши­бок и их условным знаком; обучение учащихся на 2-3 примерах умению исправлять ошибки данного вида; исправление уча­щимися ошибок этого вида в своих работах. Для ознакомления с видом ошибки на классной доске выписывается пример с данной ошибкой. Учитель объясняет суть ошибки, способ ее исправления (зачеркивание и надписывание нужного слова). Затем под руководством учителя учащиеся в двух-трех приме­рах, записанных неправильно на доске, находят лексические ошибки и записывают в исправленном виде. Для описанной ра­боты учитель может взять примеры либо из других работ уча­щихся, либо из той, над ошибками в которой проводится специ­альный урок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: