Билет 5. Эстетическая природа искусства и его связь с другими формами общественного сознания. Эстетизм

Эстетика (изначально) – наука о прекрасном; в современном понимании – наука, изучающая сферу ценностного отношения человека к миру и его художественную деятельность.

«Эстетическое» в переводе с греч. - чувственно воспринимаемое.

Эстетическая деятельность – это созерцание единичных предметов, которые постигаются как нечто завершенное и целостное; при этом эстетическое чувство не связано с категорией пользы и предполагает наличие эстетической дистанции.

Эстетическое имеет два аспекта: предметный и эмоциональный. В сферу эстетического входят и особого рода переживания и их объективные предпосылки, определенные свойства предметов.

В середине XVIII в. эстетическое стало объектом специальной научно-философской дисциплины – эстетики. Ее основатель, немецкий философ А. Баумгартен, автор двухтомного трактата на латыни «Эстетика» (1750, 1758), охарактеризовал эстетику как учение о совершенстве чувственного познания, противостоящего логическому.

Предмет эстетики – чувственно воспринимаемые образы, а не абстракции; основное понятие – прекрасное. Сфера прекрасного – чувственная видимость.

Высшая форма эстетического – художественное. НО: эстетическое шире художественного, так как включает и внехудожественную реальность.

В эстетике явления оцениваются в эстетических категориях: аполлоническое и диониссийское, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное.

Эстетическое не может быть отождествлено с гедонистическим (наука о наслаждении), логическим, этическим.

Эстетика выделяется в ряду форм общественного сознания:

Политики, этики, религии, науки, права.

Эстетизм – абсолютизация эстетического, возвышение эстетических ценностей над всеми другими, зачастую при исключении этического. Соотношение эстетического и этического – изменчивая категория.

Немецкая эстетика: только в эстетическом состоянии человеческая природа проявляется в чистоте и непосредственности.

Шеллинг: «добро, которое не есть красота, не есть также и абсолютное добро».

Начало XX века: разрыв с этическим в пользу эстетики.

Ницше: «существование мира может быть оправдано лишь как эстетический феномен».

Преодоление эстетизма: С.Н. Булгаков придавал огромное значение эстетическим эмоциям («благодаря красоте у человека вырастают крылья, он чувствует себя не комком материи или двуногой обезьяной, но бесконечным духом, питающимся абсолютным и божественным»), но выступал против культа эстетического и игнорирование иных ценностей: «Эстетические восприятия пассивны: они не требуют подвига, напряжения воли, они даются даром, а то, что дается даром, способно «развращать».

Бахтин: «эстетическое видение» оправданно и насущно, поскольку не претендует быть «философским видением единого и единственного рая».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: