Работа И.Канта «Критика эстетической способности суждения»
Суждение вкуса – не познавательное, а эстетическое суждение (только субъективно). Чувство – это то, что всегда должно оставаться субъективным, и оно не может составить представление о предмете (оно основано на понятиях, которые не являются целью).
Прекрасное должно зависеть от рефлексии о предмете, а приятное полностью основано на ощущении. Прекрасное нравится непосредственно, а доброе рассматривается разумом(доброе – это способность желания, определенная разумом). Прекрасное и доброе связаны с интересом к своему предмету. Они обозначают различные отношения представления к чувству удовольствия и неудовольствия, т. е. прекрасное – то, что просто нравится, а доброе – то, в чем видят объективную ценность.
Во всех видах изобразительного искусства основой для склонности вкуса является не то, что радует в ощущении, а то, что нравится только своей формой. Суждение является эстетическим потому, что оно основывается не на понятии, а на внутреннем чувстве. Только из наличия общего вкуса может быть выведено суждение вкуса.
По поводу искусства: пение человека надоедает больше, чем пение птиц, т.к. последнее нельзя свести к каким-либо правилам, в отличие от первого, которое надоедает.
Вывод: искусство человека ограничено правильностью изображения и исчерпаемо, в отличие от природы, которая неправильна. Правильность должна выражать единство созерцания.
Гений дает искусству правила; он – творящая природа, является оригинальным, невоспроизводимым