double arrow

Билет № 7. Свойства слова-знака (по Соссюру). Три измерения семиозиса (по У. Моррису). Знаковые системы («коды») в художественной литературе

Семиотика – наука о знаках и знаковых системах. По Соссюру, язык – система знаков, знак – двусторонняя единица, единство означающего и означаемого, связанных условной связью. Он подчеркивает следующие свойства:

1. произвольность слова-знака: в разных языках один и тот же предмет обозначается по-разному: дерево и arbor. Это отличает от сигналов (дым à возгорание – первое часть второго, его грань). Знак – это когда В преднамеренно ставиться кем-то вместо А с целью информировать кого-то об этом А.

2. функционирование в системе знаков: значимость не сама по себе, а через соотнесённость с другими знаками системы

3. коллективность использования

4. традиционность использования

Моррис – 3 группы знаков:

· индексальные (указывающие на конкретные предметы – ЭТОТ дом);

· характеризующие (иконические – означающее похоже на означаемое, например, фотография, карта звездного неба, модель);

· универсальные (вне конкретики, повсеместные – слова «нечто», «сущность»)

С точки зрения семиотики, художественный образ может быть определен как иконический знак.

Три измерения семиотики по Моррису:

1. семантика – отношение знака к объекту, к внеязыковой действительности;

2. синтактика – отношения знаков друг к другу;

3. прагматика – отношения знаков к ценностям интерпретатора.

По Лотману, искусство – и моделирующее, и семиотическое.

Искусство как семиотическая система.

       
   
 


Моделирующая: худ. Пр-е и действительность. Знаковая: худ. Пр-е и читатель




Познавательная функция Коммуникативная функция

«Истина и ложь в искусстве» «Понятность-непонятность»

Знаковые системы: знак обретает значимость в сиcтеме à для адекватной интерпретации необходимо понимать всю знаковую систему (пример – средневековая литература, в частности древнерусская). Можно рассказать о проблеме интерпретации: перевод из одной кодовой системы в другую.

Билет 8. Литература в ряду искусств. Г.Э.Лессинг о границах живописи и поэзии.

* Готхольд Эфраим Лессинг (1729 -1781 гг.) – 2 главных труда:

> “Лаокоон, или о границах живописи и поэзии” (1766)

> “Гамбургская драматургия”

Также Лессинг известен не только как теоретик, но и как драматург и баснописец (писал басни в прозе)

* * *

Говоря о границах живописи и поэзии, Л. Учитывал следующие положения:

Ø «… В произведениях живописи, где всё даётся лишь одновременно, в сосуществовании, можно изобразить только один момент действия – поэтому необходимо выбирать момент наиболее значимый, из которого бы становились понятными и предыдущие и последующие моменты...



- > точно так же поэзия, где всё даётся лишь в последовательном развитии, может уловить только одно какое-либо свойство тела и потому должна выбирать свойства, которое будет больше всего соответствовать необходимому в данной ситуации чувственному представлению о теле.

Ø Поэт <Л. подразумевает Гомера > может 1).остановить внимание читателя/слушателя на каком-нибудь материальном предмете +2). умеет разбить изображение этого предмета на целый ряд моментов, в каждом из которых предмет является в новом виде

-> живописец создаёт цельный образ – изображение тела - на каком-либо взятом этапе/ моменте времени: “… Корабль для него <Гомера> - или чёрный корабль, или – самое большое – хорошо оснащённый чёрный корабль. В дальнейшее описание корабля Гомер не входит. Напротив, самое плавание, отплытие, причаливание корабля составляют у него предмет подробного изображения – такого, из которого живописец должен был бы сделать пять, шесть или более отдельных картин, если бы захотел перенести не своё полотно это изображение

Ø Л. вообще всячески подчёркивал, что литература в наглядности всё же уступает живописи: « То, что глаз охватывает сразу, поэт должен показывать нам медленно, по частям, и нередко случается так, что при восприятии последней части мы уже совершенно забываем о первой».

+ в дополнении к билету 38 (к слову о приёме описания): « …Все остальные случаи описания материальных предметов (если только не употреблён <…> приём Гомера, при помощи которого сосуществующее превращается в последовательно образующееся), по мнению лучших знатоков всех времён, являются пустой забавой, для чего совсем не нужно таланта или требуется талант очень незначительный. « Когда плохой поэт, - говорит Гораций, - не в силах ничего сделать, он начинает описывать рощи, жертвенник, ручей…»

* Л.В.Чернец на лекции по этой теме дала сравнение ещё и с музыкой:

> Музыкальное и литературное произведение – > восприятие проходит в процессе.

> Живопись – > происходит сразу целостное восприятие предмета






Сейчас читают про: