Доказательство

а) Литературоведение -это наука о законах отражения жизни с помощью образов, создаваемых словом.

б) Основные науки в рамках литературоведения:

· История литературы.

· Теория литературы.

· Литературная критика.

в) Вспомогательные литературоведческие дисциплины:

· Літературна історіографія як допоміжна дисципліна, що займається дослідженням історії розвитку і накопичення знань з провідних літературознавчих дисциплін.

· Літературна бібліографія як галузь, що займається виявом, підрахунком та систематизацією друкованих творів художньої літератури і ітературознавства.

· Текстологія як допоміжна літературознавча дисципліна, що досліджує і тлумачить художні тексти, щоб донести їх до читача у первісному, задуманому автором вигляді.

· Палеографія як дисципліна, що вивчає писемні знаки, особливості написання літер в різні періоди розвитку мови того чи іншого народу, почерки, своєрідність паперу кожної епохи, художні прикраси-орнаменти та ін.

г) Связь литературоведения с другими науками:

· Історія, Социология

· Мовознавство

· Педагогіка, Психологія

· Філософія, Культурологія

· Народознавство, Релігієзнавство

· Етнографія, Мистецтвознавство

Вывод: Литературоведение как одна из двух основных филологических дисциплин теснее всего связана с искусствоведением и культурологие, ибо она изучает ИСКУССТВО слова.

2, 3.. тезисы можете добавить к этому ответу из дополнительных источников.

Итог: И так, мы рассмотреливопрос о литературоведении как науки, и может сформулировать общий вывод.

ІІІ. Заключение. Для профессии филолога обе науки должны бать равноправными: языкознание и литературоведение, однако каждый филолог («корень слова – «фило» - то есть любить) выбирает себе с одну любовь. Для меня это именно литературоведение - уникальная наука о поэтике и глубинном смысле великих литературных произведений.

___________________________________________________________________________

Ответ на 4-ый вопрос. Літературна критика як акт читання.

І. Вступление. Литературная критика – одна из трех основных наук литературоведения. Она изучает современный литературный процесс.

ІІ. Основная часть. Рассмотрим понимание литературной критики с точки зрения известного философа ХХ века М. Мамардашвили (дальше - конспект статьи Мераба Мамардашвили «Литературная критика как акт чтения»)

1. Любой литературный текст, текст искусства сводятся к жизненным вопросам, то есть к любви, смерти, к смыслу и достоинству существования, к тому, что мы реально испытываем в жизни и ожидаем от нее; и, очевидно, читаем мы то, что близко нашему душевному опыту.

2. Если мы не узнали себя в том, что мы читали, то оно для нас пусто – и, значит, его не нужно ни читать дальше, ни писать о нем критику.

3. Задачи критики: эксплицировать (то есть объяснять) в тексте так, чтобы, развиваясь самому, расширить и опыт книги, и опыт ее читателей.

4. Литературная критика - как отношение людей к произведениям искусства, включается в распутывание опыта прохождения пути героя, его осознание своего смысла жизни.

5. Акт чтения как жизненный акт (и уравнение этого интеллектуального акта с «чтением» смысла любой другой судьбоносной встречи, будь то встреча с цветами боярышника или с несчастной любовью) – то есть книга в жизни человека становиться тем же, что любая реальная встреча с человеком, любое реальное событие…

6. Слишком часто литературу воспринимают так:

- развлечение: совершенно внешнее дополнение к жизни, некая область украшения и развлечения,

- поучение: как готовое поучение и вмешательство извне, специально реализуемое этакими «людоведами и душелюбами», хранителями и носителями правды,

- «искусство для искусства» - проявление чистого артистизма, или социально, нравственно и идейно ангажирована (то есть завербована).

7. Сам акт чтения: оказалось, что если книгу ты прочитываешь, то только в той мере, в какой она отражает твою собственную душу, т.е. в этом смысле книга есть духовный инструмент, а не предмет, не вещь.

8. Символизм: его основной идеей была одна простая мысль, выраженная четко Бодлером, потом закрепленная Маларме: изменить жизнь. Имелось в виду зажить действительной жизнью и реализоваться тому, кто пишет поэму, пишет роман, симфонию, пишет живопись.

9. Критика: в каком-то смысле читатель, т.е. потребитель, и писатель уравнены в отношении к тексту, т.е. писатель так же «не понимает» свой текст и так же должен расшифровывать и интерпретировать его, как и читатель.

10. Л итературная критика в философском аспекте есть лишь расширенный акт чтения, является расширением моего акта чтения, вашего акта чтения – и не дальше. Такое отношение к книге, естественно, уравнивает акт чтения книги с другими жизненными актами.

11. Истина тебя нигде не ожидает, никто тебе ее по почте, как выражается М. Пруст, не пришлет (в том числе истину о Гете, о Стендале и др.). Ты должен остановиться и работать, т.е. там, в движущемся по инерции мире, ты должен остановиться, а здесь, в точке луча впечатления (от книги, от любого реального факта жизни) работать.

12. Литературная критика есть:

- Во-первых, расширение акта восприятия, но ограниченное рамками задач этого расширения. Она всегда есть критика собрата по испытанию, продолжение испытания своими средствами

- Во-вторых, критика может быть важна только при условии участия вместе с читателем в открытии содержания и при предположении, что книги, идеи и слова – не фетиши.

- И литература – никакая не священная корова, а лишь один из духовных инструментов движения к тому, чтобы самому обнаружить себя в действительном испытании жизни, уникальном, которое испытал только ты, и кроме тебя и за тебя никто извлечь истину из этого испытания не сможет.

ІІІ. Заключение. Итак, литературная критика как акт чтения расширяет и обогащает наше восприятие литературных произведений.

___________________________________________________________________________

Ответ на 5-ый вопрос. Художня література – одна з форм суспільної свідомості та «найкращий співрозмовник» (Д. Пріслі). Читання як праця і творчість (за В. Асмусом).

І. Вступление. Д. Пристли назвал литературные произведения наилучшими собеседниками для человека, об этом он писал в своей статье «Литература и школа». Там же он спрашивал, много ли значит любовь и брак без задушевной беседы? В этой статье Пристли сожалеет, что учителя заботятся о воспитании учеников, но ничего не делают для того, чтобы жизнь за пределами школы стала лучше и достойнее, чтобы она была для этих учеников достойным местом существования. Иначе сразу же после школы – «хрупкий и нежный цветок – душа и надежда подростка – оказываются выброшенными на помойку» (Пристли). Что же может повлиять на улучшение реальной жизни? Общественное сознание. А оно формируется и под влиянием литературы в том числе.

Мостик: Итак, рассмотрим литературу как одну из форм общественного сознания.

ІІ. Основная часть.Перейдем к рассмотрениюсущности общественного сознания и феномена чтения как труда и творчества.

1 тезис. Искусство – это одна из форм общественного сознания, которое в свою очередь состоит из различных форм общественной жизни человека.

Доказательство:

а) определение: Общественное сознание – это отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания. Выделяют различные формы общественного сознания.

б) самостоятельно расшифровать каждый вид общественного сознания из ниже перечисленных:

- искусство

- политика

- философия

- право

- мораль

- религия

- наука

Вывод: Итак, общественное сознание

2 тезис. «Значит, нужные книги ты в детстве читал…» - можно процититровать стихотворение В. Высоцкого о том, какое значение для человека, для его достойного поведения, для его ценности и порядочности имеет то, читал ли он в детстве нужные книги?

3 тезис. Добавьте сами конспект статьи Асмуса.

ІІІ. Заключение. Итак, художественная литература в рамках искусства является одной из форм общественного сознания, а чтение художественной литературы – это не развлечение, а труд и творчество. И этот труд и творчество приносит самые счастливые плоды в жизнь читателя. Например, трудно переоценить роль книги А.Грина «Алые паруска» в моей жизни и в формировании моего сознания – и общественного, и индивидуального. (можете привести свои примеры)

Ответ на 6-ой вопрос. Художня література як мистецтво слова. Класифікація видів мистецтва.

I. Вступление. Художественная литература является одним из видов искусства. Это особый вид – это искусство СЛОВА. То есть литературатура, так же как и все искусство, отражает, воспроизводит, познает жизнь при помощи образов, но в литературе материалом для этих образов служит СЛОВО.

Мостик: Итак, рассмотрим литературу как искусство и классификацию всех видов искусства.

II. Основная часть.

1 тезис. Искусство, значит, и литература, по-разному определялись в разные времена и в разных теоретико-литературных школах.

Доказательство: искусство определялось как

а) - познание жизни

- подражание природе и жизни

- воспроизведение действительности

- отражение жизни

- осмысление жизни

- свободное формотворчество

- самопознание Абсолюта

- самовыражение художника

- голос чувства и разума

- творчество

- игра

- молитва

б) литература – это искусство словесных образов, все их многообразие мы рассмотрим на следующих лекциях и семинарах;

в) литература – это самый популярный вид искусства, самый распространенный и многообразный.

Вывод: Итак,разные определения искусство лишь показывают его непостижимую глубину и бесконечность заложенных в него смыслов.

2 тезис. Классификации видов искусств – их несколько, в зависимости от точки зрения на искусство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: