а) «Парадокс Эйнштейна»: становясь «взрослыми», мы «наслаждаемся, читая литературу, но толстой стеной отделяем свою жизнь от искусства.. Если литература не заставляется человека становится лучше и делать жизнь лучше, следовательно, она не выполняет свою роль» (Дневники Альберта Эйнштейна).
б) М. Бахтин, его статья 1919 года «Искусство и ответственность» и стихотворение Ю. Кима «Театральный монолог» решают вопрос: как преодолеть пропасть между прекрасной литературой и искусством – и безобразной действительностью?
в) Нас всех с ранней юности уже подстерегает «обыкновенная история» Александра Адуева (И. Гончаров) или «деградация личности» чеховского Ионыча.
г) Главная мысль Толстого и Достоевского о путях перемены внешнего социального мира только через личное самосовершенствование. Очевидно: чтобы поменять мир, сначала нужно изменить себя.
д) В финале классического фильма итальянского неореализма «Мы так любили друг друга» (М. Антониони) молодые герои в говорят: «Мы хотели изменить мир – но мир изменил нас…» Антитезис можем услышать из уст гениального Вл. Маяковского: «Молодые – это те, Кто бойцовым рядам поределым, Скажет именем всех детей: Мы земную жизнь переделаем!»
|
|
е) Гениальный философ и литературовед М.Бахтин ХХ века в своей первой юношеской статье «Искусство и отвественность» (1919) нашел выход из этой дурной бесконечности. Вот его логика:
· …в творчество человек уходит на время из "житейского волненья" как в другой мир "вдохновенья, звуков сладких и молитв".
· Что же в результате? Искусство слишком дерзко-самоуверенно, слишком патетично, ведь ему же нечего отвечать за жизнь, которая, конечно, за таким искусством не угонится. "Да и где нам, - говорит жизнь, - то - искусство, а у нас житейская проза".
· Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно. Heт между ними единства и взаимопроникновения внутреннего в единстве личности.
· Что же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только единство ответственности. За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней.
· Но с ответственностью связана и вина… Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьезность его жизненных вопросов.
· Личность должна стать сплошь ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но проникать друг друга в единстве вины и ответственности.
· И нечего для оправдания безответственности ссылаться на "вдохновенье"… ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством.
|
|
· Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности.
Вывод: Всем, смеющимся над Дон-Кихотом, можно ответитьсловами песни «Театральный эпилог» Юлия Кима, этой песней заканчивает все свои концерты Елена Камбурова:
Только я, очарованный зритель,
Глубоко потрясенный до слез,
Брошу к черту родную обитель
И коня оседлаю всерьез.
И поеду сражаться, бороться
Против темных таинственных сил,
Ибо есть на земле благородство,
Я в себе его вдруг ощутил.
И в беде никого не покину,
И удары приму на себя,
И наверно, конечно, погибну, -
А потом вы играйте меня!
- Что ж, иди, мы смеяться не станем.
А когда ты устанешь от ран, -
Приходи, мы еще раз обманем!
Ты умеешь поверить в обман!
III. Заключение:
Культура и искусство – это и есть большой обман… Но именно этот «обман» и отличает человека от животного: сначала это умение создать «обман», потом – способность в него поверить, и, наконец, изменять жизнь по его образу и подобию. Этот «обман» - это совесть, пробуждаемая в нас прекрасными произведениями мировой культуры и искусства. И в особенности – литературы.
___________________________________________________________________________
Ответ на 8-ой вопрос. Функції культури – мистецтва – літератури
І. Вступление.Культура, искусство и литературавыполняют особые роли в жизни общества, они определяются как функции. Так как литература - это часть искусства, а искусство – это основная часть культуры, то главные их функции в жизни человека совпадают.
ІІ. Основная часть.
1. Тезис. Основные – главныефункции культуры – искусства – литературыможно определить так:
Доказательство:
1) Человекотворческая, или гуманистическая, или мировоззренческая функция - помогает формировать мировоззрение и внутренний мир человека
2) Транслятивная функция - передает социальный опыт и историческую преемственность
3) Познавательная функция - помогает человеку познавать мир, как внешний, так и внутренний, как материальный, так и духовный
4) Семиотическая, или знаковая функция - только знание знаковой системы определяет овладение культурными ценностями
5) Регулятивная, или нормативная функция - опирается на нормативные системы: мораль, право
6) Ценностная, или аксиологическая функция - формирует систему ценностей человека
7) Интегративная, или объединяющая - выражает способность объединить людей в определенной общности независимо от нации, мировоззрения
8) Социальная, или адаптивная – помогает социализации человека
Вывод: многообразие функций литературы раскрывает все ее роли в жизни человека и общества.
2,3.. тезисы – можетет добавить самостоятельно.
ІІІ. Заключение.
Итак, культура, искусство и литературавыполняют особые роли в жизни каждого отдельного человека. Для меня каждая из этих функций является важной и творческой, ибо все эти роли литературы в моей жизни оказались главными. (Приведите свои примеры: например, какие ценности у вас сформированы под влиянием аксиологиекой функции искусства?)