И ПунШа ПЛамеНь ГоЛуБой… (А.Пушкин)
Аллюзия – стилистическая фигура: намек на реальное историческое, политическое, литературное явление, которое мыслится как общеизвестное и поэтому не называется. Напр., в стихотворении А.Блока «Пушкинскому Дому» строки «Всадник бронзовый, летящий // На недвижном скакуне» являются аллюзией на поэму Пушкина «Медный всадник».
Алогизм – намеренное нарушение в речи логических связей.
«Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями». (Н. Гоголь).
Амфибрахий – трехсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя безударными.
È - È / È -È / È - È /
Не ветер/ бушует/ над бором…/ (Н. Некрасов)
Анакруса –
1/ сверхметрические безударные слоги в начале стиха, являющиеся «лишними» для данной стопы.
È - È / È - È / È - È / È -
Русалка / плыла по / реке го/лубой,
È/ È - È /È - È / È -
О /заряе /ма полной / луной. (M. Лермонтов)
2/ все безударные слоги, стоящие в начале стиха перед первым ударным.
Анапест – трехсложная стопа, в которой вслед за двумя безударными слогами располагается ударный слог.
È È - / È È - / È È - / È
О, весна,/ без конца/ и без кра/ю… (А.Блок)
Анафора –
1/ стилистическая фигура, основанная на повторении одного и того же слова или группы слов в начале нескольких рядом стоящих строк, строф, фраз.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. (А. Пушкин)
2/ повторение одинаковых звуков в начале нескольких слов /фоническая анафора – вид звукового повтора/;
3/ повторение одинаковых мотивов в начале эпизодов /композиционная анафора/.
Анахронизм – сознательное или ошибочное нарушение хронологического правдоподобия, перенесения явлений или событий из одной эпохи в другую.
Напр., в трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра» героиня (в I в. до н.э.) требует у служанки «бумаги и чернил».
Антитеза – стилистическая фигура, представляющая собой сопоставление резко контрастных или прямо противоположных определений.
Напр.: Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог! (Г. Державин)
Античное стихосложение – метрическое стихосложение, основанное на явлении изохронизма (равновременности); достигается упорядоченностью долгих и кратких слогов в стихе.
Архетипы – (греч. – первообраз, модель). В «аналитической психологии» и эстетике К.Юнга – универсальные психические схемы, бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в мифе, ритуале, актах психической деятельности, художественном творчестве. Образы-архетипы – древнейшие повторяющиеся образы-мотивы. Напр., архетипы «матери», «тени», «города» и др.
Архитектоника – внешняя организация литературного текста как единого целого: взаимосвязь и соотношение всех его частей, а также каждой части с целым. (Включается в более широкое понятие композиции).
Элементы архитектоники:
Надтекстовые: заглавие, эпиграф, посвящение.
Текстовые:
1/ статическое описание (характеристика); 2/ динамическое изображение; 3/ диалог; 4/ монолог; 5/ внутренний монолог; 6/ письмо персонажа; 7/ авторская ремарка; 8/ лирическое отступление.
П
1/ портрет (паспортный, выразительный, отвлеченный; статический, динамический); 2/ пейзаж; 3/ разговор; 4/ событие; 5/ сцена, эпизод.
Ш
Глава, часть, том, явление, акт, действие, произведение, дилогия, трилогия, тетралогия.
Ассонанс – 1/ повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков: П а р а б а р а б а нов.
2/ неточная рифма, т.е. созвучие клаузул, в которых совпадают ударные гласные и не совпадают согласные. Напр.: рук а – стен а – уд а р – разм а х …
Ассоциативность в литературе – прием неожиданного композиционного связывания элементов художественного текста (деталей, образов, эпизодов, психологических состояний) на основе их сходства, смежности или контраста. В отличие от причинно-следственных связей, ассоциативность необычно соотносит разнородные явления, когда автор и читатель выявляют между ними неочевидные семантические связи
Белый стих – стих нерифмованный. Пример – стихотворение Пушкина «…Вновь я посетил…»
Бессоюзие – стилистическая фигура, основанная на опущении союзов, связывающих однородные члены или части сложного предложения. Придает речи динамичность, насыщенность. Напр.: