Гротеск – художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении, на совмещении резких контрастов – реальности и фантастики, трагического и комического, острого сарказма и добродушного юмора. Гротеск нарушает границы правдоподобия, выводит образ за пределы вероятного, деформируя его, как, напр., в стихотворении Маяковского «Прозаседавшиеся».
Дактиль – трехсложная стопа, в которой ударение падает на первый слог.
- È È / - È È / - È È / - È È /
Тучки не/бесные, / вечные / странники…/ (М. Лермонтов)
Дактилическая рифма – рифма, имеющая в клаузуле два безударных слога: обильн ая – бессильн ая.
Диалог – речевое общение между двумя или более лицами; компонент словесно – художественного текста, воспроизводящий это общение.
Дилогия – два литературных произведения, объединенных общим замыслом. Напр., «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И.Ильфа и Е.Петрова.
Диссонанс (консонанс) – неточная рифма, в которой согласные звуки совпадают, а рифмующиеся ударные гласные различаются:
|
|
т а ющая – в е ющая – л и к – сн е г (А. Блок)
Дистих – строфа, состоящая из двух стихотворных строк.
Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль. (А. Пушкин)
Дольник (паузник) – ритмическая форма, переходная от силлабо-тонического стиха к тоническому; в ее основе ощущается какая-либо трехсложная стопа с "пропуском" 1-2 слогов в стихе. Паузы, возникающие на месте "пропусков", делят стих на ритмические доли (ударные слоги с прилегающими безударными). Соответственно различают трехдольник, четырехдольник и др. Междуударный интервал колеблется в диапазоне 1–2 слогов.
Ö - È / È - È / È - È / Ö - È /
Девуш/ка пела / в церковном / хоре /
È - Ö / È - È / È - Ö / È -
О всех / усталых/ в чужом / краю,
О всех ко/раблях, / ушедших/ в море,/
О всех, / забывших/ радость/ свою. (А, Блок)
Женская рифма – рифма, имеющая в клаузуле один безударный слог:
пра вил – заста вил.
Завязка – элемент сюжета, изображение возникающих противоречий, начинающих развитие событий в произведении, завязывание основного конфликта.
Звукопись – использование звукового состава слова для усиления выразительности поэтической речи. Формы звукописи:
Звуковая скрепа – соединение (скрепление) при помощи звуков двух или более слов, имеющих между собою также логические или синтаксические связи.
Ей ра но нра вились ро м ан ы. (А. Пушкин)
Звуковая гамма – развернутая звуковая скрепа, повторения звукосочетания гласного и согласного /иногда несколько согласных звуков/, из которых один постоянный, другой переменный.
|
|
Т оск а любв и Татьяну го нит,
И в с ад и де т она грус тить,
И вдруг не дв и ж н ыоч и кло нит,
Тн /а /и,е / И л ен ь е йдал ее ступ ить.
Пр и под ня л а ся гру д ь, ла нит ы
Мг н ов енн ым пл а м ене м покры т ы… (А. Пушкин)
Звукообраз – художественный образ, в создании которого существенна роль звукописи. Часто реализуется в форме звукоподражания – приблизительного воспроизведения звуками речи звуков, присущих тем или иным явлениям действительности.
Св и ще т ве т е р, с ер е бряный в ет е р
В ш елко в ом ш ел ес т е с н еж ного ш ума. (С.Есенин)
Инверсия – стилистическая фигура: необычный порядок слов в предложении.
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням. (А. Пушкин)
Интонация –совокупность звуковых средств языка, фонетически организующих речь путем расчленения ее сообразно смыслу на фразы и синтагмы, устанавливающих между частями фразы смысловые отношения; сообщающих фразе повествовательное, вопросительное, повелительное и др. оттенки значений, выражающих различные чувства. Интонация не только связана с семантико-синтаксической структурой отдельного предложения, но, выражая различные эмоциональные установки автора, воплощает идейно-образное содержание произведения в целом.
состав интонации
1/ повышения и понижения голоса (мелодия);
2/ перерывы в речи (паузы);
3/ расстановка фразовых ударений (динамика речи);
4/ относительное ускорение и замедление отдельных групп слов (темп).
интонационные типы стиха:
1/ Напевный – ориентированный на воспроизведение «музыкальной» основы стиха; его основные формы: а/ песенная, характеризующаяся строфической симметричностью, замкнутостью интонации, б/ романсная, дающая сложный, сквозной рисунок изменчивой интонации, характеризуется звуковыми и мелодическими повторами, «кружениями».
а/ Сквозь волнистые туманы б/ Там, в ночной завывающей стуже,
Пробирается луна, В поле звезд отыскал я кольцо.
На печальные поляны Вот лицо возникает из кружев,
Льет печальный свет она. Возникает из кружев лицо.
(А. Пушкин) (А.Блок)
2/ Говорной – воспроизводящий интонацию живой речи; его основные формы: а/ ораторская, характеризующая приподнятостью, торжественностью тона, б/ разговорная, которой присуща естественность, непринужденность.