Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)

Гротеск – художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении, на совмещении резких контрастов – реальности и фантастики, трагического и комического, острого сарказма и добродушного юмора. Гротеск нарушает границы правдоподобия, выводит образ за пределы вероятного, деформируя его, как, напр., в стихотворении Маяковского «Прозаседавшиеся».

Дактиль – трехсложная стопа, в которой ударение падает на первый слог.

- È È / - È È / - È È / - È È /

Тучки не/бесные, / вечные / странники…/ (М. Лермонтов)

Дактилическая рифма – рифма, имеющая в клаузуле два безударных слога: обильн ая – бессильн ая.

Диалог – речевое общение между двумя или более лицами; компонент словесно – художественного текста, воспроизводящий это общение.

Дилогия – два литературных произведения, объединенных общим замыслом. Напр., «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И.Ильфа и Е.Петрова.

Диссонанс (консонанс) – неточная рифма, в которой согласные звуки совпадают, а рифмующиеся ударные гласные различаются:

т а ющая – в е ющая – л и к – сн е г (А. Блок)

Дистих – строфа, состоящая из двух стихотворных строк.

Гляжу, как безумный, на черную шаль,

И хладную душу терзает печаль. (А. Пушкин)

Дольник (паузник) – ритмическая форма, переходная от силлабо-тонического стиха к тоническому; в ее основе ощущается какая-либо трехсложная стопа с "пропуском" 1-2 слогов в стихе. Паузы, возникающие на месте "пропусков", делят стих на ритмические доли (ударные слоги с прилегающими безударными). Соответственно различают трехдольник, четырехдольник и др. Междуударный интервал колеблется в диапазоне 1–2 слогов.

Ö - È / È - È / È - È / Ö - È /

Девуш/ка пела / в церковном / хоре /

È - Ö / È - È / È - Ö / È -

О всех / усталых/ в чужом / краю,

О всех ко/раблях, / ушедших/ в море,/

О всех, / забывших/ радость/ свою. (А, Блок)

Женская рифма – рифма, имеющая в клаузуле один безударный слог:

пра вил – заста вил.

Завязка – элемент сюжета, изображение возникающих противоречий, начинающих развитие событий в произведении, завязывание основного конфликта.

Звукопись – использование звукового состава слова для усиления выразительности поэтической речи. Формы звукописи:

Звуковая скрепа – соединение (скрепление) при помощи звуков двух или более слов, имеющих между собою также логические или синтаксические связи.

Ей ра но нра вились ро м ан ы. (А. Пушкин)

Звуковая гамма – развернутая звуковая скрепа, повторения звукосочетания гласного и согласного /иногда несколько согласных звуков/, из которых один постоянный, другой переменный.

Т оск а любв и Татьяну го нит,

И в с ад и де т она грус тить,

И вдруг не дв и ж н ыоч и кло нит,

Тн /а /и,е / И л ен ь е йдал ее ступ ить.

Пр и под ня л а ся гру д ь, ла нит ы

Мг н ов енн ым пл а м ене м покры т ы… (А. Пушкин)

Звукообраз – художественный образ, в создании которого существенна роль звукописи. Часто реализуется в форме звукоподражания – приблизительного воспроизведения звуками речи звуков, присущих тем или иным явлениям действительности.

Св и ще т ве т е р, с ер е бряный в ет е р

В ш елко в ом ш ел ес т е с н еж ного ш ума. (С.Есенин)

Инверсия – стилистическая фигура: необычный порядок слов в предложении.

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням. (А. Пушкин)

Интонация –совокупность звуковых средств языка, фонетически организующих речь путем расчленения ее сообразно смыслу на фразы и синтагмы, устанавливающих между частями фразы смысловые отношения; сообщающих фразе повествовательное, вопросительное, повелительное и др. оттенки значений, выражающих различные чувства. Интонация не только связана с семантико-синтаксической структурой отдельного предложения, но, выражая различные эмоциональные установки автора, воплощает идейно-образное содержание произведения в целом.

состав интонации

1/ повышения и понижения голоса (мелодия);

2/ перерывы в речи (паузы);

3/ расстановка фразовых ударений (динамика речи);

4/ относительное ускорение и замедление отдельных групп слов (темп).

интонационные типы стиха:

1/ Напевный ориентированный на воспроизведение «музыкальной» основы стиха; его основные формы: а/ песенная, характеризующаяся строфической симметричностью, замкнутостью интонации, б/ романсная, дающая сложный, сквозной рисунок изменчивой интонации, характеризуется звуковыми и мелодическими повторами, «кружениями».

а/ Сквозь волнистые туманы б/ Там, в ночной завывающей стуже,

Пробирается луна, В поле звезд отыскал я кольцо.

На печальные поляны Вот лицо возникает из кружев,

Льет печальный свет она. Возникает из кружев лицо.

(А. Пушкин) (А.Блок)

2/ Говорной – воспроизводящий интонацию живой речи; его основные формы: а/ ораторская, характеризующая приподнятостью, торжественностью тона, б/ разговорная, которой присуща естественность, непринужденность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: