Еще один подход к исследованию систем связан с так называемой бельгийской школой во главе с И. Пригожиным. Этот ученый занимался термодинамикой неравновесных физических систем (Нобелевская премия 1977 г.) и обнаружил, что выявленные им закономерности справедливы для систем любой природы. Он как бы заново открыл уже известные свойства систем, но, кроме этого, предложил новую теорию динамики систем. Суть его теории заключается в следующем.
Материя не является пассивной субстанцией; ей присуща спонтанная активность, вызванная неустойчивостью неравновесных состояний, в которые приходит система в результате взаимодействия с окружающей средой. Так реализуется механизм самоорганизации систем, причем в особые «переломные» моменты (точки бифуркации) принципиально невозможно предсказать, станет ли система менее или более организованной. |
Контрольные вопросы
1. Может ли какое-либо явление быть несистемным?
2. Что такое проблемная ситуация?
3. Какая, по-вашему, деятельность не может быть алгоритмизирована?
|
|
4. Приведите пример деятельности, которая ранее считалась чисто эвристической, а теперь успешно алгоритмизирована?
5. Какие особенности мышления позволяют утверждать, что оно системно?
6. Приведите аргументы в пользу системности всей материи.
7. Каковы основные события в развитии системных представлений в течение последних 150 лет?
8. Что означает греческое слово «система»?
9. В чем отличие кибернетики Винера и теории систем Берталанфи?
10. Какой взгляд на системность мира выражает синергетика?
Литература
1. Ф.И.Перегудов, Ф.П.Тарасов. Введение в системный анализ. М.: «Высшая школа», 1989. 519.8(07)У П27.
2. В.А.Губанов и др. Введение в системный анализ. Л., 1988.
3. Р.Пэнтл. Методы системного анализа окружающей среды. М.: Мир, 1979.
4. Н.В.Чепурных, А.Л.Новоселов. Экономика и экология. Развитие, катастрофы. М.: Наука, 1996.
5. Д.Б.Браун. Системы обеспечения техники безопасности. М.: 1979.
6. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса».
[1] Телеология – (финализм) – философская концепция, согласно которой все в мире (действия человека, исторические события, природные явления) устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных богом или природой целей; учение о цели и целесообразности