Рекомендации и требования к итоговой контрольной работе

В завершение курса студенты пишут итоговую аудиторную контрольную работу, рассчитанную на два академических часа, которая должна показать, в какой мере студент может использовать освоенный понятийный, теоретический материал в качестве практического интрументария при самостоятельной анализе художественного текста. Для этого каждому предлагается проанализировать художественное произведение в том или ином, сформулированном в задании, проблемном аспекте.

В качестве таких аспектов могут выступать все уровни анализа – которые уже были в свое время предметом специального изучения на практических занятиях: тропы, стиховой строй, художественное время и пространство, персонажный мир, композиция и пр. Примерные формулировки заданий, соответственно, могут быть такими: “Раскрыть специфику художественного времени в следующем тексте…”,“Проанализировать систему повествования…”, “Охарактеризовать композиционный строй…”, “Выявить черты мифологической картины мира…” и т.п.

Список конкретных текстов и заданий заранее не сообщается, студенты получают их непосредственно перед работой.

При анализе важно не просто назвать и перечислить художественные приемы, но выяснить их художественную функцию в раскрытии единого замысла, в утверждении авторской позиции произведения.

Оценивается:

- Умение определять особенности поэтического строя художественного текста и внутренние закономерности его организации;

- Знание литературоведческой терминологии;

- Понимание функциональности художественных приемов как путей формирования внутреннего мира произведения и утверждения авторской позиции;

- Способность доказательно и логично строить рассуждение, опираясь на материал текста.

По решению преподавателя оценка за контрольную работу может учитываться при выставлении экзаменационной оценки как ответ на один из вопросов билета.

Требования к экзамену по курсу “Основы науки о литературе”

На экзамене проверяется и устанавливается степень владения студентом знаниями и умениями по всему курсу.

Студент допускается к экзамену, если он:

1. выполнил все задания преподавателя, дававшиеся в течение учебного года для подготовки к практическим занятиям (предъявлены конспекты научных работ),

2. написал на положительную оценку все виды проверочных работ,

3. написал на положительную оценку контрольную работу по разделу “Стиховедение”,

4. написал итоговую контрольную работу по анализу художественного произведения (не зачтенная преподавателем работа должна быть переделана, дописана с учетом сделанных замечаний и пожеланий).

При наличии пробелов в текущей работе вопрос об аттестации студента, которая проводится или по линии деканата, или самим преподавателем, решается последним в индивидуальном порядке. Если студент пропустил занятие, он обязан отчитаться за пропущенное занятие конспектами научных работ, должен написать необходимые проверочные работы.

На экзамене студент должен продемонстрировать владение материалом программы: умение

n аргументированно и логически последовательно раскрыть смысл, внутреннее содержание тезисов и кратких формулировок программы (предложенных в билете в форме вопроса),

n владеть всеми литературоведческими терминами, которые определены как в программе лекционных занятий, так и - семинарских занятий,

n пояснить практическую сущность того или иного явления (понятия, проблемы) с точки зрения литературоведческой науки,

n определять явления в художественном тексте и приводить свои примеры из художественных произведений.

Теоретической базой для подготовки к ответу на экзаменационный вопрос должны послужить материалы лекционных занятий, указанная в методическом пособии справочная и учебная литература.

Экзаменационный билет включает в себя два вопроса теоретико-литературного характера. Предполагаются и дополнительные вопросы по анализу художественных текстов (практическое задание).

При выставлении экзаменационной оценки учитывается:

· уровень ответа, т.е. знание терминологии и имеющиеся у студента представления об основных научных работах по рассматриваемой проблеме;

· фактический уровень владения теоретическим материалом, умение практически применять полученные знания при анализе художественного текста.

Это последнее умение каждый студент уже продемонстрировал в итоговой аналитической контрольной работе, поэтому качество выполненной работы влияет на экзаменационную оценку.

В проблемных ситуациях учитывается и работа студента в течение всего учебного года.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: